Несмотря на
анафемаствование Пятым Вселенским Собором учения о всеобщем спасении –
апокатастасисе, всё не умолкают споры о вечности мучений. С одной
стороны это весьма странно, так как ересь – это хула на Святого Духа и
удивительно, как некоторые люди, особенно православные не боятся слов
Господа: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам
(Мф. 12, 31). Кстати, эти слова Господа говорят о муке для
богохульников, не имеющей конца. Но с другой стороны – так и должно
быть. Идёт духовная брань, поэтому враг рода человеческого пытается прельстить, если возможно, и избранных (Мк. 13, 22). Поэтому необходимо снова вернуться к этому вопросу.
Есть замечательное
высказывание об этой ереси святителя Феофана, Затворника Вышенского:
«Господь ясными словами, не допускающими никакого перетолкования,
говорит: пойдут сии в муку вечную (Мф. 25, 46)... Если говорит так Тот,
Кому столько стоило спасение наше, и Кто ничего так не желает, как чтобы
все спаслись, верно иначе сему быть нельзя... И никаким переводчикам
никакого повода не представилось и в голову не пришло как-нибудь иначе
перевести эти страшные слова: в муку вечную. Потому не может подлежать
сомнению, что Господь именно так сказал. Истолковывать же тут нечего –
слова ясны без толкования. Пытались дать слову вечную кривое толкование
(не верующие, а неверы), будто вечную означает здесь относительную
вечность: долго-долго, но не без конца, долго так, что эта длительность
покажется вечностью, но все же конец будет. Что такое толкование криво,
обличает тут же стоящее слово: в жизнь вечную (Мф. 25, 46). Живот вечный
и кривотолки разумеют, как имеющие быть без конца. Так надо понимать и
муку вечную»[1].
Но существует также
мнение историка А.В. Карташева о том, будто Ориген и его учение не были
анафематствованы V Вселенским Собором, что дело оригенистов разбиралось,
и осуждение Оригену вынесено только поместным Константинопольским
Собором, который предшествовал V Вселенскому (хотя, даже если это было
так, то этого уже было бы достаточно). Карташев пытается обелить Оригена
и наводит тень на прославленного Церковью в лике святых императора
Юстиниана. Вообще, в пылу полемики он своё личное мнение иногда выдаёт
за исторические факты. Но он все же приводит исторические данные об
осуждении Оригена V Вселенским Собором:
«4. ...Однако нельзя не
учитывать того, что в древних рукописных материалах римского архива,
может быть скопированных с оригинала, привезённого папой Виталием (VI
в.), имя Оригена есть.
5. Примечательно, что
палестинские монахи-оригенисты из Новой Лавры порвали с епископами
иерусалимскими как раз после подписания деяний V Вселенского собора.
Анафематствование в этих деяниях так называемых «трех глав» не могло
особенно задеть палестинских монахов.
6. Со времени V
Вселенского собора всюду встречаем убеждение, что этот Собор осудил
Оригена и оригенизм. Легче всего это объяснялось бы тем, что в 11-ом
анафематизме было упоминание имени Оригена».
Еще Карташев пишет:
«Текст этого указа императора Юстиниана против Оригена (там же
анафематизм против учения о всеобщем спасении (апокатастасиса – прим.) был произвольно помещен издателями «Деяний соборов» (Harduin и Мапsi) в собрании актов V Вселенского собора»[2].
Слово произвольно
основано, только на некоторых личных мнениях. На самом деле множество
святых отцов, конечно, не позволили бы так вольно обращаться с Деяниями
Соборов. Вышеприведенные им же исторические свидетельства как раз
говорят об обратном – практически ни у кого никогда не было сомнений в
анафеме на Оригена и оригенизм. Император Юстиниан предложил Поместному
Собору 543 года осудить учение Оригена в 10-ти анафемах. Но предложение
Юстиниана было перевыполнено. Его учение было осуждено в 15-ти анафемах[3]. После осуждения Оригена V Вселенским Собором (на 8-ом заседании)[4], эти анафематизмы, детально осуждающие его учение, были включены в Деяния Собора.
