(продолжение, первая часть http://blagolub.livejournal.com/15976.html )
Духоносные Отцы братских Поместных Церквей дают многочисленные свидетельства о данном положении веры освобождения крещаемого в Таинстве от первородного греха.
Духоносные Отцы братских Поместных Церквей дают многочисленные свидетельства о данном положении веры освобождения крещаемого в Таинстве от первородного греха.
Святитель Николай Сербский:
«Христианское Крещение - значит полное очищение;
оно представляет собой двери, через которые люди вступают в Церковь
Христову. Не дважды или трижды, но лишь однажды. Поэтому едино Крещение.
В Священном Писании это особо подчеркивается словами: один Господь,
одна вера, одно Крещение (Еф. 4, 5). Отвернитесь от говорящих вам, что человеку необходимо несколько крещений.
Крещение очищает с образа Божия в нас ту самую постыдную язву, которую праотец рода нашего оставил в наследство всему своему потомству. Ту демоническую печать нашей души, черную и мерзкую, которую можно смыть только истинным христианским Крещением.
Крещение означает смерть ветхого, грешного человека в нас и рождение нового, безгрешного. Об этом свидетельствует Священное Писание: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 3-4). Поэтому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: Исповедую едино крещение» (Свт. Николай Сербский Верую Вера образованных людей © Моск. Подв. СТСЛ, 2002);
Крещение очищает с образа Божия в нас ту самую постыдную язву, которую праотец рода нашего оставил в наследство всему своему потомству. Ту демоническую печать нашей души, черную и мерзкую, которую можно смыть только истинным христианским Крещением.
Крещение означает смерть ветхого, грешного человека в нас и рождение нового, безгрешного. Об этом свидетельствует Священное Писание: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни (Рим. 6, 3-4). Поэтому святые отцы Второго Вселенского Собора изрекли: Исповедую едино крещение» (Свт. Николай Сербский Верую Вера образованных людей © Моск. Подв. СТСЛ, 2002);
„Вот почему люди разумные считают Крещение детей необходимым. Крещение изглаживает первородный грех” (Свт. Николай Сербский Письмо 260 Братству святого Петра, о Крещении. Миссионерские письма).
Прп. Иустин Попович: „В святой воде Крещения человек очищается от всего греховного и возрождается Духом Святым. Если это младенец, то он очищается от прародительского греха; если же взрослый — то очищается к тому же и от личных грехов” (Прп. Иустин Попович. Святое таинство Крещения//Творения, т4. с237).
Блаж. Паисий Святогорец: «вода имеет очистительный смысл, поэтому священник в Таинстве Святого Крещения погружает человека в воду. Человек омывается от первородного греха, очищается от грехов, его осеняет Благодать Божия, он облачается во Христа и становится новым, возрожденным человеком. Это результат Святого Крещения. Когда
Никодим, придя ко Христу, спросил Его, как человек может родиться
вновь, Христос ясно ответил ему: "Ами́нь, ами́нь, глаго́лю тебе́, а́ще
кто́ не роди́тся водо́ю и Ду́хом, не мо́жет вни́ти во Ца́рствие Бо́жие".
В Таинстве Святого Крещения человек становится новым, совершенным творением Бога после грехопадения». (Блж. Паисий Святогорец. Слова. Том III. -М. 2003. Ч.3. О грехе и покаянии. Гл.5. О том, что покаяние обладает великой силой).
Этому же положению веры учили российские новомученики , а так же исповедники и подвижники благочестия новейшего времени:
Свмч. Владимир (Богоявленский): "христианское Откровение учит нас и тому, что душа дитяти очищается от первородного, наследственного, греха и освящается во Святом Крещении" (Свмч. Владимир (Богоявленский). О необходимости, сущности и начале воспитания / Беседы о православном воспитании детей);
Свмч. Фаддей (Успенский): «До Христа человек, в крещении Иоанновом, не мог воспринимать Духа Святого по причине поврежденности грехом. Теперь Христос сообщает крещаемым и Духа Святого, возрождая через Крещение самую природу человека,
делая ее способной к восприятию Духа: Не вливают вина молодого в мехи
ветхие, а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают; но
вино молодое вливают в новые мехи и сберегается то и другое (Мф. 9, 17).
Так нельзя было вливать новое вино, Божественную благодать Духа
Святого, в мехи ветхие падшей природы человеческой, поврежденной, расслабленной долговременным служением греховным застарелым навыкам, обратившейся в ветхого человека (Еф. 4, 22). Но когда природа
падшего человека была обновлена Христом, возрождена Его благодатию,
сообщаемой в Крещении, то она сделалась новыми мехами, способными безвредно воспринимать новое вино, Христом даруемое» (Фаддей (Успенский), сщмч. Чем отличается крещение Иоанново от крещения Христова?// Радуйтесь! - М.,1998);
Свмч. Сергий Мечев: "Мать приносит в храм дитя, чтобы оно стало новой тварью, свободной от власти первородного греха и призванной к вечной жизни. Это новотворение совершается в таинстве Крещения, которое в древности также происходило в 40-й день после рождения младенца" (Свмч. Сергий Мечев. Неделя о блудном сыне и Сретение Господне // Проповеди);
Свт. Лука Войно-Ясенецкий: "При троекратном погружении в воду, освященную глубокими молитвами, крестным знамением, помазанием освященным елеем крещаемый освобождается от первородного Адамова греха и от всех собственных грехов своих и выходит из купели святым и чистым" (свт. Лука Войно-Ясенецкий. Слово в Неделю по Богоявлении //Проповеди. Том 2)
Св. исповедник Сергий Правдолюбов:
«Спасение не может начаться и совершиться без второго рождения человека
от воды и Духа...Он уже теперь ушел из царства тьмы и вступил в Царство
Света, чтобы работать Христу и со Христом бороться с диаволом и
аггелами его. В Крещении таинственно омывается грех первородный и прощаются грехи личные, если крещается взрослый. И если бы за Крещением тотчас следовала бы смерть, то новокрещеный, как святой, вступил бы в Царство Небесное» (Святой исповедник Сергий Правдолюбов. Завещание соловецкого узника. ч2);
Схиигумен Савва (Остапенко): «При Крещении мы омыли свой первородный грех, которому стали причастны через собственное рождение от своих родителей. Чистыми и богоугодными вышли мы из святой купели.
После Крещения мы уже по своей воле допускаем грехи. Господь поэтому и
установил Таинство Исповеди, Таинство Покаяния, чтобы очистить те грехи,
которые мы по своему произволению допускаем и тем омрачаем свою душу.”
(Схиигумен Савва. Об исповеди в первую неделю Великого поста.// Опыт
построения истинного миросозерцания. Семена слова для нивы Божией).
Игумен Никон (Воробьев): "Что
же происходит в таинстве Крещения? В нем наступает смерть ветхого,
греховного человека. Поэтому если человек во взрослом состоянии с верою и
покаянием принимает таинство Крещения, то прощаются ему и первородный грех, и его собственные грехи.
Человек из купели выходит как Ангел Божий. Есть множество примеров,
когда действие таинства Крещения на окружающих и самого крестившегося
было очевидным. Иногда крестившийся блистал как солнце, весь он
изменялся даже с внешней стороны, а внутри переживал блаженство как в
Царствии Божием. Принявший таинство Крещения возрождается Духом Святым,
облекается Самим Господом, ибо Господь входит внутрь его сердца. Сегодня
мы слышали: «Елицы во Христа Крестистеся, во Христа облекостеся». Это
означает, что Господь входит в их сердца" (Игумен Никон (Воробьев). Слово на Крещение Господне);
Исповедник веры уже XXI века, о.Даниил Сысоев: «в тот момент, когда вы погрузитесь в воду (в Крещении), вам будут прощены все грехи: прощен первородный грех и все личные грехи, и вы будете пронизаны светом Бога. Вы выйдете наружу, на вас наденут белую одежду в знак чистоты вашей души.
Это — первая святыня ваша будет. Вам будет дана свеча в знак того,
что ваш дух стал теперь гореть перед Богом, и в напоминание, что «так да
светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и
прославляли Отца вашего Небесного (Мф.5,16)» ( свящ. Даниил Сысоев Огласительные беседы ч.4. О Крещении и Таинствах Церковных).
Важно отметить единство по данному вопросу Символических книг Восточной Церкви:
Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви:
«Белая одежда, одеваемая после Крещения, означает чистоту души» (Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви , 297).
Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной :
«Крещение есть омытие и истребление первородного греха посредством троекратного погружения в воде, с произношением от Священника сих слов: Во имя Отца. Аминь (Аминь должен произносить восприемник). И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь. После сего, от рождения водою и Духом, бывает примирение человека с Богом, и человеку отверзается вход в Царство Небесное, по словам Спасителя нашего: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).
