Маяк один. Все остальное — отблески
— С огромным интересом читаю книги схиархимандрита Софрония
(Сахарова), никакие другие пока не давали мне такого ощущения духовной
реальности. Но от профессора Осипова, да и не только от него, можно
услышать, что старец Софроний находился в прелести, что книги его
опасны…
— Профессор Осипов, кстати, считает, что
нельзя крестить младенцев, что креститься человек может только сам,
сознательно, во взрослом возрасте… А ведь он в Духовной Академии
преподает!
Так как нам
быть, как ориентироваться, на что опираться, поневоле оказавшись в
спорной ситуации? Где взять уверенность, что поступаешь правильно?
Этот вопрос мы задали Митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину.
— Прежде всего — то, что в Церкви присутствует дискуссия, не должно
никого смущать. Это естественно — особенно если учесть, что мы пережили
семь десятилетий, когда никаких дискуссий не было — было просто не до
них. Вспомним эпоху Константина Великого: Церковь, вышедшая из катакомб,
вдруг оказалась охвачена распрями. Сразу появилось много еретиков,
ересей, и борьба с ними продолжалась несколько столетий. Какая-то
параллель между той эпохой и сегодняшней возможна. Церковь выходит на
свободу после долгого периода искусственного сдерживания ее духовной
жизни; периода, когда невозможна не только дискуссия, но и
сколько-нибудь нормальное развитие духовного образования. И начинаются
споры, которые вследствие утраты традиций, а зачастую вследствие
отсутствия соборных решений приобретают неоправданно жесткий характер.
Это надо понимать, надо относиться к этому как к данности и не
воспринимать глашатаев каких-то крайних точек зрения как страшных
еретиков.
В истории Церкви было немало примеров, когда люди,
признанные впоследствии святыми, при жизни не находили общего языка и
согласия друг с другом. Классические примеры — Иоанн Златоуст и Феодорит
Кирский, Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Некоторые ситуации просто
невозможно достроить до конца, определить в них победившую сторону:
может быть, вся проблема в том, что это были просто очень разные люди.
В
Церкви не все определено окончательно, есть множество тем, которые не
рассматривали Вселенские Соборы. И есть вещи, которые нам просто знать
неполезно. Скажем, спор об участи младенцев, умерших некрещеными.
Профессор Осипов решительно утверждает, что эти младенцы будут в раю,
потому что они не виновны; архимандрит Лазарь (Абашидзе) говорит, что
виновность и невиновность здесь вообще ни при чем, некрещеный в Царство
Божие не войдет. Дело в том, что богословская ученость — она вообще
очень специфическая вещь. Богословие — это не философия и не точная
наука, это, скорее — рефлексия над личным опытом, а иначе говоря,
выстроенная для школьных нужд надстройка над святоотеческой
письменностью, которая являет собою фундамент богословия. Но эта
школьная научность богословского труда — она играет какую-то злую шутку
со своими носителями. Постоянное использование научного инструментария
вырабатывает у человека своего рода самоуверенность: хочется раз и
навсегда все решить. Вот так — и никак иначе. Но не бывает такого. Бог —
это Личность. И мы не можем заставить Бога действовать в рамках нашей
логики: спасать этих младенцев или наоборот. И надо ли нам об этом
думать, надо ли нам это знать? И надо ли, наконец, исходить из этого в
вопросе крещения ребенка? Церковь веками крестит младенцев, возлагая
ответственность за них на родителей и восприемников, и вряд ли частное
мнение хотя бы даже и самого ученого богослова может служить этому
препятствием. У того же профессора Осипова, кроме спорных утверждений,
есть немало полезного, необходимого верующим людям, вот это и надо брать
от него, а не вникать в его споры или споры вокруг его имени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий