В этой же книге можно найти и такой вкравшийся в общий текст пассаж: «Бог
не нарушает нашей свободы. И поэтому двери ада, если хотите, могут быть
заперты только изнутри – самими его обитателями. Там остаются только
те, которые сами не захотели или не захотят из него выйти».1 Профессор
А. И. Осипов с уверенностью заявляет, что это мнение разделяет «целый
ряд Отцов». Он приводит имена Отцов, но при этом не дает ни одной
библиографической ссылки. И вот почему. Никто из Отцов Церкви этому не
учил.
Несостоятельность данного тезиса проф. А. И. Осипова доказывается
ответом на поставленный вопрос в Православном Исповедании Кафолической и
Апостольской Церкви: «…но то несомненно, что многие из грешников
освобождаются от уз ада не покаянием или исповедью, как говорит
Писание: во аде кто исповестся Тебе (Пс.6, 6)? И в другом месте: не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже вси нисходящии во ад (Пс. 113, 25);
но за благотворения людей, …и особливо за бескровную Жертву, которую
Церковь ежедневно приносит за всех живых и мертвых…». Что такие души не
освобождаются сами собою, о сем говорит Феофилакт…: «Смотри, говорит, на
земле можем заглаждать грехи свои; но после того, как отойдем от земли,
уже не можем более сами собой посредством исповеди изгладить грехов
своих: ибо дверь заключена бывает»». Несколько далее блж. Феофилакт
поясняет «…в настоящем веке можно что-нибудь сделать и исполнить, но в
будущем связываются все деятельные силы души, и невозможно сделать
ничего доброго в удовлетворение за грехи».2
Читателю нашей небольшой статьи мы хотели бы напомнить об одной важной и
принципиальной истине православной богооткровенной веры: на любой
поставленный вопрос, касающийся тайн Божественного промысла по отношению
к человеку, мы можем дать ответ только на основании того, что Богом
открыто Церкви, и записано в Священном Писании и творениях Отцов и
учителей Церкви. Какие-то частные моменты, не противоречащие основному
догматическому содержанию веры, но где-то проясняющии её более глубоко,
мы можем найти в откровениях, данных Богом святым, если эти откровения
получили характер общецерковного признания.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Посмертная жизнь. М. Даръ. 2006, с. 144
Комментариев нет:
Отправить комментарий