...Во-первых, сие Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольный. Во-вторых, воссозидает человека, и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности, как свидетельствует Апостол: но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6,11). Наконец, после Крещения мы соделываемся членами тела Христова, и облекаемся в Господа нашего: ибо Апостол говорит: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3, 27)» (Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. 102,103)
Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви О Православной Вере:
«Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без Крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения, просто: «Кто не родится...» то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться... Действия крещения вкратце суть следующие: во-первых, чрез него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, соделанных крещаемым. Во-вторых, крещаемый освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи... Если крещаемый совлекается ветхого человека, то совлекается и греха. Если он облекается во Христа, то на самом деле становится безгрешным посредством Крещения; ибо Бог далеко отстоит от грешников, и Апостол Павел ясно говорит о сем: «Якоже ослушанием единого человека грéшни быша мнози, сице и послушанием Единого праведни будут мнози» (Рим.5:19). Если же праведны, то и свободны от греха; ибо не может в одном и том же человеке пребывать жизнь и смерть. Если Христос воистину умер, следственно, истинно и отпущение грехов чрез Святого Духа.
Отсюда видно, что все младенцы, умершие после крещения, несомненно получат спасение по силе смерти Иисуса Христа. Ибо если они чисты от греха, как от общего, потому что очищаются Божественным Крещением, так и от своего собственного, ибо, как дети, не имеют еще своего произвола и потому не грешат; то, без всякого сомнения, они спасаются» (Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви О Православной Вере. Член 16).
Учение об освобождении крещаемого в Таинстве от первородного греха является аподиктическим положением в классических системах русского догматического богословия:
„Благодать, даруемая в таинстве Крещения, есть: оправдание от греха прародительского, хотя и несовершенное уничтожение всех последствий его, равно как и отпущение всех произвольных грехов , соделанных до Крещения: и да крести́тся кíйждо вáсъ во и́мя Иисýса Христá во оставлéнiе грѣхóвъ (Деян. 2:38)” (преосв. Антоний (Амфитеатров) Крещение. 285 // Догматическое Богословие Православной Кафолической Восточной Церкви стр 220);
«Оставлять детей без Крещения тоже значит, что оставлять их без очищения от наследственного греха» ( свт. Филарет (Гумилевский). О Крещении. 240.6.// Православное Догматическое Богословие, т.2.1865. Стр 219);
«133. Еще прямее и определеннее означенные учитетели выражали свои мысли о таинственно благодатной силе Крещения, когда в точности указывали на его благодатные дары или плоды, каковыми, по их изображению, согласно с верою Вселенского Символа были: прежде всего оставление всех прежних, вместе с первородным грехом, оставление, заключающееся не в одном их прощении или невменении, а и в самом их очищении или изглаждении, а затем совместно с сим также внутренно и нераздельно соединенное духовное возрождение и усыновление. 134. Общий вывод и замечания о … таинстве Крещения: через него (Крещение) подается крещаемому невидимая благодать Божия, которая духовно возраждает его, или что тоже, дарует, вместе с оставлением всецелое очищение всех, со включением и первородного грехов, а также новую во Христе жизнь»
(преосв. Сильвестр Малеванский. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. Киев, том 4. 1897. Стр 414,422);
«Крещение есть таинство , в котором человек грешниик, родившийся с наследственной от прародителей порчею , вновь рождается водой и духом , очищается благодатью Божьей от всякого греха и соделывается новым человеком , оправданным и очищенным … до Крещения мы бываем плотию, будучи рождены от плоти, т.е. имеем от своих родителей наследственную греховную нечистоту, препятствующую нам войти в Царствие Божие, так точно в Таинстве Крещения, мы становимся духом, и, значит, чистыми от прародительского греха или плотской нечистоты, - вследствии чего и входим в Царство Божье... это Таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, во взрослых и первородный, и произвольный; во-вторых, воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности… И младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в царство Божие, как только через Крещение»
(Макарий Булгаков, митр., Православно-Догматическое богословие, т. II, гл.1. О Таинствах Церкви. О Таинстве Крещения. Стр. 317,330, 337);
«Действие благодати Божией на крещаемого состоит, прежде всего, в оправдании или очищении его от грехов, как от первородного, так и от всех личных, содеянных до Крещения...апостол пишет, что Христос освятил церковь, очистив банею водною во глаголе, т. е. что Крещение в связи с определенным глаголом (произнесением известных слов) имеет силу очищения от всякой скверны, порока или чего-либо подобного, иначе, — дарует крещаемому святость (Еф 5, 26–27). To же оправдывающее и освящающее действие благодати Крещения изображается еще в Писании как совершенное обновление, воссоздание или возрождение природы падшего человека, как воскресение из мертвых, а оправданный и освященный называется новым человеком, созданным по Богу в правде и в преподобии истины (Еф 4, 24), возрожденным (Ин 3, 3–6; Тит {стр. 150} 3, 3–5), умершим для греха и воскресшим для праведности (Рим 6, 2–18; Еф 2, 1–6; Кол 2, 11–13), a также — новым творением (2 Кор 5, 17). 142. II. Веруя в необходимость крещения для всех, церковь учит, что крещение «нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения этого греха”
(Прот.Н. Малиновский. Крещение § 141,142 //Очерк православного догматического богословия. II часть)
Позже, уже в 20 веке замечательными русскими богословами в Джорданвиле подчеркивалась та же истина освобождения в Таинстве от первородного греха.
