Сам вопрос о качестве воспринятой в Боговоплощении Спасителем природы,
который задают проф. А.И.Осипов и проф. М.С.Иванов, неверен. И вот почему:
он предполагает существование некоей готовой природы, которая в момент
вселения Слова в утробу Богоматери восприемлется в Божественную ипостась.
Так учил между прочим Евтихий . Свт. Флавиан Константинопольский в послании
ко Льву Великому выделяет следующие пункты вероучения константинопольского
архимандрита:
«Ибо этот Евтихий , удерживал в себе скрытую болезнь развращённого
учения.... недобросовестно и бесстыдно начал распространять между многими
собственное нечестие, говоря, что прежде вочеловечения нашего Спасителя
Иисуса Христа, были два естества - Божеское и человеческое, а после их
соединения в Нём стали одно естество...»(Деяния Всел. Соборов. Собор IV.
СПб.1996.т.2, с 15)
Святитель Лев Великий и в Томосе и в посланиях, указывал, что «наша
природа, чтобы она была наперёд сотворена, а потом воспринята, но так,
что она получила своё происхождение вместе с восприятием». (Послание свят.
Льва к Юлиану, епископу Косскому. Деяния т.2, с 21)
Мы вправе говорить о том, что Бог Слово, вселяясь в утробу Богоматери,
в Своей ипостаси из «пречистых девственных кровей» (преп. Иоанн Дамаскин)
создаёт, творит Себе человеческую природу. И творение и восприятие и вселение
всё это единовременное действие Творческого Слова. Это подтверждает и преп.
Иоанн Дамаскин. Выделим основные позиции логической схемы преп. Иоанна
1. Святый Дух сходит на Пречистую Деву, очищает Её и дарует Ей
силу для принятия Божества Слова и Его рождение.
2. Сын Божий осенил Богоматерь «как бы божественное семя, и из
непорочных и чистейших Её кровей образовал Себе плоть».
3. Само Слово Божие для плоти соделалось Ипостасью.
4. Вселившись в утробу Святой Девы, «Оно (Слово) в Своей Ипостаси
неописуемо восприняло Себе от чистых кровей Приснодевы плоть, одушевлённую
душею, одарённую и разумом и умом, взяв Себе начатки человеческого смещения.
(Точное изложение православной веры. Кн.3, гл.2, с 122-123)
5. Плоть Спасителя была сразу же обожена, то есть с момента самого
зачатия Богоматери, приведения её в бытие. Поэтому в момент зачатия совершилось:
восприятие, бытие и обожествление плоти Словом». (Точное изложение православной
веры. Кн.3 , гл.12, с151)
Человеческое естество воспринятое Спасителем в принципе не может быть
таким, каким оно стало у Адам по грехопадении.
Естество по грехопадении у человека приобрело следующие свойства:
1. Уклонение ума от Бога к себе
2. Измышление страстей и удовольствий
3. Сильное склонение воли ко греху
4. Плотская похоть
5. Неведение Бога
6. Противление воли Божией
7. Эгоизм
8. Кожаные ризы, то есть дебелость плоти, тление и смерть.
9. Тирания диавола.
Первые семь пунктов обозначают серьёзное духовно-нравственное повреждение,
которое коротко названо отцами церкви (например, свт. Григорий Палама.
Письмо к инокини Ксении). Как духовная смерть, смерть бессмертной души.
Вот это-то состояние и называется грехом первородным, то есть амартиа.
И оно передавалось новорождённому через страсть рождения.
В конце концов свт. Лев Великий и говорит, что «там где не было излияния
семени - там не было и греха». Само семя является продуктом похоти. Почему
царь Давид в хорошо всем известном 50 псалме пишет « И во гресех родила
меня мати моя». Именно в таком смысле изъяснён Св. Афанасием данный стих
псалма.
Почему при зачатии Бога Слова изгоняется естественный способ рождения.
Господь воспринимает поэтому естество, а не грех. Его человеческое естество
обожённое было чуждо первородного греха, духовно-нравственной порче. Даже
воспринятые Им кожаные ризы действовали не по необходимости, а по попущению
Божеской воли. (См. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры.
Кн 3, гл. 20).
Человеческая природа по определению 6-го Вселенского Собора действовала
сообразно естеству, и воля во всём следовала Божественной воле.
Следуя же мысли проф. А.И.Осипова о повреждённости природы Спасителя, мы
придём к серьёзным противоречиям по отношению к учению Церкви. Бог творец
греха, а значит и зла. Это один из главных выводов из рассуждений профессора.
А второй : - воля человеческая противилась Божеской. Что в принципе профессор
и утверждает, когда разъясняет Гефсиманское борение, как противоречие и
борьбу воль. Это откровенная ересь.
Св. Папа Агафон пишет:
1. «Исповедуем также, что каждое из Его естеств имеет естественные
свойства, божеское божеские свойства, человеческое - все человеческие,
кроме только греха». (Деяния Вселенских Соборов. СПб 1996, т.4, с 93)
2. «Но исповедуя два естества, два естественных хотения и два
естественных действия в едином Господе нашем Иисусе Христе, мы не учим,
что они противны и враждебны друг другу» (с.33)
3. « Итак Им воспринята и спасена и человеческая воля вместе
с человеческим естеством, а то, что спасено восприявшим, не может быть
Ему противным. Ибо Творец ничего не создал противным Себе и ничего не воспринял
в таинстве воплощения» (с. 39)
Эти замечания свт. Агафона всецело одобрены православными на VI-ом
Вселенском Соборе. Учение А.И.Осипова и М.С.Иванова о восприятии Спасителем
падшей природы человека просто неверно и лживо.
Комментариев нет:
Отправить комментарий