Молиться можно, но есть разные виды молитв. В храме за инославных
молиться нельзя, т.к. они не принадлежат Церкви. На дискосе во время
совершения проскомидии изображена вся Церковь и на четвертой и пятой
просфоре мы поминаем о здравии и упокоении только православных христиан:
Святейших Патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов,
благочестивых царей и т.д.
Прп. Амвросий Оптинский в своем особом письме «О церковном поминовении
христиан неправославных» дает исчерпывающий обзор и приводит цитату из
Свщмч. Дионисия Ареопагита: «невозможно, чтобы к Единому вместе
приводимы были и миротворного единения с Единым были причастниками люди,
разделенные между собою». Далее преподобный Амвросий пишет: «но по
закону любви Церковь наша молится о соединении церквей, т.е. о обращении
иноверных еще при жизни их с той мыслью, чтобы Господь, ими же веси
судьбами, обратил их к свету истины и привел их на путь спасения. Если
обратятся, то добро и благо; когда же при жизни своей не обратятся, по
неведомым нам судьбам Божиим, то по смерти их Церковь уже не может их
поминать, т.к. они не имели общения с Нею при своей жизни».1
Также говорит о невозможности церковного поминовения инославных, а
только на частной молитве, Святитель Феофан Затворник: «Замедлил я
ответом вам. Прошу извинить. Спрашиваете, как поминать умерших в
сектанстве родителей ваших! В своей частной молитве поминайте их и
молитесь о них, обращаясь к беспредельной милости Божией, и ей
предавайте их участь. В церкви же нечего их поминать. Церковь молится о
чадах своих, да сохраняют веру свою и преуспевают в ней, о сущих же вне
Церкви молится – обратить их к вере и присоединить к Церкви.
< … > Умирающие вне веры и Церкви похожи на самоубийц… О
самоубийцах Церковь не молится, ибо они умирают в смертном грехе
неразрешенном, - не очищенном покаянием …». И в другом письме он
говорит: «Вне Православной Церкви нет истины. Она единая верная
хранительница всего заповеданного Господом через Святых Апостолов, есть
потому настоящая Апостольская Церковь. Иные потеряли Церковь
Апостольскую… Вздумали сами построить такую церковь, и постороили и имя
ей такое придали. Имя придали, а существа сообщить не могли».2
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Собрание писем оптинского старца Амвросия. Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2003, с.397
Комментариев нет:
Отправить комментарий