„Крещение есть таинство, в котором крещаемый, при троекратном погружении в воду, с произнесением слов: «Крещается раб Божий, имярек, во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь», очищается от первородного греха и от всех своих грехов (если крещаемый взрослый), как бы умирает для жизни греховной и рождается в новую жизнь духовную, благодатную. Таким образом, крещение есть духовное рождение, а так как родится человек лишь однажды, то крещение не повторяется, если только было совершено правильно” (Архиепископ Аверкий (Таушев) Литургика. Крещение // Published by Holy Trinity Monastery, Jordanville,N.Y.);
«Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святого Духа, омывается от первородного греха, а также и от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатно Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т. е. благодатного Царства Христова» (прот Серафим Слободской. О десятом члене Символа Веры // Закон Божий. Holy Trinity Monastery, Jordanville,N.Y.,1967);
„Как видим из приведенных выше указаний свв. Апостолов, а равно из всего учения Церкви, - Крещение не есть только символ очищения и омовения от скверны души, но есть само по себе начало и источник божественных даров, очищающий и уничтожающий собой все скверны греховные и сообщающий новую жизнь. Прощены все грехи, первородный и личные; открыт путь для новой жизни; открыта возможность получения Божиих даров. Дальнейший духовный рост опирается на произволение человека” (Прот. Михаил Помазанский.Таинство Крещения // Православное Догматическое Богословие. Holy Trinity Monastery. Jordanville. N. Y.1963)
Надо отметить, в этот сложный период (сер. 20в.) не ставится под сомнение это положение веры и в русской духовной школе в Советской России:
«В таинстве св. Крещения, ради веры в Искупителя и ради обещания Богу доброй совести (см. 1 Петр. 3, 21), крещаемому даруется полное очищение от всех прежде содеянных грехов, а также от греха первородного, и наступает "примирение с Богом смертью Сына Его" (см. Рим. 5, 10). Крещаемый удостаивается "принятия Духа усыновления" (см. Рим. 8, 15). (Прот. Ливерий Воронов. Лекции по догматическому богословию. СПб., 1992.);
«Крещение сняло с нас первородный грех, сделало нас чистыми и невинными пред Богом. Но наша беда в том, что, облекшись во Христа в Таинстве Крещения, мы опять запутываемся в грехах, опять забываем Христа, живем по обычаю мира сего, по воле... духа, действующего... в сынах противления (Еф. 2, 2). И Святая Церковь, как заботливая мать, напоминает нам о высоком предназначении христианина, указывает на наше удаление от Бога, и мы сокрушенно взываем к Нему: Светодавче, спаси мя! И Милосердный Господь, зная немощь нашу, даст нам средство вновь облечься в одежду спасения. Средство это — покаяние и причащение Святых Христовых Тайн» (Иоанн (Маслов), архим. Чертог Твой вижду, Спасе мой // Журнал Московской Патриархии. М., 1977. №4 )
Интересно, что и для представителей „парижской школы” несомненно учение о прощении первородного греха и в святоотеческом Предании, и в систематическом богословии:
„Крещение - неповторимый момент в жизни человека, поскольку таинством крещаемый оправдывается перед Богом, и не по собственным своим заслугам, а благодаря примирению и спасению, принесенным Спасителем. Проклятие, тяготевшее над человечеством после первородного греха, было снято жертвой Воплотившегося Слова. Быть крещенным - значит стать частью обновленного человечества. Глава которого Новый Адам – Христос”. (В.Н.Лосский Епископ Петр (Л'юилье). Толкование на Символ веры.10);
„Буквально во всех учебниках нашего "систематического" богословия основной упор в объяснении Крещения делается на первородном грехе и благодати. Нам говорят, что Крещение освобождает человека от первородного греха и сообщает ему благодать, необходимую для христианской жизни. Как и все другие Таинства, Крещение определяется как "средство получения благодати", как "видимый знак невидимой благодати". Безусловно, оно абсолютно необходимо для нашего спасения” (Прот. Александр Шмеман. Водою и Духом.Глава 2: Крещение 6. "Форма" и "сущность")
«Христос воплотился, "чтобы из нас [же самих] нас пересоздать и обновить нас божественным Крещением"; "Он истребил на кресте рукописание наших грехов (Кол. 2, 14) и вернул невинность тем, кто спогребся Ему Крещением (Рим. 6, 4; Кол. 2, 12)". Крещение, освобождая от первородного тления, становится "воскресением нашей души" и "сообщает нам силу быти сообразным телу славы Христа" (Фил. 3, 21). (прот. Иоанн Мейендорф. Христос и обоженное человечество: Спасение, обожение и екклесиология // Введение в изучение св. Григория Паламы).
