Предисловие
«Православная Церковь всегда веровала, что мучения адския будут вечны. Веру свою она выразила – а) торжественно на пятом вселенском Соборе, когда осудила лжеучение оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определеннаго времени, и за тем снова будут возстановлены в свое первобытное, невинное состояние (2077);»[1]
Святитель Димитрий Ростовский написал о Пятом Вселенском Соборе:
«Пятый Вселенский Собор был в городе Константинополе
в 533 году, в царствование Юстиана Великого. На нем собралось сто
шестьдесят Святых Отцов, и старейшинами его были: Евтихий
Константинопольский, Аполлинарий Александрийский, Домн Антиохийский и
Дамиан Созополитский. Этот Святой Собор довершил и подтвердил деяния
Святого Собора Халкидонского, проклял ереси, распространившиеся в его время,
а именно древние баснословные учения прославленного учителя пресвитера
Оригена, Евагрия и Дидима, которые неразумно учили, что будет конец
мукам, «ибо Господь, - говорили они, - щедр и многомилостив, не до конца прогневается» (Пс. 102, 9), забывая в то же время евангельские слова: И пойдут сии во муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46); каковым словам не противоречат и приведенные слова из псалма: Не до конца прогневается Господь, поскольку они относятся к нынешнему веку и имеют то же значение, что и сказанное в седьмом псалме: Бог – судия праведный и крепкий, и долготерпеливый, и всякий день строго взыскивающий (Пс. 7, 12 - 14).»[2]
Святитель Филарет Московский выразил учение Церкви о вечных муках в Катихизисе:
«Вопрос: А что будет с неверующими и беззаконниками? Ответ: Они будут
преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному
мучению вместе с диаволами.»[3]
Но проф. Осипову Вселенский Собор не указ поэтому в одной из своих лекций он заявил:
«Существует, если хотите, два параллельных ряда высказываний святых
отцов, два параллельных ряда, многие из этих отцов не касались разбора
этого вопроса, вы слышите, просто не касались, они занимались как только
тем, что констатировали, что мы находим в Священном Писании, как
говорит нам Евангелие и всё. И только немногие из отцов, слышите, совсем
очень немногие из отцов, которые поставили со всей определенностью
вопрос, важнейший вопрос, вопрос этот в чем заключается, он простой и
конечно в высшей степени сложный: «Как понять чтобы Бог будучи любовью
мог дать бытие, бытие тому кто пойдёт, как он знает точно он же Бог, на
вечные, не бесконечные даже а вечные мучения?». Повторяю вам,
большинство отцов обходили этот вопрос, они констатировали то, что в
Евангелии написано: «Праведники как солнце просветятся в Царствии
Небесном, грешники пойдут в муку вечную» и всё, не отвечая на этот
вопрос, а этот - то вопрос является в высшей степени важным. Я вам скажу
даже по некоторому опыту, что он беспокоит очень многих. Дак вот если
обратиться к истории Церкви, то мы находим очень интересную вещь, что
целый ряд отцов занимались этим вопросом, поставили этот вопрос и
ответили на него, отсюда мы находим два ряда параллельные, две
параллельные линии идут, вот те, которые не ставили этого вопроса они
просто утверждают то, что имело место, имело место в Евангелии, что
написано, вот буква если хотите. Вторая параллельная линия - целый ряд отцов,
которые ставили этот вопрос и все они эта вторая линия, я не знаю,
может быть есть исключения, но думаю, что нет, все они ответили на этот
вопрос прямо противоположным образом то есть все они ответили, что муки будут, да, вечные, да, бесконечные, нет. Причём если бы вы знали только, какие отцы об этом говорили, это же поразительное просто я вам скажу дело какие отцы.»[4]
Проблема только в том, что никакого
«целого ряда отцов» говоривших о том, что муки кончатся не существует,
единственным святым отцом, который говорил, что муки грешников будут
иметь конец был св. Григорий Нисский[5], который жил до Пятого Вселенского Собора.