Подтверждают осуждение
Оригена и, соответственно, апокатастасиса, и последующие Вселенские
Соборы. Так в 1-ом правиле VI Вселенского Собора читаем: «Еще же и ста
шестидесяти пяти богоносных Отцов, собравшихся в сем царствующем граде
при Юстиниане, блаженной памяти царе нашем, благочестивые глаголы, как от Духа произнесенные (выделение – авт.) ведаем и оным потомков наших научаем. Они... Оригена, и Дидима, и Евагрия, возобновивших еллинские басни... соборно предали проклятию и отринули»[5].
VII Вселенский Собор
подтвердил постановления всех 6-ти Вселенских Соборов: «Ибо все они от
одного и того же Духа быв просвещены, полезное узаконили. И кого они
предали анафеме, того и мы анафемаствуем»[6], – то есть, конечно, и Оригена с его «еллинскими баснями», в том числе – апокатастасисом.
Некоторые еще оспаривают
указ митрополита Сергия (Страгородского) Преосвященному митрополиту
Литовскому и Виленскому Елевферию, где осуждается учение протоиерея
Сергия Булгакова, в том числе апокатастасис. Они говорят, что это было
частное мнение митрополита Сергия, а не мнение Церкви. На самом деле 25
августа 1935 года состоялось архиерейское совещание, которое рассмотрело
учение протоиерея Сергия Булгакова. Оно приняло определение №93, а
указ митрополита Сергия в точности повторил это определение. Подписали
его архиереи, которые в то время составляли едва ли не всю полноту
епископата Русской Православной Церкви, находившегося на свободе
(большинство из этих архиереев приняли впоследствии мученический венец)[7]. (Подробно об этом можно прочитать в статье: О «единоличном» мнении митрополита Сергия (Страгородского) об апокатастасисе)
Некоторых волнует еще
такой вопрос: «Если я спасусь, а мои родственники будут вечно в аду, то
как я буду счастлив в Царствии Небесном?» Ответ на него есть у прп.
Силуана Афонского: «Один послушник у нас на Афоне, в Русском
Пантелеимоновском монастыре привык непрестанно молиться Богу, дабы
простил ему грехи. И стал он рассуждать о Царствии Небесном, и думал:
«Я, быть может, спасусь, если буду усердно просить Бога, чтобы простил
Он мне грехи, но если в раю я не увижу своих родителей, то буду о них
скорбеть, ибо я их люблю. Какой же это будет для меня рай, если я буду
там скорбеть за своих родных, которые, быть может, находятся во аде?»
Сей грешный послушник думал о Царстве Небесном: «Как на земле не весел
бывает праздник, если нет родителей или родных, так и в раю, если не
буду видеть родных, которых я люблю, то буду скорбеть». Так думал он с
полгода. И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои
на икону Спасителя и молился: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя
грешного», и видит икона стала живым Спасителем, и наполнились душа и
тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала
Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты, и кротости
неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек
помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу»[8].
В подтверждение учения
Церкви о бесконечности мук грешников можно привести мысли множества
святых отцов. Преподобный Максим Исповедник: «Подвиги в добродетели...
бывают виновниками для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение –
виновниками муки вечной» (Главы о любви, 2, 34). И еще в
другом месте разъясняет, что означает «вечной»: «И сотворит Он отмщение
Своим противникам, отделив, через святых ангелов, неправедных от
праведных, проклятых от святых... И, как гласит истина Божественных
словес, Он воздаст на бесконечные и нескончаемые века праведное воздаяние каждому соответственно достоинству прожитой им жизни» (Мистагогия, XIV).