В Богослужении, в литургических текстах, в молитвах являющих неотъемлемую часть Св. Предания, многократно свидетельствуется об оставлении в Крещении всех грехов, включая первородный.
В Литургии Преждеосвященных Даров в молитве об оглашенных, которые готовятся к принятию св. Крещения провозглашается: “Призри на рабы Твоя оглашенныя, и избави их древния прелести”,
В молитве св. Иоанну Предтече указывается на очистительное действие Крещения, смывающего первородный грех: “Крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно”. (Молитва св. Иоанну Предтече. Каноник. М. 1986, с. 160).
В гимнографии:
«Видение бе радостное, егда по рождении твоем принесоста тя, преславная, родителя твоя во храм Господень: тамо бо в купели крещения от первороднаго греха омылася еси погружением, и мира священным помазанием тя, яко отрасль младую, иерей привил есть ко Христу, да поеши Ему выну со избранными Его: Аллилуиа» (Акафист прп благ. кн. Евфросинии Полоцкой. Кондак 2).
В изъяснении чинопоследований Православной Церкви для священно-церковнослужителей, по отношению к чину отпевания и погребения младенцев делается важное замечание:
"Хотя младенец не совершил никаких подвигов христианского благочестия, но, очистившись в святом Крещении от прародительского греха, соделался непорочным наследником Царства Божия. Над умершими некрещеными младенцами отпевание не совершается, так как они не очищены от первородного греха. О будущей участи младенцев, умерших без Крещения, святой Григорий Богослов говорит, что "они не прославятся и не накажутся Праведным Судией, как такие, которые хотя не запечатлены, впрочем не злы, и потерю более потерпели, нежели сделали. Ибо не всякий, не достойный наказания, достоин уже и чести, равно как и всякий, не достойный чести, достоин уже и наказания" (Слово 40-е, на крещение)" (Чинопоследование Православной Церкви // Настольная книга священнослужителя. В 8 томах. Т.4 Изд.МП).
В уставных текстах, например, в Уставе „Обители Божией Матери”: „Крещением во Христа, вторым (духовным) рождением, будучи рожден, ты омылся от первородного греха водою и Духом. Посему не пленяйся впредь грехом плотской похоти и действия, да не уподобишься псу, возвращающемуся на свои блевотины” (цит по уставу из архива мон. Серафимы (Виноградской), см. Комиссия по канонизации святых Владимирско-Суздальской епархии, – монахиня Серафима (Виноградская Лидия Сергеевна).
Но, прежде всего, здесь необходимо обратиться к Символу Веры, ежедневно исповедуемому за богослужением:
„Исповѣдую едино Крещеніе во оставленіе грѣховъ” (Никео-Цареградский Символ Веры, 10).
„Еще прямее и определеннее означенные учитетели выражали свои мысли о таинственно благодатной силе Крещения, когда в точности указывали на его благодатные дары или плоды, каковыми, по их изображению, согласно с верою Вселенского Символа были: прежде всего оставление всех прежних, вместе с первородным грехом, оставление, заключающееся не в одном их прощении или невменении, а и в самом их очищении или изглаждении” (преосв. Сильвестр Малеванский. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. Киев, том 4. 1897. Стр 414,422)
„Рассмотрение этого Таинства (Крещения) важно потому, что, как исповедует Православная Церковь в Никео Цареградском Символе Веры, оно совершается «во оставление грехов». Имеются ввиду не только личные грехи крещаемого, но и все скверное и греховное, что унаследовано человеком от праотца Адама — ἁμαρτία .. Крещение с древнейших времен совершалось не только над взрослыми, но и над младенцами является одним из фактов, подтверждающим традиционность такого понимания Крещения, ибо младенцы, по всеобщему церковному учению, не имеют личных грехов, но, тем не менее, нуждаются в Крещении для избавления от па губного действия первородного греха. Таким образом, и над ни ми это Таинство совершается истинно «во оставление грехов», как исповедуется в Символе Веры” (свящ. В.Леонов. Бог во плоти. - М., 2005. с.65,72).