Из одного святого отца очень трудно
сформировать «целый ряд отцов» поэтому проф. Осипов решил пойти на
обман, он приписал идею, что муки прекратятся тем святым отцам, которые
утверждали, что будут бесконечные муки для грешников.
В своей статье я постараюсь опровергнуть
ложь проф. Осипова в отношении святых отцов, которым он приписал идею,
что муки будут иметь конец.
Ложь проф. Осипова о св. Григории Богослове
В одной из лекций проф. Осипову задали вопрос:
«Уважаемый Алексей Ильич в одной из
своих лекции вы говорите о возможном всеобщем спасении тем не менее эта
точка зрения некоторым людьми считается неправославной, поясните все –
таки ваши мысли о возможности всеобщего спасения.
Я вам скажу так существует 2 ряда мыслей
или учения Святых Отцов по этому вопросу, 2 ряда вы слышите один всем
нам хорошо известный ряд, что будет вечная жизнь и вечная погибель всем
известно другой целый ряд отцов говорит иное, какой это ряд если хотите я
вам просто даже назову хотя бы имена.»[6]
И далее:
«Какие отцы говорят, пожалуйста.»[7]
И далее:
«Григорий Богослов пишет: «Может быть они, это о грешниках говорится не о нас не о нас нет нет нет надеюсь, не о нас о грешниках, может быть они будут там крещены огнём этим последним крещением, там это в смысле в аду, последним крещением самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха.»[8]
Думаю, что проф. Осипов согласится с тем, что Святые Отцы понимают мысли друг друга лучше чем понимаем их мы грешные люди.
Св. Марк Эфесский в споре с
католическими богословами опровергая учение об очистительном огне
цитировал эти слова св. Григория и объяснял их смысл, приведу его
высказывание:
«Поэтому если временные мучения после
смерти, — будь то огонь, как вы говорите, или иное нечто, как мы
говорим, — сразу же сменятся после оного Суда на вечные муки, то когда
же будет иметь место тот очистительный огонь и когда он очистит
проходящих чрез него? Вот, и Григорий Богослов говорит согласно тому,
что говорил Иоанн Златоуст, именно: что тот огонь (о котором говорит
Апостол) будет не временным и преходящим, но более мучительным и более
длительным, ибо, говоря о новатианах, он так пишет в слове "На Светы":
"Быть может, там они будут крещены огнем конечного крещения, более
мучительным и длительным, который пожирает материал как солому и
уничтожает легкую материю всякого зла" [23]. Видите ли, как поверхностно
касаются смысла ваши Учители, и как они не вникают в смысл его, как
вникают, напр., Златоязычный Иоанн и тот (Григорий) Богослов и прочия
всемирные светила Церкви.»[9]
«V. Затем, тот же великий во святых
Григорий Богослов, творя умозрительное и таинственное слово о Пасхе,
придя к тому месту, где говорит: "Ничего же не вынесем, ничего не
оставим на утро" [30], отчетливо и открыто являет, что за этой ночью нет
никакого очищения, "ночью" называя настоящую жизнь каждого, и не допуская никакого очищения после нея.
VI. Затем, он же в слове "На побиение
града", рассуждая так: "Не стану говорить, каковы мучения там для тех,
кому здесь Он дает пощаду, но скажу только то, что лучше быть наказуему и
очищаему ныне, нежели там быть преданным мучению, когда время
наказанию, а не очищению" [31], — явно утверждает, что после отшествия отсюда нет никакого очищения, но — только вечное мучение.»[10]
Для грешных людей после смерти «нет никакого очищения, но — только вечное мучение.»
Св. Григорий Богослов о вечных муках
Св. Григорий писал:
«Напротив, суд этот будет единственный,
окончательный и страшный, а еще более праведный, нежели страшный, или,
лучше сказать, потому и страшный, что он праведен. Тогда поставятся
престолы, Ветхий днями сядет, раскроются книги, потечет река огненная,
предстанут перед взорами свет и тьма уготованная, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, который ныне сокровен во Христе напоследок же с Ним явится, а творившие зло в воскресение осуждения (Иоан. 5,29), которым осудило уже неуверовавших судящее им слово (12,48). И первые наследуют неизреченный свет и созерцание Святой и царственной Троицы,
Которая будет тогда озарять яснее и чище и всецело соединится со
всецелым умом (в чем едином и поставляю особенно царствие небесное); а уделом вторых, кроме прочего, будет мучение, или, вернее сказать, прежде всего прочего, — отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца.»[11]
А вот, что св. Григорий пишет об очищении после смерти:
«Не говорю уже о тамошних судилищах, которым предаются пощаженные здесь, почему лучше здесь подвергнуться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязание там, когда настанет время наказания, а не очищения. Ибо как выше смерти поминали здесь Бога (о чем прекрасно любомудрствует Давид), так для отшедших отсюда нет исповедания и исправления во аде (Пс.6,6); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного.»[12]
Проф. Осипов в очередной раз попытался опереться на тексты Святого Отца, который верил в вечные муки чтобы доказать, что муки будут иметь конец.
А вот, что св. Григорий пишет об очищении после смерти:
«Не говорю уже о тамошних судилищах, которым предаются пощаженные здесь, почему лучше здесь подвергнуться вразумлению и очищению, нежели претерпеть истязание там, когда настанет время наказания, а не очищения. Ибо как выше смерти поминали здесь Бога (о чем прекрасно любомудрствует Давид), так для отшедших отсюда нет исповедания и исправления во аде (Пс.6,6); потому что Бог ограничил время деятельной жизни здешним пребыванием, а тамошней жизни предоставил исследование сделанного.»[12]
Проф. Осипов в очередной раз попытался опереться на тексты Святого Отца, который верил в вечные муки чтобы доказать, что муки будут иметь конец.
[1]
«Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том
2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр.
657 – 658.
[2]
Творения Святителя Димитрия Ростовского, том 3, Издательство
Сестричества во имя Святителя Игнатия Кавказского, Москва, 2005 г., стр.
382 - 383
[3]
Святитель Филарет Московский. Пространный Христианский Катихизис
Православной Кафолической Восточной Церкви. Издательство Сибирская
Благозвонница, Москва, 2009 г., стр. 98, О двенадцатом члене Символа
веры.
[4] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 7 мин. 35 с. - 11 мин. 07 с.
[5]
Ошибочное мнение св. Григория Нисского было опровергнуто несколькими
святыми отцами, об этом вы можете прочитать в статье Юрия Максимова
«Вечны ли адские муки? Часть 3» перейти к статье
[6] Лекция «Духовная жизнь» Медведково, г. Москва, цикл лекции 2007-2008, 87 мин. 33 с. – 88 мин. 18 с.
[7] Лекция «Духовная жизнь» Медведково, г. Москва, цикл лекции 2007-2008, 89 мин. 10 с. – 89 мин. 12 с.
[8] Лекция «Духовная жизнь» Медведково, г. Москва, цикл лекции 2007-2008, 90 мин. 46 с. – 91 мин. 22 с.
[9]
Архимандрит Амвросий Погодин, Святой Марк Эфесский и Флорентийская
Уния, Издательско – полиграфическая фирма «СИРИН», оформление
издательство «ПОСАД», 1994 г., Первое слово св. Марка Эфесского об
очистительном огне, стр. 66
[10]
Архимандрит Амвросий Погодин, Святой Марк Эфесский и Флорентийская
Уния, Издательско – полиграфическая фирма «СИРИН», оформление
издательство «ПОСАД», 1994 г., Первое слово св. Марка Эфесского об
очистительном огне, стр. 71 - 72
[11] Св. Григорий Богослов, Творения в двух томах, том 1, Сибирская Благозвонница, Москва, 2010,
СЛОВО 15. Произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля, стр. 201
СЛОВО 15. Произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля, стр. 201
[12] Св. Григорий Богослов, Творения в двух томах, том 1, Сибирская Благозвонница, Москва, 2010,
СЛОВО 15. Произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля, стр. 200
СЛОВО 15. Произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля, стр. 200
Комментариев нет:
Отправить комментарий