Святитель Игнатий
(Брянчанинов): «Смерть во аде столько вожделенна, сколько вожделенна на
земле жизнь. Смерть была бы отрадой для адских узников. Ее нет для них:
удел их — бесконечная жизнь для бесконечных страданий»[9].
Святитель Илия Минятий:
«Если бы ты жил вечно, вечно же и грешил бы. Поэтому-то тебя и постигла
вечная мука. Перед твоим взором печь неугасимого огня, и ты все же
грешишь? Значит, ты достоин вечного огня. Ты должен быть бесконечно
благодарен Божественному правосудию, которое отверзло целую бездну
бесконечных мучений, чтобы пресечь путь твоих злодеяний. Если бы адское
наказание не было вечным, какова была бы жизнь христиан? Праведен суд
Божий! И будет время их в век. Мука на веки, а облегчения и конца - никогда!»[10].
Блаженный
Феофилакт Болгарский: «...пойдут такие люди (грешники) в муку вечную,
никогда нескончаемую, а праведники – в жизнь вечную. Ибо как святые
имеют нспрестающую радость, так неправедные – непрестающее мучение, хотя
Ориген и баснословит безумно, обольщая неопытных, что будто бы есть
конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что некогда,
очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся праведные.
Но слова Господа ясно обличают такую безумную мысль. Господь говорит о вечном наказании, то есть непрекращаемом, и
сравнивает праведных с овцами, а грешников с козлищами. Как козлу
никогда не бывать овцею, так и грешник (в будущем веке) никогда не
очистится и не будет праведным... Ибо надежды на обращение тогда уже
нет, и наступает совершенное лишение Божественной благодати»[11].
Святитель Симеон Солунский: «Та жизнь будет безграничная и нескончаемая; и как жизнь будет непрерывная, так и жребий каждому, - славы или мучения, - будет безграничный и нескончаемый. Впрочем,
и об этом многие нечестивцы пустословят во вред себе, дерзая отвергать
вечность будущего мучения. Такая дерзость внушена им обольщениями и
коварством лукавого для того, чтобы, в ожидании конца мучения, они не
оставили не совершенным ни одного дела злобы: потому что, если будет
конец мучению, то всякий грех будет некогда прощен, и отвергающие Бога,
нечествующие и беззаконные, будут некогда прославлены с благочестивыми и
святыми. Какое слово (может быть) нечестивее этого? Если будет конец
мучению, то будет конец и Царствию, и, значит, нет правды у Бога: между
тем, праведен Господь и правды возлюби (Пс. 105, 7)»[12].
А как же святитель Григорий Нисский, ведь он тоже святой отец, много и верно послуживший Церкви? Вот что говорит Господь: тот, который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше (Лк.
12,48) «И Западная, и Восточная Церкви позднее не приняли эти
оригенистские мотивы в трудах Григория Нисского. После осуждения
Оригена на Пятом Вселенском Соборе в 553 г., мнение Григория Нисского
об апокатастасисе тоже подвергалось критике». Поэтому Григорий Нисский
не был включен в чин «вселенских великих учителей и святителей»[13].
Существует еще мнение,
что святой Исаак Сирин придерживался учения об апокатастасисе. Но это
не так. В своем исследовании Юрий Максимов доказывает, что этот текст
прп. Исаака Сирина на самом деле ему не принадлежит, но приписывается
ему ошибочно. Там же он ссылается на целый ряд соборных постановлений:
Римского, Александрийского, Иерусалимского и Кипрского Соборов 400
года, Константинопольского Собора 543 года, V Вселенского Собора,
Латеранского Собора 649 года, Константинопольского Собора 1084 года, а
кроме того приводит высказывания таких святых отцов, как святители
Ириней Лионский, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов,
Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, святой
Юстиниан Великий, святитель Григорий Двоеслов, преподобные Кириак
Отшельник, Варсоно-фий Великий, Иоанн Лествичник, Максим Исповедник,
святитель Герман Константинопольский, преподобный Иоанн Дамаскин,
преподобный Феодор Студит, святитель Фотий Константинопольский,
преподобный Симеон Новый Богослов, преподобный Никита Стифат,
преподобный Григорий Синаит, святители Симеон Фессалоникийский, Марк
Ефесский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и преподобный Силуан
Афонский, ясно утверждавших, что грядущее наказание грешникам –
реальность, которой не будет конца[14].