Этот, далеко не полный ряд свидетельств Св. Предания, твердо и определенно указывает на то, что в Таинстве Крещения происходит не только избавление от личных грехов, но и от первородного. Это очевидно и из житийной литературы, в которой повествуется о восхищении Царства отошедшими тотчас по совершении Таинства или крестившимися кровью. В самом деле, если бы грех не уничтожался бы в Крещении (в т.ч. Крещении кровью), то и невозможно было бы душе человека войти в Царство, ибо ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное (Откр. 21:27), однако Св.Предание открывает обратное: многие из крестившихся и тотчас скончавшихся, не только сподобились Рая, но призваны к служению и помощи еще живущим на земле (составляют сонм святых), безусловно это свидетельство чистоты и от личных грехов, и от первородной скверны.
Здесь возникает необходимость разрешения определенного недоумения, почему христианин и после Крещения подвергается греховным искушениям, если первородный грех совершенно исторгнут в св. Таинстве из крещаемого? В Таинстве человек совершенно освобождается от греха (сущности греха), хотя и несовершенно уничтожаются его последствия; очищается первородный грех, но его последствия дают о себе знать обратившемуся на протяжении последующей жизни.
„Таинственно свободный переворот в том и состоит, что нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую принудительную силу, как бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека. Какое бы ни было это прошлое, будет ли это наследство от родителей ( грех первородный ), или последствия поступков самого крещаемого, все это одинаково зачеркивается в жизни человека, ... Из купели выходит новый человек, без определения ко греху, но с укрепленной благодатью ревностью творить волю Божию и более Бога не покидать. Грех не забывается и не вменяется человеку в силу каких-нибудь посторонних для души человека причин, — грех в буквальном смысле удаляется от человека, перестает быть частью его внутреннего содержания и относится к тому прошлому, которое прожито, которое, таким образом, с настоящим человека не имеет ничего общего”. (М. А. Новоселов Прощение грехов и нравственное изменение человека// Спасение и вера по православному учению).
„Благодать, даруемая в таинстве Крещения, есть: оправдание от греха прародительского, хотя и несовершенное уничтожение всех последствий его, равно как и отпущение всех произвольных грехов , соделанных до Крещения: и да крести́тся кíйждо вáсъ во и́мя Иисýса Христá во оставлéнiе грѣхóвъ (Деян. 2:38)” (преосв. Антоний (Амфитеатров) Догматическое Богословие Православной Кафолической Восточной Церкви стр 220)
Согласно христианской сотериологии, мало освободиться от греха, важно развить в себе добродетели, непоколебимую преданность Богу, проходя через духовную брань обрести утверждение духа. В Крещении в нас восстанавливается образ Божий, в богоугодной жизни необходимо развить в себе подобие Божие. Бог попускает искушаться грехом и верному, но грех теперь действует извне. "Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить" (преосв. Александр Семенов-Тянь-Шанский. Катихизис), и христианин может и призван отразить искушение (а как усовершиться в искусстве духовной брани, если не через саму брань?).
„Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, которые получили Духа Святого. И Господь наш, когда по Крещении сошел на Него Дух Святой в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, и был искушаем диаволом, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него... Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святой Укрепляет и подает им силу побеждать всякое искушение” (Преподобный Антоний Великий. Наставления Св. Антония Великого, 58 // Добротолюбие. Том 1.)
„Я же из Божественных Писаний и из самого чувства (опытно) ума постиг, что прежде Крещения благодать со вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все правые исходы; с того же часа, как возрождаемся в Крещении, бес бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душою прелесть, так по Крещении господствует над нею истина. Действует после сего и сатана на душу, как и прежде, а нередко даже горше того, но не как соприсутствующий благодати: да не будет! А дымя как бы перед умом через мокротность тела, приятностью безсловестных сластей”. (блаж. Диадох Фотикийский. Добротолюбие. Т. 3. С. 50-63).
