С православным
учением о посмертной жизни души, о ее состояниях и этапах духовного
пути, который начинается от одра смерти и кончается местом, определенным
на частном суде над ней, связаны все заупокойные
службы. Это - древнее предание Церкви, которое представляет собой часть
литургического богословия. С этим преданием связаны церковные
установления, особенно поминовение новопреставленного в 3, 9 и 40-ой
дни, а также вселенские панихиды, которые входят в ритм годичного
богослужения.
Если мы внимательно рассмотрим тексты
канонов заупокойных служб, а также читаемые над умирающим и после его
смерти молитвы, то перед нами откроются те испытания, которые
претерпевает душа усопшего после смерти. Самым страшным ее испытанием
является невозможность помочь самой себе, то есть принести покаяние и
измениться. Посмертное состояние является раскрытием того, что душа
приобрела на земле. Человек увидит себя таким, каким он есть на самом
деле. И, в тоже время, эти каноны заупокойной службы пронизаны светом
надежды о том, что молитвы Церкви и милостыня могут помочь душе при
условии ее веры, принадлежности к Церкви и добрых дел, которые она
совершила при жизни.
Здесь молитвы Церкви восполняют
недостающее, но и они не могут изменить содержание человеческой личности
и общее направление тех желаний и стремлений, которые владели человеком
при его жизни. Из церковной гимнографии и агиографических произведений
мы знаем о мытарствах, через которые будет проходить душа, о видении ею
обителей рая и ада и о двукратном поклонении души Христу. На 40-ой день
над душой производится частный суд, и ангелы отводят ее в то место, где
она будет пребывать до Страшного суда. Изменить это место могут только
молитвы Церкви, а также милостыня и молитва живущих на земле.
Г-н Осипов посчитал Предание Церкви
наивными и отжившими представлениями, и выдвинул собственную
экстравагантную теорию. Неизвестно, было ли ему дано откровение, во
время которого он побывал в раю и аду, или он, по выражению Горького,
пустил “ежа под череп”, но так или иначе, г-н Осипов объявил, что в аду
существуют катехизаторские школы и церковь, в которых
преподают и совершают священнодействие не богословы и священники,
попавшие за грехи в ад, а апостолы и Христос. Мы знали, что в аду
грешников встречают демоны, а в осиповском аду душу встречает не сатана,
а Сам Христос.
Я говорю о взглядах г-на Осипова,
переданных от его имени г-ном Зайцевым, который выступает в моей
полемике с г-ном Осиповым в роли секунданта. Неужели святым отцам не
было открыто то, что открыто г-ну Осипову? Или же скажем, почему святым
отцам было открыто противоположное тому, что говорит Осипов, а именно,
что душа выбирает добро и зло при жизни, а после смерти теряет
способность выбора, и, если человеку можно определять себя после смерти,
то в чем же задача земной жизни, как приготовления к вечности? Неужели
только в исполнении определенных моральных норм, при том, не основанных
на религии?
Что же значат слова Святого Писания и
учение всей Церкви о том, что человек спасается верой? Неужели г-н
Осипов перечеркивает значение земной жизни и считает, что все можно
исправить в аду? Но ведь в будущей жизни веру, как свободный выбор и
нравственный акт, заменит очевидность. Кто же прав? Церковное предание
или г-н Осипов? Из двух противоречивых друг другу откровений одно должно
быть ложным. А ложь в религии - это вид демонизма. Если принять
концепцию г-на Осипова и объявить учение Церкви о загробном странствии
душ “бабьими сказками”, то надо создать новые заупокойные службы, в
которых была бы просьба о крещении души Христом и апостолами в аду.
Кроме того, если посмертное обращение язычников, иноверцев и еретиков
возможно, то необходимо срочно ввести в обиход Церкви заупокойные
молитвы о том, чтобы атеисты, язычники, иудаисты и магометане
исповедовали бы Христа в преисподней.
В общем, это то же самое древнее учение апокатастасиса, отвергнутое Церковью
и преданное анафеме на V Вселенском Соборе, только в ином варианте
(характерно, что модернисты стараются реабилитировать Оригена, и даже
доказать, что он со своим лжеучением не был предан анафеме). Каким
образом в аду производится крещение? Через душу вода прольется, как
через воздух, не встречая преграды; крестить одну душу вне тела также
невозможно, как крестить тень. Церковь знает случаи, когда Господь чудом
продлевал жизнь умирающим и даже воскрешал умерших, чтобы дать им
возможность принять Святые Тайны и очиститься пред смертью.
А г-н Осипов считает, что все это можно
совершить в аду. Затем фантазия модернистов ослабевает и чахнет, и они
начинают говорить о крещении огнем. Неужели апостолы бросают грешников
для очищения в огонь? Если огнем можно пробудить в душе мучающегося
грешника любовь к Богу, то значит правы инквизиторы, сжигавшие еретиков
из милосердия к ним, так как они считали, что мучения еретика облегчат
ему будущую участь. Хотя г-н Осипов хочет скрыть свой модернизм под
маской антикатолицизма, но на самом деле его взгляды о крещении огнем в
аду являются банальным повторением католического чистилища.
Святой Иоанн Дамаскин говорит, что
выражение “крещение огнем”, употребляемое некоторыми святыми, является
не крещением грешника, а очищением мира от грешников, которые будут
связаны вечным огнем. Также выражение “крещение потопом” означает не
крещение грешников, (даже праведники в то время не были крещены), а
очищение земли от греха древних каинитов (св.Иоанн Дамаскин “Точное
изложение православной веры”, гл. “О крещении).
Какие еще новые злотоносные Эльдорадо откроют нам “колумбы от теологии”, если не на земле, то в преисподней?
Комментариев нет:
Отправить комментарий