Конечно, для некоторых
людей свое личное мнение выше и мнения святых отцов, и Соборов. Не
удерживает их даже страх вечных мук (они в них как раз и не верят). Вот
что пишет святитель Игнатий (Брянчанинов): «Тщетно гремит угрозами
Слово Божие, тщетно возвещает о страшных бесконечных муках!... Имя имаши яко жив, а мертв еси (Апок. 3, 1)»[15].
Действительно, состояние духовной прелести делает человека духовно
мертвым, но имеющим высокое самомнение о себе и своем учении, идущим
вразрез с учением Церкви – духовно мертвый не видит этого, думая, что он
жив. Доходит даже до того, что сторонники апокатастасиса обещают самые
страшные муки в аду тем, кто верит в вечность мучений. Как будто не
читают они вечерние молитвы: «Суда Твоего Господи, боюся и муки безконечныя». Верны слова Господа: ты носишь имя, будто жив, но ты мертв (Откр. 3,1).
Наш долг постараться
спасти души людей от этих самых вечных мук. Но, конечно, если человек
не желает, Бог не насилует воли человека. Поэтому остается только
привести цитату из пророка Иезекииля: Если же ты остерегал
беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути
своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою (Иез. 33, 9).
Священник Николай Баринов
23.05.2011
[1] Святитель Феофан Затворник. Алфавит Духовный. М., 2006 – С.59-60
[2] Карташев А.В. Вселенские Соборы http://azbyka.ru/dictionary/03/kartashev_vselenskie_sobory_08-all.shtml
[3] Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н.Новгород, 2005 – С.413
[4] Поснов М.Э. История Христианской Церкви http://www.kursmda.ru/index.php/library.html
[5]
Каноны или Книга Правил святых апостолов, святых Соборов, Вселенских и
Поместных и святых отцов на русском языке. СПб., 2000 – С.59
[6]
Каноны или Книга Правил святых апостолов, святых Соборов, Вселенских и
Поместных и святых отцов на русском языке. СПб., 2000 – С.103
[7] М.П. К вопросу о так называемом "единоличном мнении" митрополита Сергия. Символ. №39. Париж, 1998. - С. 152-153, 166
[8] Старец Силуан Афонский. Часть II. Писания старца Силуана http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1392#part_16504
[9] Святитель Игнатий Ставропольский. Приношение современному монашеству. М., 2001 – С.159
[10] Святитель Илия Минятий. http://www.pravpost.org.ua/page-al-iliya_minyatiy.html
[11] Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Мф., 25 гл. http://www.pagez.ru/lsn/0113.php
[12]
Святитель .Симеон Солунский. Писания святых отцов и учителей Церкви,
относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т.III: Сочинения
блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. Ч.II: Толкование на
божественный и священный Символ православной и непорочной нашей веры
христианской. СПб., 1857, с.113-114
[13] Перевезенцев С. В. Святитель Григорий Нисский http://www.portal-slovo.ru/history/35536.php // Щипина
Р.В. Святитель Григорий Нисский об образе человека в христианском
искусстве
http://www.ncca.ru/innovation/files/applications/1296049004986.doc
[14] Юрий Максимов. Вечны ли адские муки? Часть 3 http://www2.pravoslavie.ru/put/4204.htm
[15] Святитель Игнатий (Брянчанинов). Приготовление к таинству исповеди http://www.hram-feodosy.kiev.ua/article/4/6/460/1
Комментариев нет:
Отправить комментарий