«Хотя через Божественное Крещение Господь нас и возродил и через благодать Святого Духа запечатлел в день Искупления, однако оставил еще иметь смертное и страстное тело, и хотя Он изгнал начальника зла из душ человеческих, однако допускает ему нападать изо вне, чтобы человек, обновленный, согласно Новому Завету, т. е. Евангелию Христову, живя в доброделании и покаянии, и презирая удовольствия жизни, перенося же страдания и закаляясь в нападениях врага, — уготовал себя в сем веке к вмещению нетления и оных будущих благ, которые будут со ответствовать будущему веку» ( Св. Григорий Палама. Беседа 16).
Говоря об освобождении человека через Таинство в живоносной купели от первородного греха св. Отцы призывают к верности данным обетам, дабы не потерять дарованного наследия, ибо многие искушения приходят после Крещения.
„Исповѣдую едино Крещеніе во оставленіе грѣховъ” (Никео-Цареградский Символ Веры, 10).
„Еще прямее и определеннее означенные учитетели выражали свои мысли о таинственно благодатной силе Крещения, когда в точности указывали на его благодатные дары или плоды, каковыми, по их изображению, согласно с верою Вселенского Символа были: прежде всего оставление всех прежних, вместе с первородным грехом, оставление, заключающееся не в одном их прощении или невменении, а и в самом их очищении или изглаждении” (преосв. Сильвестр Малеванский. Опыт православного догматического богословия с историческим изложением догматов. Киев, том 4. 1897. Стр 414,422)
„Рассмотрение этого Таинства (Крещения) важно потому, что, как исповедует Православная Церковь в Никео Цареградском Символе Веры, оно совершается «во оставление грехов». Имеются ввиду не только личные грехи крещаемого, но и все скверное и греховное, что унаследовано человеком от праотца Адама — ἁμαρτία .. Крещение с древнейших времен совершалось не только над взрослыми, но и над младенцами является одним из фактов, подтверждающим традиционность такого понимания Крещения, ибо младенцы, по всеобщему церковному учению, не имеют личных грехов, но, тем не менее, нуждаются в Крещении для избавления от па губного действия первородного греха. Таким образом, и над ни ми это Таинство совершается истинно «во оставление грехов», как исповедуется в Символе Веры” (свящ. В.Леонов. Бог во плоти. - М., 2005. с.65,72).
Этот, далеко не полный ряд свидетельств Св. Предания, твердо и определенно указывает на то, что в Таинстве Крещения происходит не только избавление от личных грехов, но и от первородного. Это очевидно и из житийной литературы, в которой повествуется о восхищении Царства отошедшими тотчас по совершении Таинства или крестившимися кровью. В самом деле, если бы грех не уничтожался бы в Крещении (в т.ч. Крещении кровью), то и невозможно было бы душе человека войти в Царство, ибо ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное (Откр. 21:27), однако Св.Предание открывает обратное: многие из крестившихся и тотчас скончавшихся, не только сподобились Рая, но призваны к служению и помощи еще живущим на земле (составляют сонм святых), безусловно это свидетельство чистоты и от личных грехов, и от первородной скверны.
Здесь возникает необходимость разрешения определенного недоумения, почему христианин и после Крещения подвергается греховным искушениям, если первородный грех совершенно исторгнут в св. Таинстве из крещаемого? В Таинстве человек совершенно освобождается от греха (сущности греха), хотя и несовершенно уничтожаются его последствия; очищается первородный грех, но его последствия дают о себе знать обратившемуся на протяжении последующей жизни.
„Таинственно свободный переворот в том и состоит, что нить жизни человека как бы прерывается, и образовавшееся у него греховное прошлое теряет свою определяющую принудительную силу, как бы выбрасывается из души, становится чуждым для человека. Какое бы ни было это прошлое, будет ли это наследство от родителей ( грех первородный ), или последствия поступков самого крещаемого, все это одинаково зачеркивается в жизни человека, ... Из купели выходит новый человек, без определения ко греху, но с укрепленной благодатью ревностью творить волю Божию и более Бога не покидать. Грех не забывается и не вменяется человеку в силу каких-нибудь посторонних для души человека причин, — грех в буквальном смысле удаляется от человека, перестает быть частью его внутреннего содержания и относится к тому прошлому, которое прожито, которое, таким образом, с настоящим человека не имеет ничего общего”. (М. А. Новоселов Прощение грехов и нравственное изменение человека// Спасение и вера по православному учению).
