Ответ на поставленный нами вопрос даёт прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры». Он пишет «Естественные
и безупречные страсти суть не находящиеся в нашей власти, – те, кои
привзошли в человеческую жизнь, вследствие осуждения за преступление,
каковы – голод, жажда, утомление, труд, слезы, тление, уклонение от
смерти, боязнь, предсмертная мука, от которой – пот, капли крови, помощь
от ангелов ради слабости природы и подобное, что по природе присуще
всем людям».1
В учении о первородном грехе Церковь Христова делает различие в
понятиях грех и его последствия. В Послании Восточных патриархов, также
одной из важнейших Символических книг Православной Церкви, говорится: «А
бременем или следствием грехопадения мы называем не самый грех, …но
удобопреклонность ко греху, и те бедствия, которое Божественное
правосудие наказало человека за его преслушание, как-то: изнурительные
труды, скорби, телесные немощи, болезни рождения, тяжкие до некоторого
времени жизнь на земле странствования, и напоследок телесная смерть».2
Прп. Максим Исповедник о безукоризненных страстях говорит как о законе природы3,
признаке тварной природы, и отличает их от порочных страстей, т.е
страстей в собственном смысле этого слова. Последние являются в нашей
природе в силу неправильного направления природных сил, или
злоупотребления этими силами гномической волей, склонной более ко греху.4 Безукоризненные
страсти как непорочные, и составляющие онтологию тварной природы
человека не могут рассматриваться в качестве первородного греха в
принципе, или греховности нашей природы, или закона греха. Ставить знак
равенства между понятием первородный грех и безукоризненные страсти –
это грубейшая догматическая ошибка.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Прп. Иоанн Дамаскин. Творения. СПб, 1913, т. 1. Точное изложение православной веры, кн.3, гл. 20, с. 286
2Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. СТСЛ.1995, с. 153-154
3“О
страстях можно говорить в двух смыслах: в смысле наказания и в смысле
бесчестия. Первое выражает нашу природу, а второе её совершенно
искажает” Труды богословские и полемические 20 — PG 91,237B.
Комментариев нет:
Отправить комментарий