Проф. Мартынов:
«Учение об апокатастасисе, как не ясно выражено оно в сочинениях св. Григория, далеко однакоже не всеми изследователями признавалось и признается искренним и единственным убеждением еп. Нисскаго. Лучше сказать, это такой вопрос в системе св. отца, по поводу котораго существовало столько же различных мнений и соображений, сколько было отдельных лиц, занимавшихся разрешением его.
Два главныя обстоятельства ставили здесь в затруднение изследователей.
Прежде всего и главным образом приводила в недоумение та двойственность
воззрений св. Григория, в силу которой и учение о прекращении зла и
мучений, и учение о вечном, нескончаемом их продолжении
одинаково находили место в его сочинениях. Трудно было, конечно,
допустить, чтобы такое противоречие могло ужиться в уме столь глубокаго
мыслителя. Отсюда являлась потребность пожертвовать одним учением в
пользу другаго, одно признать подлинным и твердым убеждением св.
учителя, другое вскользь и мимоходом высказанным или даже прямо
подложным. Само собой понятно, что такое разграничение подлиннаго и
подложнаго, твердаго и поверхностнаго не могло достаться легко ввиду
того, что оба противоположныя воззрения имели опору в подлинных сочинениях св. Григория. С другой стороны, не менее приводил в смущение самый факт присутствия в сочинениях святаго и уважаемого отца такого учения, которое шло в прямой разрез с общецерковными убеждениями и даже торжественно осуждено на 5-м вселенском соборе, как решительное заблуждение 1).»
1) Опред. 5-го Всел. Соб., см. въ Хр. Чт. 1847 г. часть IV.
Источник: Мартынов А.В Эсхатология св. Григория Нисского// Прибавления к Творениям св. Отцов 1883. Ч. 32. Кн. 1. С. 86 – 197 (1-я пагин.)., стр. 177 - 178
Проф. Несмелов:
«Мнение об интерполяции творений св. Григория разделялось некоторыми учеными и новейшего времени 1);
1) Тилльмонъ, Селье, Фесслеръ и Скворцовъ
но нужно сознаться откровенно, что для него нет совершенно никаких оснований, кроме благочестиваго желания оправдать знаменитаго отца церкви от таких ошибокъ, которыя торжественно были анафематствованы вселенскою церковью 1).»
1) На V вселенском соборе.
Источник: Виктор Несмелов «Догматическая система святого Григория Нисского», Издание Центра изучения, охраны и реставрации наследия священника Павла Флоренского, Санкт – Петербург, 2000 г., стр. 620 - 621
Комментариев нет:
Отправить комментарий