„Благодать, даруемая в таинстве Крещения, есть: оправдание от греха прародительского, хотя и несовершенное уничтожение всех последствий его, равно как и отпущение всех произвольных грехов , соделанных до Крещения: и да крести́тся кíйждо вáсъ во и́мя Иисýса Христá во оставлéнiе грѣхóвъ (Деян. 2:38)” (преосв. Антоний (Амфитеатров) Догматическое Богословие Православной Кафолической Восточной Церкви стр 220)
Согласно христианской сотериологии, мало освободиться от греха, важно развить в себе добродетели, непоколебимую преданность Богу, проходя через духовную брань обрести утверждение духа. В Крещении в нас восстанавливается образ Божий, в богоугодной жизни необходимо развить в себе подобие Божие. Бог попускает искушаться грехом и верному, но грех теперь действует извне. "Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить" (преосв. Александр Семенов-Тянь-Шанский. Катихизис), и христианин может и призван отразить искушение (а как усовершиться в искусстве духовной брани, если не через саму брань?).
„Искушения ни на кого так не восстают, как на тех, которые получили Духа Святого. И Господь наш, когда по Крещении сошел на Него Дух Святой в виде голубя, изведен был Духом в пустыню, и был искушаем диаволом, который испытал Его всеми своими искушениями, но ни в чем не успел против Него... Так и всех, приемлющих Духа, борющихся и побеждающих, Дух Святой Укрепляет и подает им силу побеждать всякое искушение” (Преподобный Антоний Великий. Наставления Св. Антония Великого, 58 // Добротолюбие. Том 1.)
„Я же из Божественных Писаний и из самого чувства (опытно) ума постиг, что прежде Крещения благодать со вне направляет душу на добро, а сатана гнездится в самых глубинах ее, покушаясь преграждать уму все правые исходы; с того же часа, как возрождаемся в Крещении, бес бывает вне, а благодать внутри. Почему и находим, что как древле господствовала над душою прелесть, так по Крещении господствует над нею истина. Действует после сего и сатана на душу, как и прежде, а нередко даже горше того, но не как соприсутствующий благодати: да не будет! А дымя как бы перед умом через мокротность тела, приятностью безсловестных сластей”. (блаж. Диадох Фотикийский. Добротолюбие. Т. 3. С. 50-63).
«Хотя через Божественное Крещение Господь нас и возродил и через благодать Святого Духа запечатлел в день Искупления, однако оставил еще иметь смертное и страстное тело, и хотя Он изгнал начальника зла из душ человеческих, однако допускает ему нападать изо вне, чтобы человек, обновленный, согласно Новому Завету, т. е. Евангелию Христову, живя в доброделании и покаянии, и презирая удовольствия жизни, перенося же страдания и закаляясь в нападениях врага, — уготовал себя в сем веке к вмещению нетления и оных будущих благ, которые будут со ответствовать будущему веку» ( Св. Григорий Палама. Беседа 16).
Говоря об освобождении человека через Таинство в живоносной купели от первородного греха св. Отцы призывают к верности данным обетам, дабы не потерять дарованного наследия, ибо многие искушения приходят после Крещения.
"Согрешающие после
Крещения виновнее в своих грехах, чем некрещёные в своих, потому что
имели от Бога особую помощь для совершения добра и отвергли её. Если,
избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса
Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает
для таковых хуже первого (2 Пет 2:20)" (Пространный христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви , 302).
„«Вот ты выздоровел, — говорит Христос, Не греши больше», то есть: «живи праведно». «Я очистил тебя от скверны, Я исцелил тебя от греха , Я убелил тебя паче снега и ввел тебя в Дом Божий—живи такой жизнью, для которой ты был создан, живи праведно, сохрани ризу крещения нескверную и непорочную» Как тот расслабленный, лежало всё человечество в параличе, поражённое болезнью первородного греха . Долгие тысячелетия пыталось оно найти исцеление, но не могло само добраться до Бога, и не было человека, который бы помог. И всё же не терял человек надежды, продолжал уповать на милость Божию и сподобился Божественного посещения. Своим спасительным воскресением Христос всем жаждущим открыл путь к живоносной купели; всем, кто на вопрос Бога: «Хочешь ли быть здоров?» способен сказать: «Так, Господи!», открыт теперь путь к исцелению от духовной слепоты, хроматы и греховного паралича... Сохрани ризу крещения неоскверненну, вспомни и исполни обеты, которые ты давал у святой купели, чтобы не погибла душа твоя” (Полное собрание сочинений Прот. Иоанна Ильича Сергиева. Том 2-й. СПб., 1894. С 203-207).
Комментариев нет:
Отправить комментарий