Страницы

Богословский комментарий на книгу профессора МДАиС А. И. Осипова «Посмертная жизнь» ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ ПО УЧЕНИЮ ЦЕРКВИ?

А. И. Осипов, останавливаясь на вопросе о состоянии человека до грехопадения, описывает это состояние в согласии со Святыми Отцами Церкви. Однако, переходя к изложению учения о первородном грехе, профессор Московской Духовной Академии самым серьезным образом искажает эту одну из самых важных и центральных вероучительных истин.

Он считает, что «страстность, тленность, смертность нашего тела и есть то, что принято называть первородным грехом».1
Во-первых, эти понятия относятся не столько к телу человека, сколько к его душе и являются по своей сути синонимичными.
«Учение о первородном грехе, – как подчеркивает один из виднейших дореволюционных патрологов А. Ф. Гусев, – как о прирождённой нравственной и физической порче человеческой природы, в наказание за грех Адама, тяготеющей на всех его потомках, хотя ни один из этих потомков лично и не участвовал в грехопадении своего прародителя, составляет один из труднейших, таинственнейших пунктов христианской догматической системы – один из таких пунктов, внутренний смысл которых не поддается человеческому пониманию и объяснению».2
Для Церкви Христовой наиболее авторитетным выразителем учения о первородном грехе является блаженный Августин3, епископ Иппонский. Ведя полемику с монахом Пелагием, отрицавшим учение Церкви о первородном грехе, этот Отец Церкви насколько можно полно раскрыл то, чему всегда учила и во что всегда веровала Церковь. Он также подчеркивает, что данное учение хотя и известно всей Церкви, но «в то же самое время нет ничего таинственнее и недоступнее этого учения для обыкновенного человеческого понимания».4
Как богооткровенная истина – это учение не поддается усвоению только разумом, не допускает пытливого исследования, оно требует от человека веры в эту истину.
Блаженный Августин подробнейшим образом разъясняет, что первородный грех, это не только грех, преступление первозданного человека в раю, но и наказание и следствия этого греха, которые переходят на всех потомков Адама.
Само понятие первородный грех, как подчеркивает блж. Августин, «не подходит под понятие греха в обыкновенном смысле, потому что он не есть только частный акт свободной воли человека, он не подходит и под понятие наказание за грех, потому что он не есть только наказание, но он подходит под понятие того и другого, т. е. вместе и под понятие греха, и под понятие наказания. Он присущ не только взрослым, но и младенцам, у которых еще не действуют разум и свободная воля…».5
Первородный грех, являясь естественным и необходимым следствием великого греха Адама, присущ всей человеческой природе. Иначе его можно наименовать как недостаток и порча всей человеческой природы, peccatum naturae.6
Точно так же учение о первородном грехе излагает и Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви: «Первородный грех есть преступление закона Божия, данного в раю прародителю Адаму, когда было сказано к нему: от древа еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него: а в онь же день снесте от него, смертию умрете (Быт 2, 17). Сей прародительский грех перешел от Адама на все человеческое естество, поелику все мы тогда находились в Адаме; и таким образом через одного Адама грех распространился на всех нас. Посему мы зачинаемся и раждаемся с сим грехом, как учит Священное Писание: Единем человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша(Рим. 5, 12)»7
Передача этого греха осуществляется через плотское рождение человека, в котором закон чувственной похоти как закон греха проявляет всю свою силу. С этим положением учения блаженного Августина мы находим согласие и таких величайших Отцов Восточной Церкви, как прп. Максим Исповедник8, прп. Иоанн Дамаскин9, свт. Григорий Палама10. Поэтому данное положение учения блж. Августина имеет характер не личного мнения, теологумена, а общецерковный. Именно в силу этого закона греха, который обнаруживает свое действие всегда при зачатии человека, требуется и крещение младенца, рожденного от крещенных родителей. Именно поэтому соборы 250 и 480 гг. в Карфагене определили необходимость крещения младенцев.

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1Посмертная жизнь души. М. Даниловский благовестник 2005, с. 28; Посмертная жизнь. М. Даръ. 2006, с. 44
2Антропологические воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства. Святоотеческая христология и антропология. Вып. 1. Пермь, «Панагия», с.37
3Уходя от столь излюбленной сегодня критики богословских воззрений блж. Августина, мы вовсе не отрицаем присутствие личных мнений, воззрений. Однако учение о первородном грехе в основных своих чертах было им изложено верно. Кроме того, в случае серьезных уклонений блж. Августина в вере, Отцы Вселенского собора не внесли бы имя Святителя Иппонского в число Святых Отцов и учителей Церкви, которым «мы во всем следуем, …и принимаем все, что они написали и изложили об истинной вере и осуждении еретиков».ACO IV-1: 13, 5-9
4Антропологические воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства. Святоотеческая христология и антропология. Вып. 1. Пермь, «Панагия», с.37
5Антропологические воззрения блаженного Августина в связи с учением пелагианства. Святоотеческая христология и антропология. Вып. 1. Пермь, «Панагия», с. 46
6Там же., с. 47
7Православное исповедание, ч. 3-я, отв. на вопр.20. Вера Православной Восточной Греко-Российской Церкви по её символическим книгам. СПб, Светослов,.1998, с. 25
8После грехопадения, вложенный Богом закон рождения (γένεσις) приобрёл совершенно иной страстный характер – характер чувственного греховного наслаждения (ἡδονή). Человек «преступив заповедь, согрешил, то вследствие этого и был осужден на рождение (γέννεσιν καταδικάζεται), возникшее через страсть и грех». Вопрос XXI., с. 71. Так же об этом см. С. Л. Епифанович. прп. Максим Исповедник и Византийское богословие. М. 1996, с. 83-84
9Точное изложение православной веры., ч. 4, гл. 22. О законе Божием и законе греховном. «Поэтому покоющиеся в нашем теле запах и ощущение греха, т. е. похоть и чувственное удовольствие, называются законом во удех плоти нашей… Закон же греха, т.е. внушение через закон, находящийся во удех, или через похоть, чувственную, склонность и неразумную часть души…», с. 333
10Омилия 16. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа. Творения, ч. 1, М. 1993, с.155 «Потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и явно враждебным закону духа, …как-то от начала привносит осуждение, будучи тлением(φθορά οὖσα), и называемо так, и рождает, конечно для истления (πρός φθορὰν πάντως γεννῶσα), и является страстным движением человека». ΕΠΕ 72. Θεσσαλονίκη 2004,σελ.428,

Комментариев нет:

Отправить комментарий