А. И. Осипов, останавливаясь на вопросе о состоянии человека до
грехопадения, описывает это состояние в согласии со Святыми Отцами
Церкви. Однако, переходя к изложению учения о первородном грехе,
профессор Московской Духовной Академии самым серьезным образом искажает
эту одну из самых важных и центральных вероучительных истин.
Он считает, что «страстность, тленность, смертность нашего тела и есть то, что принято называть первородным грехом».1
Во-первых, эти понятия относятся не столько к телу человека, сколько к его душе и являются по своей сути синонимичными.
«Учение о первородном грехе, – как подчеркивает один из виднейших
дореволюционных патрологов А. Ф. Гусев, – как о прирождённой
нравственной и физической порче человеческой природы, в наказание за
грех Адама, тяготеющей на всех его потомках, хотя ни один из этих
потомков лично и не участвовал в грехопадении своего прародителя,
составляет один из труднейших, таинственнейших пунктов христианской
догматической системы – один из таких пунктов, внутренний смысл которых не поддается человеческому пониманию и объяснению».2
Для Церкви Христовой наиболее авторитетным выразителем учения о первородном грехе является блаженный Августин3,
епископ Иппонский. Ведя полемику с монахом Пелагием, отрицавшим учение
Церкви о первородном грехе, этот Отец Церкви насколько можно полно
раскрыл то, чему всегда учила и во что всегда веровала Церковь. Он также
подчеркивает, что данное учение хотя и известно всей Церкви, но «в то же самое время нет ничего таинственнее и недоступнее этого учения для обыкновенного человеческого понимания».4
Как богооткровенная истина – это учение не поддается усвоению только
разумом, не допускает пытливого исследования, оно требует от человека
веры в эту истину.
Блаженный Августин подробнейшим образом разъясняет, что первородный грех,
это не только грех, преступление первозданного человека в раю, но и
наказание и следствия этого греха, которые переходят на всех потомков
Адама.
Само понятие первородный грех, как подчеркивает блж. Августин, «не
подходит под понятие греха в обыкновенном смысле, потому что он не есть
только частный акт свободной воли человека, он не подходит и под
понятие наказание за грех, потому что он не есть только наказание, но он
подходит под понятие того и другого, т. е. вместе и под понятие греха, и
под понятие наказания. Он присущ не только взрослым, но и младенцам, у
которых еще не действуют разум и свободная воля…».5
Первородный грех, являясь естественным и необходимым следствием
великого греха Адама, присущ всей человеческой природе. Иначе его можно
наименовать как недостаток и порча всей человеческой природы, peccatum naturae.6
Точно так же учение о первородном грехе излагает и Православное
Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви: «Первородный грех есть
преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму, когда было
сказано к нему: от древа еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в онь же день снесте от него, смертию умрете (Быт
2, 17). Сей прародительский грех перешел от Адама на все человеческое
естество, поелику все мы тогда находились в Адаме; и таким образом через
одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы зачинаемся и раждаемся с сим грехом, как учит Священное Писание: Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша(Рим. 5, 12)»7
Передача этого греха осуществляется через плотское рождение человека, в
котором закон чувственной похоти как закон греха проявляет всю свою
силу. С этим положением учения блаженного Августина мы находим согласие и
таких величайших Отцов Восточной Церкви, как прп. Максим Исповедник8, прп. Иоанн Дамаскин9, свт. Григорий Палама10.
Поэтому данное положение учения блж. Августина имеет характер не
личного мнения, теологумена, а общецерковный. Именно в силу этого закона
греха, который обнаруживает свое действие всегда при зачатии человека,
требуется и крещение младенца, рожденного от крещенных родителей. Именно
поэтому соборы 250 и 480 гг. в Карфагене определили необходимость
крещения младенцев.
СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Посмертная жизнь души. М. Даниловский благовестник 2005, с. 28; Посмертная жизнь. М. Даръ. 2006, с. 44
2Антропологические
воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства.
Святоотеческая христология и антропология. Вып. 1. Пермь, «Панагия»,
с.37
3Уходя
от столь излюбленной сегодня критики богословских воззрений блж.
Августина, мы вовсе не отрицаем присутствие личных мнений, воззрений.
Однако учение о первородном грехе в основных своих чертах было им
изложено верно. Кроме того, в случае серьезных уклонений блж. Августина в
вере, Отцы V Вселенского собора не внесли бы имя Святителя Иппонского в число Святых Отцов и учителей Церкви, которым «мы во всем следуем, …и принимаем все, что они написали и изложили об истинной вере и осуждении еретиков».ACO IV-1: 13, 5-9
4Антропологические
воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства.
Святоотеческая христология и антропология. Вып. 1. Пермь, «Панагия»,
с.37
5Антропологические
воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства.
Святоотеческая христология и антропология. Вып. 1. Пермь, «Панагия», с.
46
6Там же., с. 47
7Православное
исповедание, ч. 3-я, отв. на вопр.20. Вера Православной Восточной
Греко-Российской Церкви по её символическим книгам. СПб,
Светослов,.1998, с. 25
8После грехопадения, вложенный Богом закон рождения (γένεσις) приобрёл совершенно иной страстный характер – характер чувственного греховного наслаждения (ἡδονή). Человек «преступив заповедь, согрешил, то вследствие этого и был осужден на рождение (γέννεσιν καταδικάζεται), возникшее через страсть и грех». Вопрос XXI., с. 71. Так же об этом см. С. Л. Епифанович. прп. Максим Исповедник и Византийское богословие. М. 1996, с. 83-84
9Точное
изложение православной веры., ч. 4, гл. 22. О законе Божием и законе
греховном. «Поэтому покоющиеся в нашем теле запах и ощущение греха, т.
е. похоть и чувственное удовольствие, называются законом во удех плоти
нашей… Закон же греха, т.е. внушение через закон, находящийся во удех,
или через похоть, чувственную, склонность и неразумную часть души…», с.
333
10Омилия
16. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа.
Творения, ч. 1, М. 1993, с.155 «Потому что плотское вожделение, будучи
независимым от воли и явно враждебным закону духа, …как-то от начала
привносит осуждение, будучи тлением(φθορά οὖσα), и называемо так, и рождает, конечно для истления (πρός φθορὰν πάντως γεννῶσα), и является страстным движением человека». ΕΠΕ 72. Θεσσαλονίκη 2004,σελ.428,
Комментариев нет:
Отправить комментарий