Святая Православная Церковь является хранительницей Истины: сохраняет
Священное Писание и Предание апостолов и святых отцов. На протяжении
всей истории лукавый враг рода человеческого сеял плевелы лжеучений,
пытаясь совратить людей с пути спасения. Поэтому святые отцы Церкви
должны были противостоять им. В результате на Семи Вселенских Соборах
при содействии Святого Духа было определено истинное догматическое
учение Церкви. Истина не может меняться, т.к. это – Истина.
Поэтому мы
должны сохранять вверенное нам Православное вероучение как величайшее
сокровище. Ставить себя выше Вселенских Соборов дерзают только Папа
Римский и различные протестантские секты. Это – путь погибельный, путь
гордыни, превозносящейся выше всего святого. Это – состояние духовной
прелести: «Всякий не имеющий сокрушенного духа, признающий за собой
какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий не
держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о
каком-либо догмате произвольно, по своему усмотрению или по учению
инославному находится в этой прелести»(свт. Игнатий Брянчанинов Собр. соч.в 7 т. М.,1993.Т.1.С.247).
Духовная брань была во все времена и наше время не исключение.
Появляются новые обновленцы, которые не колеблясь готовы пересматривать
Православное вероучение в угоду своей гордыне, карьере, угождению
властьимущим и т.д.
Например, вновь появилось и даже распространяется осужденное на V
Вселенском Соборе учение о всеобщем спасении - апокатастасис
(апокастасис). Говорит оно, что ад закончится и все спасутся, даже
демоны. Высказал эту идею под влиянием творений Оригена в свое время
св. Григорий Нисский. Отсюда берет начало еще одна католическая ересь о
чистилище. Церковь отвергла это лжеучение: "Кто говорит или думает,
что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после
некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после
восстановление демонов и нечестивых людей, - да будет анафема".Так
звучит 9-й анафематизм против оригенистов, предложенный св. Юстинианом
Великим, принятый Поместным Константинопольским Собором 543 г. и
утвержденный Пятым Вселенским Собором
Вот что говорят по этому поводу святые отцы. "Слава Господу, что Он
дал нам покаяние, и покаянием все мы спасемся, без исключения", - писал
преподобный Силуан Афонский, и тут же добавлял: "Не спасутся только те,
которые не хотят каяться, и в этом я вижу их отчаяние, и много я
плачу, жалея их" (прп. Силуан Афонский. Писания. Ивановское, 1997. - С.
88.).
Св. Марк Ефесский, приведя обширные выдержки из св. Григория,
восклицает(о всеобщем спасении): "Разве мы не правильно поступаем, что
не принимаем на веру таковые слова св. Григория Нисского, считая их или
подложными, или, если они даже и подлинные, не принимая их, как
противоречащие Писаниям и общим догматам?" (св. Марк Ефесский. Второе
слово против чистилища. / арх. Амвросий (Погодин). св. Марк Ефесский и
Флорентийская уния. N.Y., 1963. - С. 132.).
«Всеми людьми исследуется вопрос: будет ли иметь конец огнь геенский? Христос открыл нам, что этот огнь не имеет конца: огонь неугасимый и… червь не умирает(Мк 9,45).»(Святитель Иоанн Златоуст. Алфавит духовный М., 2005.- С.102)
«Так, Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку вечную (Мф. 25,46), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его(41), а в другом месте именует геенну огненную и присовокупляет: где червь их не умирает и огонь не угасает(Мк.
9,47-48)…потому, если при таком числе подобных свидетельств,
находящихся во многих местах богодухновенного Писания, многие еще как бы
забыв о всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают
себе конец мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех, то сие, конечно, одна из козней диавольских» (Святитель Василий Великий. Алфавит духовный. М., 2006.-С.275-276
«Очевидно и несомненно то, что как не будет конца блаженству добрых,
так не будет конца и мучению злых…Нечестивые потому имели конец грехов,
что имели конец жизни. Они желали бы, если бы могли, жить без конца,
чтобы иметь возможность грешить без конца»(Собеседования святого отца
нашего Григория Двоеслова…М., 1996.-С.286-287)
В заключение хочется отметить, что на попытки возрождения идей
апокатастасиса в ХХ-м веке Церковь отреагировала точно так же, как в IV и
в VI-м: Архиерейское совещание 1935 года, проходившее под
председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита
(впоследствии - патриарха) Сергия (Страгородского) и посвященное учению
прот. С. Булгакова, повторило:"Нельзя забывать, что диавол
уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся. Значит,
рядом с "градом Божиим" и "вне" его (Апок 22:15) навеки останется
область отвержения, "смерть вторая" (Апок 21:8). Откровение не знает
апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со Христом.
"Бог будет всё" лишь в "сынах Царствия", всё во всех, чья воля
сознательно отождествилась с волей Божией"). (Подробно об этом можно прочитать здесь: О «единоличном» мнении митрополита Сергия (Страгородского) об апокатастасисе)
(М.П. К вопросу о так называемом "единоличном мнении" митрополита
Сергия. // Символ. №39. 1998. - С. 166.) Под этим документом, помимо
будущего патриарха Сергия, подписалось 10 епископов, что в то время
составляло едва ли не всю полноту епископата Русской Православной
Церкви, находившегося на свободе. Большинство из этих архиереев приняли
впоследствии мученический венец.
Священник Николай Баринов
20.11.2006 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий