"Ложь проф. Осипова о свят. Афанасии Великом" Артем Рыжов

Предисловие

Известный современный богослов профессор Алексей Ильич Осипов занимается тем, что проповедует ложные учения под видом православного богословия. Одним из таких лжеучений является идея, что вечные муки для грешников о которых сказано в Священном Писании прекратятся, это учение Церковь осудила как ересь, об этом можно прочитать в «Православно - Догматическом Богословии» митрополита Макария Булгакова:


«Православная Церковь всегда веровала, что мучения адския будут вечны. Веру свою она выразила – а) торжественно на пятом вселенском Соборе, когда осудила лжеучение оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определеннаго времени, и за тем снова будут возстановлены в свое первобытное, невинное состояние (2077);»[1]
Святитель Димитрий Ростовский написал о Пятом Вселенском Соборе:
«Пятый Вселенский Собор был в городе Константинополе в 533 году, в царствование Юстиана Великого. На нем собралось сто шестьдесят Святых Отцов, и старейшинами его были: Евтихий Константинопольский, Аполлинарий Александрийский, Домн Антиохийский и Дамиан Созополитский. Этот Святой Собор довершил и подтвердил деяния Святого Собора Халкидонского, проклял ереси, распространившиеся в его время, а именно древние баснословные учения прославленного учителя пресвитера Оригена, Евагрия и Дидима, которые неразумно учили, что будет конец мукам, «ибо Господь, - говорили они, - щедр и многомилостив, не до конца прогневается» (Пс. 102, 9), забывая в то же время евангельские слова: И пойдут сии во муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46); каковым словам не противоречат и приведенные слова из псалма: Не до конца прогневается Господь, поскольку они относятся к нынешнему веку и имеют то же значение, что и сказанное в седьмом псалме: Бог – судия праведный и крепкий, и долготерпеливый, и всякий день строго взыскивающий (Пс. 7, 12 - 14).»[2]
Святитель Филарет Московский выразил учение Церкви о вечных муках в Катихизисе:
«Вопрос: А что будет с неверующими и беззаконниками? Ответ: Они будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению вместе с диаволами.»[3]
Но проф. Осипову Вселенский Собор не указ поэтому в одной из своих лекций он заявил:
«Существует, если хотите, два параллельных ряда высказываний святых отцов, два параллельных ряда, многие из этих отцов не касались разбора этого вопроса, вы слышите, просто не касались, они занимались как только тем, что констатировали, что мы находим в Священном Писании, как говорит нам Евангелие и всё. И только немногие из отцов, слышите, совсем очень немногие из отцов, которые поставили со всей определенностью вопрос, важнейший вопрос, вопрос этот в чем заключается, он простой и конечно в высшей степени сложный: «Как понять чтобы Бог будучи любовью мог дать бытие, бытие тому кто пойдёт, как он знает точно он же Бог, на вечные, не бесконечные даже а вечные мучения?». Повторяю вам, большинство отцов обходили этот вопрос, они констатировали то, что в Евангелии написано: «Праведники как солнце просветятся в Царствии Небесном, грешники пойдут в муку вечную» и всё, не отвечая на этот вопрос, а этот - то вопрос является в высшей степени важным. Я вам скажу даже по некоторому опыту, что он беспокоит очень многих. Дак вот если обратиться к истории Церкви, то мы находим очень интересную вещь, что целый ряд отцов занимались этим вопросом, поставили этот вопрос и ответили на него, отсюда мы находим два ряда параллельные, две параллельные линии идут, вот те, которые не ставили этого вопроса они просто утверждают то, что имело место, имело место в Евангелии, что написано, вот буква если хотите. Вторая параллельная линия - целый ряд отцов, которые ставили этот вопрос и все они эта вторая линия, я не знаю, может быть есть исключения, но думаю, что нет, все они ответили на этот вопрос прямо противоположным образом то есть все они ответили, что муки будут, да, вечные, да, бесконечные, нет. Причём если бы вы знали только, какие отцы об этом говорили, это же поразительное просто я вам скажу дело какие отцы.»[4]
Проблема только в том, что никакого «целого ряда отцов» говоривших о том, что муки кончатся не существует, единственным святым отцом, который говорил, что муки грешников будут иметь конец был св. Григорий Нисский[5], который жил до Пятого Вселенского Собора.
Из одного святого отца очень трудно сформировать «целый ряд отцов» поэтому проф. Осипов решил пойти на обман, он приписал идею, что муки прекратятся тем святым отцам, которые утверждали, что будут бесконечные муки для грешников.
В своей статье я постараюсь опровергнуть ложь проф. Осипова в отношении святых отцов, которым он приписал идею, что муки будут иметь конец.

Ложь проф. Осипова о св. Афанасие Великом

В одном из интервью проф. Осипов заявил:
«Может назвать вам имена хотя бы тех святых отцов, которые утверждали, что муки будут всё - таки не бесконечные? Родной брат Василия Великого Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Великий в своём пасхальном слове, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, представляете, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Максим Исповедник. Вы слышите это те, которые знали чуть ли не наизусть Новый Завет, но мало того, что они знали, они были святыми, то есть они следовали жизни Нового Завета и вдруг, что говорили...»[6]
И далее:
«Афанасий Великий это защитник Православия в пасхальном своём послании пишет: «Он тот, который древле вывел народ из Египта а напоследок и всех нас или лучше сказать весь род человеческий искупил от смерти и возвёл из ада.»»[7]
Когда я смотрел это интервью у меня возник вопрос, где в процитированных словах св. Афанасия сказано, что муки будут все – таки не бесконечные? Такого смысла в этой цитате нет.
В данном случае мы имеем дело с очередным обманом со стороны проф. Осипова, механизм обмана состоит в следующем: проф. Осипов находит цитату, которую «по звучанию» можно приспособить к его учению, далее он меняет контекст цитаты на совершенно иной т.е вырывает цитату из контекста, в данном случае св. Афанасий написав: «Он тот, который древле вывел народ из Египта а напоследок и всем нас или лучше сказать весь род человеческий искупил от смерти и возвёл из ада.» говорил не о Страшном Суде и вечных муках, как пытается представить проф. Осипов, а говорил он о сошествии Христа в ад т.е совершенно на другую тему.
Учитывая то, что проф. Осипов для обоснования своего лжеучения использует цитаты о сошествии Христа в ад, предлагаю к прочтению небольшой текст в котором выражена суть учения Церкви о сошествии Христа в ад.

Краткое пояснение по поводу учения Церкви о сошествии Христа в ад

О сошествии Христа в ад вы можете прочитать в «Православно – Догматическом Богословии» митрополита Макария Булгакова, я лишь кратко изложу суть:
«Пришедши на землю, чтобы спасти нас (Матф. 18, 11), Господь Иисус сам благоволил называть свой великий подвиг, чрез который Он, действительно, спас нас, служением человеческому роду: Сын человеческий не прииде, говорил Он, да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих (Матф. 20, 28; Марк. 10, 45).»[8]
«Он спас нас: а) как пророк, давши нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе (1 Иоанн. 5, 20); б) как первосвященник, принесши самого Себя в жертву за грехи мира, и таким образом удовлетворив за нас Правде Божией; в) как царь, разрушив державу смерти и ада, и приявши от Отца всяку власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18), да даст нам живот вечный (Иоанн. 17, 2).
Т.е Господь Иисус совершил наше спасение чрез тройственное свое служение человеческому роду: пророческое, первосвященническое и царское.»[9]
Теперь непосредственно о царском служении:
«Главныя действия, в которых выразилось царское служение
I. Христа, суть: во первых, все чудеса, которыя совершал Он в доказательство своего божественнаго посольства и истины своего учения, и в которых проявлял царскую власть свою как над всею природою, так, в частности, над адом и над смертию; во вторых, Его нисшествие во ад и победа над адом;
в третьих, Его воскресение и победа над смертию; в четвертых Его вознесение на небеса, которым отверз Он нам вход в царство небесное.»[10]
«Но все действия, в которых Господь Иисус являл власть свою над духами злобы еще на земле, можно назвать только предначатками Его победы над адом. Самым же делом Он победил и разрушил ад, когда, упразднив смертию своею имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 14), снисшел во ад с душею своею, яко Бог, чтобы благовестить пленникам адовым о спасении, и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлыя обители Отца небеснаго. (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 49; простр. Хр. катих. о чл. 5).»[11]
«Последнюю мысль о изведении из ада Христом Спасителем собственно одних уверовавших в Него, одних ветхозаветных праведников (Зах. 9, 11), ясно проповедывали, после св. Иринея и Тертуллиана, которых свидетельства мы уже видели (416), -
Св. Кирилл иерусалимский: «Он положен был в каменном гробе истинно, как человек; но ради Его разселись камни от страха; сошел в подземныя места, дабы и оттуда освободить праведных. Ибо хотел ли бы ты, скажи мне, чтобы живые наслаждались благодатию тогда, как большая часть из них неправедны; а те, кои от Адама долговременно заключены были, не получили свободы? Пророк Исаия велегласно столь многое предвозвестил о Нём; не пожелал ли бы ты, чтобы Царь, сошедши, освободил провозвестника? Там был Давид и Самуил, и все пророки, и самый Иоанн, который говорит чрез посланных: ты ли еси грядый, или иного чаем (Матф. 11, 3)? Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сошедши, освободил их?» (417).
Св. Епифаний: «Божество Христа вместе с душею Его сходило во ад, чтобы извести во спасение тех, которые прежде скончались, именно святых патриархов» (418).
Св. Кассиан: «Проникши во ад, Христос сиянием своей славы разсеял непроницаемый мрак тартара, разрушил медныя врата, сокрушил железныя вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвёл с Собою на небеса» (419).
Св. Григорий великий: «Гнев Божий, по отношению к душам праведников, прошёл с пришествием нашего Искупителя: ибо их освободил из темниц ада Ходатай Бога и человеков, когда сам нисходил туда, и возвёл к радостям райским» (420).
Должно присовокупить, что если некоторые из древних иногда выражали мысль, будто Христос извел из ада не одних ветхозаветных праведников, а многих других или даже всех пленников адовых, то выражали ее только в виде гадания, предположения, мнения частнаго (421).»[12]
Так же должно знать, что учение о том, что Христос вывел из ада только праведников подтверждено на Соборах Церкви:
«Это учение было подтверждено на Толедском Соборе 625 года, постановившем: «Он сошел во ад, чтобы исторгнуть оттуда содержавшихся там святых»[27]. В середине VIII века папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского монаха Климента, утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех – и верующих, и язычников. Римский Собор 745 года, созванный папой Бонифацием, осудил Климента и признал, что Господь сошел во ад не для того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали[28].»[13]
Важно понять следующее, тот факт, что Христос сошел в ад и вывел оттуда ветхозаветных праведников никаким образом не отменяет учения Церкви о вечных муках, это разные вопросы.

Св. Афанасий Великий о вечных муках

Приведу цитаты из сочинений св. Афанасия Великого.
Св. Афанасий Великий в своём толковании на 33 псалом писал:
«(22) Смерть грешников люта – разумеет смерть душевную, за которую последуют огнь вечный, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов, ибо грешных ожидают геенна и тьма.»[14]
На 36 псалом:
«(12). Назирает грешный праведного. Это можно понимать и о диаволе. Псалмопевец же утешает этим обидимых; ибо показывает, что беззаконный печалится и раздражается на возлюбивших жизнь спокойную, праведный же Судия посмевается его предприятию, потому что предвидит скорую его кончину.
(13). Господь же посмеется ему. Посмевается злоумышлениям грешника против праведника, зная, что назначен Им день, в который воздаст одному вечную жизнь, а другому — вечное мучение[15]
Еще:
«23) Посему – то Господь тем и другим изрек непощадное наказание. Ибо говорит: а иже речет на Духа Святаго, не отпустится ему, ни в сей век, ни в будущий. И это справедливо. Ибо отрицающий Сына кого призовет, и в ком обретет очищение? Или какой жизни, какого упокоения будет чаять себе, кто отвергся Сказавшаго: Аз есмь живот (Иоан. 14,6); и: приидите мне ко Мне все труждающиеся и обремененнии, и Аз упокои вы (Матф. 11, 28)?
Но как они понесут на себе вечное наказание, так благочестно мудрствующие о Христе, поклоняющиеся Ему и по плоти и по духу, не-незнающие, что Он есть Сын Божий, неотрицающие, что Он стал и Сыном человеческим, и равно верующие, что в начале бе Слово, и что Слово плоть бысть, без сомнения, будут вечно царствовать на небесах, по святым обетованиям самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который говорит: идут сии в муку вечную: праведницы же в живот вечный (Матф. 25, 46).»[16]
Юрий Максимов приводит следующие слова св. Афанасия:
«[7] Святитель Афанасий Великий называл учение Оригена, «проповедовавшего, что будет конец мучению и Бог простит всякий грех и людям, и бесам», среди тех примеров «нечестивой хулы», в которую можно впасть, «если в Божественных писаниях будем многое разуметь буквально» (Афанасий Великий, архиепископ Александрийский. Творения. М., 1994. Т. 4. С. 431).»[17]
А вот, что св. Афанасий пишет о том есть ли выбор у грешных после смерти:
«2) При таком уповании и таком убеждении святые усугубляют сию истинную жизнь; ибо, во всяком случае, получат они и небесную радость, о каковой небрегут нечестивые, неизбежно лишая себя исходящего из нее блаженства; ибо отвержен будет нечестивый, дабы не видеть ему славы Господа. И хотя бы они услышали ко всем обращенный глас обетования: востани спяй, и воскресни от мертвых (Еф. 5, 14)! Хотя бы они воскресли и даже достигли небес, могли бы постучать и сказать: отверзи нам! все же, тем не менее, Господь укорил бы их, как таковых, которые далеки были от познания Его, говоря: не вем вас (Лк. 13, 25. 27). А св. Дух громко восклицает против них: да возвратятся грешницы во ад, еси языцы забывающии Бога (Пс. 9, 18).»[18]
Св. Афанасий пишет, что если бы грешники попросили Бога пустить их в Царство Небесное то Бог бы им отказал!
Какая все - таки большая разница между тем Богом о котором пишет св. Афанасий Великий и тем «богом – дедом Морозом», которого проповедует проф. Осипов.
Проф. К.Е Скурат в своей работе «Наставления Великих учителей Церкви» в главе «Космологический и эсхатологический аспект сотериологии святого Афанасия Великого» писал:
«Когда данное миру время дойдёт до положенного своего предела, наступит последний день мира, страшный, великий, судный день Спасителя, в онь же хощет Он судити вселенней в правде (Деян. 17, 31). На землю второй раз сойдёт Господь и сойдёт теперь уже яве. «В первое Свое пришествие и славное богоявление молчал Он, судимый человеками, и не открывал явно Божества Своего. Во в второе же Свое пришествие  приидет не скрытно, как в первое, но яве, и, как Сам Он говорит, подобно молнии, проходящей от востока и до запада» (см.: Мф. 24, 27). Яве приидет и не премолчит, но обличит грех мира» (4, 168). Не в уничижении, не в смирении будет второе пришествие Христово, но в свойственном Ему величии, в Божественной славе. Придёт Господь «не пострадать, но воздать наконец всем плод Креста Своего, то есть воскресение и нетление. И уже не судится Он, но Сам судит всех, яже кийждо с телом содела, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10), в то Свое пришествие, в которое добрым уготовано Царство небесное, а делавшим худое огонь вечный и тьма кромешная» (1, 262 - 263).»[19]
Проф. Скурат писал, что Христос «Как праведный и добротолюбивый Судия, Он любит и приемлет праведных, добродетельных, далек же бывает от злых, отвращается от них (2, 244, 245). «… Досадители Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10)… Этим достаточно доказывается, - учит святой Афанасий, что – думающие и поступающие не по Евангелию, а по своим прихотям не войдут в небесные обители» (2, 76).»[20]
Проф. Осипов в очередной раз попытался опереться на тексты Святого Отца, который верил в вечные муки чтобы доказать, что муки будут иметь конец.

[1] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 657 – 658.
[2] Творения Святителя Димитрия Ростовского, том 3, Издательство Сестричества во имя Святителя Игнатия Кавказского, Москва, 2005 г., стр. 382 - 383
[3] Святитель Филарет Московский. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Издательство Сибирская Благозвонница, Москва, 2009 г., стр. 98, О двенадцатом члене Символа веры.
[4] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 7 мин. 35 с. - 11 мин. 07 с.
[5] Ошибочное мнение св. Григория Нисского было опровергнуто несколькими святыми отцами, об этом вы можете прочитать в статье Юрия Максимова «Вечны ли адские муки? Часть 3» перейти к статье 
[6] Вторая встреча с проф. А.И.Осиповым в Московской студии ТК Союз. Часть 1 (ТК Союз 2010-12-08)
50 мин. 25 с. – 51 мин. 17 с.
[7] Вторая встреча с проф. А.И.Осиповым в Московской студии ТК Союз. Часть 1 (ТК Союз 2010-12-08)
53 мин. 42 с. – 54 мин. 04 с.
[8] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 116
[9] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 117
[10] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 167
[11] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 168 - 169
[12] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр. 172 – 173.
св. Ириней: «нисходит Господь в преисподняя земли, благовествуя и там пришествие свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, - а уверовали в Него все, ожидавшие Его, т.е все предвозвещавшие Его пришествие, и служившие Его распоряжениям, праведники, пророки и патриархи» (401)
[13] Юрий Максимов, «Вечны ли адские муки? Часть 2» перейти к статье
[14] Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы. – М.: Благовест, 2009, стр. 116
[15] Святитель Афанасий Великий. Толкование на псалмы. – М.: Благовест, 2009, стр. 126
[16] Творения Афанасия Великаго, часть третья, издание второе исправленное и дополненное, Свято - Троицкая Сергиева Лавра, собственная типография, 1903, 23, К тому же Епископу Серапиону. Послание четвертое. О Святом Духе, стр. 91
[17] Юрий Максимов, статья «Вечные ли адские муки? Часть 1» http://www.pravoslavie.ru/put/4198.htm
[18] Творения Афанасия Великаго, часть третья, Свято - Троице Сергиева Лавра, 1903, Праздничные послания святаго и богоноснаго Афанасия, Седьмое послание, стр. 444 - 445
[19] Наставления Великих учителей Церкви/К.Е Скурат, Яхрома: Троицкий Собор, 2008 – стр. 285
[20] Наставления Великих учителей Церкви/К.Е Скурат, Яхрома: Троицкий Собор, 2008 – стр. 289

Комментариев нет: