Введение
Моя книга является попыткой проанализировать некоторые тенденции современного богословского модернизма. Но конкретно она является ответом на брошюру г-на Зайцева "Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему", вышедшую в издательстве "Сардоникс" в 2002 году, которая в свою очередь является ответом на мою брошюру, вышедшую под названием "Какое согласие между Христом и ... профессором Осиповым А.Н.", и следует порядку глав, расположенных в этой брошюре. Поэтому для большего удобства читателей я предпосылаю в своей книге краткий обзор брошюры г-на Зайцева.
Моя книга является попыткой проанализировать некоторые тенденции современного богословского модернизма. Но конкретно она является ответом на брошюру г-на Зайцева "Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему", вышедшую в издательстве "Сардоникс" в 2002 году, которая в свою очередь является ответом на мою брошюру, вышедшую под названием "Какое согласие между Христом и ... профессором Осиповым А.Н.", и следует порядку глав, расположенных в этой брошюре. Поэтому для большего удобства читателей я предпосылаю в своей книге краткий обзор брошюры г-на Зайцева.
Первая и вторая главы носят
личный характер. Господин Зайцев упрекает меня в некорректности и
некомпетентности и выражает сожаление, что я лично не встретился с
г-ном Осиповым прежде, чем критиковать его. Господин Зайцев,
разумеется, может иметь свое мнение о моей нравственности и
богословской компетентности и делиться им с читателями. Что же касается
встречи с г-ном Осиповым, то я не первый, кто указал на ошибки и
неправославные взгляды этого преподавателя. Ему говорили об этом его
коллеги и даже его студенты, но он остался при своих убеждениях и не
исправил ни одной из ошибок. Поэтому, думаю, моя встреча с ним была бы
безрезультатной.
Теперь перейдем к богословской части брошюры г-на
Зайцева. В главе III "О вероучительных источниках" он отвергает все
вероучительные источники как выразителей и хранителей Священного
Предания. Он отвергает авторитет вероисповедальных и догматических
посланий и книг, заменяя традицию произвольным выбором цитат с
подгонкой под свое мнение, защищает попытку заменить согласие Святых
Отцов теологуменами, частными мнениями, что открывает возможность на
вероучительном пустыре возводить новые постройки, по вкусу модернистов и
по духу нашего либерального времени. Таким образом, г-н Зайцев борется
в этой главе за право на теологическую анархию, которая приведет к
протестантскому отходу от соборности к индивидуализму.
В четвертой
главе "Поле Божественного откровения" он, рассчитывая на наивность
читателей, метафорические образы Ветхого Завета представляет как
современную реальность, хотя Ветхий Завет уже исполнился в Новом
Завете. По учению апостола Павла, Ветхий Завет будучи путеводителем ко
Христу, Новым Заветом как союз человека с Богом упразднен. Формализм в
делах религии, как хочет показать г-н Осипов, вовсе не адекватен Ветхому
Завету, который дал великих святых, горевших огнем любви к Богу.
Кроме того, г-н Осипов произвольно включает в Ветхий Завет языческих
философов, даже тех, кто окончили жизнь самоубийством. Он говорит о том,
что Ветхий Завет по сей день действует, поэтому мы должны
рассматривать иудаизм, магометанство, буддизм, синтоизм и другие
религии как продолжение Ветхого Завета, т.е. как определенный союз
общины и индивидуума с Богом. Это - кощунственная теория, так как в
Завете-союзе Бог предлагает условия, а человек принимает их.
В
пятой главе, "Естественный закон", г-н Зайцев, защищающий концепцию
г-на Осипова, рассматривает человеческую природу, как неповрежденную
грехом, в некотором смысле повторяя учение еретика Пелагия о спасении
человека без помощи благодати. Господин Зайцев разделяет учение Канта о
совести, как категорическом императиве, отрицая необходимость веры, как
условия спасения. Он отрицает благодать, как необходимую силу для
исцеления человеческой души, в том числе и совести, которая также
покрыта коррозией наших страстей. Наша совесть, как остальные свойства и
способности души, нуждается в очищении и возрождении, а у значительной
части людей - в реанимации.
Главным тезисом проповеди апостола
Павла было учение о том, что человек спасается верой, проявляемой через
послушание Богу. Господь говорит в Евангелии: "Кто веру имеет, тот
спасен будет" (См. Мф. 16, 16). А г-н Осипов, через г-на Зайцева,
заявляет другое: "Кто хотя и не имеет веры, но делает добро, тот спасен
будет". Значит дела естественного закона - совести, а не Христос,
соединивший небо с землей, преображают душу человека? Отрицая
необходимость веры, г-н Осипов отрицает необходимость богословия,
которое он преподает, то есть самого себя, как педагога.
В шестой
главе, "Не поступил как стоик?", г-н Зайцев вообще не понял, о чем я
пишу, а именно, что Климент Александрийский находился под сильным
влиянием стоической морали, которая утверждала, что высшим состоянием
для мудреца является равнодушие к внешнему (апатия), безразличие к жизни
и смерти. Поэтому, спасаясь от преследования, Климент Александрийский
поступил вопреки собственной концепции, вопреки именно не христианской,
а стоико-христианизированной морали. Этого не смог или не захотел
понять г-н Зайцев.
В седьмой главе, "Сошествие во ад", г-н Зайцев
еще более категорически отрицает значение веры в деле спасения,
совершенно извращая христианскую сотериологию. Ад из места отвержения
от Бога превращается в место встречи с Христом и соединения с Духом
Святым. Грешник в аду "падает" в объятия Христа. Никакой веры не нужно.
Земная жизнь перестает быть самоопределением и формированием личности.
Отрицая Христа на земле, грешник вдруг попадает в область очевидности,
видит Христа как Бога. Достаточно почитать описание ада у святых
Ефрема Сирина, Кирилла Александрийского и Игнатия (Брянчанинова), чтобы
убедиться, насколько елейно-фальшив образ ада у г-на Осипова.
Далее в этой главе содержится какой-то интеллектуальный мираж о крещении
грешников в аду Христом и апостолами; теософские рассуждения о том,
что в небесную Церковь можно войти, минуя Церковь земную. У г-на
Осипова извращен сам догмат искупления, которое воспринимается
человеком через веру (а не через насильственную очевидность) и
усвояется через Таинство Крещения, которое полагает начало духовной
жизни. Эта глава проникнута идеей отрицания Церкви и ее Таинств. Это
один из худших вариантов оригенизма.
В VIII главе "Сосуществование
двух Заветов" проводится мысль о том, что все люди, не принявшие
Евангелие, находятся в Ветхом Завете, а люди, принявшие христианство,
могут одновременно находиться в двух Заветах. Г-н Осипов утверждает,
что ветхозаветные праведники - это не только те, кто сохранил
первобытное предание и закон Моисея до пришествия Христа на землю, а
вообще все "добрые" и "совестливые" язычники и иноверцы, к каким бы
историческим временам и религиям они не принадлежали. Ветхий Завет г-н
Осипов расспространяет также на неверующих людей, так, как будто Ветхий
Завет не откровение Божие, а голос естественной совести и не содержит в
себе определенных познаний о Божестве и религиозных обязательств.
Основой как Ветхого, так и Нового Заветов является вера, а здесь
неверующих людей хотят без их ведома усыновить Ветхому Завету. Спасение
без веры - это новое сотериологическое понятие, которое возникло в
среде теософов и получило поддержку у обновленцев, названных народом
"красными попами".
Концепция г-на Осипова об аде приводит человека к
убеждению, что ад существовал когда-то давно, а Христос своим
пришествием разрушил ад, упразднил его и превратил из темницы в то
место, куда могут входить и из которого могут выходить грешники по
своему желанию. В пересказе Зайцева, господин Осипов выразил мысль, что
в аду могут находиться, как дежурные священнослужители, апостолы,
которые крестят души некрещеных грешников по их желанию и переводят в
рай. Так что перед самим сатаной грешник отрицается от сатаны и
спокойно уходит от него.
Господин Осипов в творческом задоре даже
забывает, что церковное Таинство совершается над личностью живого
человека, и благодать Таинства освящает его душу и тело, как
психофизическую монаду (временно разделяемую смертью). Таинство не
может воспринять ни тело человека, раз-лученное с душой по смерти, ни
душа человека, разлученная с телом.
В общем, г-н Осипов, рисуя
вместо ада какой-то перевалочный пункт для души, совершающей путь в
загробную жизнь, в сущности отрицает ад и вечные муки. Между тем,
анафематизмы против Оригена и его учений касаются тех, кто не верит в
вечные муки для грешных. Таким образом, трагедию ада, как вечного
отлучения грешника от Бога, г-н Осипов подменяет либеральным
оптимизмом, т.е. завязывает глаза человеку, идущему по дороге над
пропастью.
В девятой главе, "К вопросу о границах Церкви", г-н
Осипов, как большинство либералов и модернистов, выражает сомнение в
том, что спасение может быть только в Православной Церкви; не в
какой-то неизвестной, аморфной, абстрактной Церкви, а в реальной
исторической Церкви - Единой, Святой, Соборной и Апостольской. Поэтому
он пытается доказать, что без земной Церкви возможно войти в небесную
Церковь и даже противопоставляет их друг другу.
В десятой главе,
"Погибнут ли некрещеные младенцы?", г-н Зайцев отрицает необходимость
крещения младенцев, вопреки постановлению канонического Карфагенского
собора. Г-н Зайцев так и не смог ответить на вопрос: почему Церковь не
предает христианскому погребению и не поминает некрещеных младенцев.
Если у них была бы хоть какая-нибудь возможность спасения, то это
запрещение было бы не только абсурдом, но и бесчеловечной жестокостью
со стороны Церкви. Значит этой надежды нет.
Под литургическим
преданием мы понимаем предание, которое существовало в Церкви всегда и
везде, а, разумеется, не современные эксперименты модернистов, как
например, канон мученику Уару с молитвами за некрещеных, составленный
митрополитом Никодимом (Ротовым), или такого же свойства молитвы о
самоубийцах и жертвах абортов.
В одиннадцатой главе, "Что такое хула
на Святого Духа", г-н Осипов отрицает учение Церкви о том, что хула на
Духа Святого это не внешнее действие, а само состояние души человека,
при котором невозможно покаяние. Г-н Осипов понимает хулу на Духа
Святого рационалистически и сводит ее к сопротивлению осознанной
человеком истины, так как вся его концепция основана на плоском
рационализме.
В двенадцатой главе, "Отношение к анафематизмам",
господа Осипов-Зайцев отвергают значение анафематизм для загробной
жизни души. Под анафемы канонических соборов попадают все ереси древней
Церкви, а современные ереси представляют собой только их варианты и
комбинации. А г-н Осипов допускает посмертное покаяние еретиков, и
поэтому готовится к встрече с ними в небесном царстве.
В этой главе
г-н Зайцев вслед за своими учителями проявляет прямо таки львиное
бесстрашие по отношению к анафематизмам - церковному отлучению, словно
забывая о том, что страх Божий - это не боязливость перед людьми, а
начало премудрости (см. Пс. 110, 10) и необходимое условие для очищения
души и богообщения, необходимая ступень к любви - венцу всех
добродетелей.
В тринадцатой главе, называемой "Заключение", г-н
Зайцев выражает уверенность что представленная им аргументация должна
вполне убедить всякого "нормального" и не "потерявшего совесть
человека" в правоте г-на Осипова. Затем г-н Зайцев, не стесняясь,
искажает разделяемое мной учение Церкви о том, что человек спасается
верой, проявляемой в делах любви и включенностью в благодатное поле
Церкви, и приписывает мне абсурдные утверждения о том, что "для
спасения человеку достаточно одного лишь "внешнего обнаруживания" своей
православности, а совесть - совершенно не причем".
Другими
словами, г-н Зайцев хочет сказать: раз архимандрит Рафаил возражает
г-ну Осипову в том, что можно спастись без Церкви с ее Таинствами, не
веря в Христа и не исповедуя православную веру, а только силой
невозрожденной совести, то у него самого (архимандрита Рафаила) с
совестью дело обстоит плохо. Этим психологическим шантажом заканчивается
брошюра г-на Зайцева.
В лекциях г-на Осипова отразился дух
современного либерализма который хочет свить свое гнездо в Церкви.
Натиск этих либеральных настроений, принявших форму ревизии
православного богословия, по-видимому, будет усиливаться. Поэтому нам
придется более подробно остановиться на концепции г-на Осипова,
пересказанной г-ном Зайцевым, если только имя последнего не
использовано как псевдоним.
Но самое возмутительное в этой брошюре
то, что антицерковное учение выдается за свидетельство Святых Отцов и
учение древней Церкви. На этом примере читатель может увидеть, что
эмпирическая природа и естественная совесть ее авторов все-таки
повреждены первородным грехом, не смотря на то, что г-н Зайцев и его
учителя отстаивают диаметрально противоположное мнение.
О языке современных "властителей богословских дум
Да, громче музыка, играй, победу:
Мы победили и враг бежит!
(военная песня)
Отзывы о лекциях г-на Осипова А. Н. и эйфория автора по поводу своей собственной брошюры
"...Г-н Осипов авторитетный свидетель церковной истины"
"...из сказанного очевидно" (С. 72)
"...было сказано более, чем достаточно" (С.76)
"...излагаемое А.Н.Осиповым учение имеет своими предшественниками Святых Отцов Православной Церкви".
"...А.П.Осипов прямо говорит о безусловной истинности одного только православного пути".
"...идея Святых Отцов, получившая развитие в лекциях Осипова".
"...мы уже показали, что учение о возможности спасения язычников является с православной точки зрения традиционным" (С. 37).
"...Православное понимание спасения как синергии Бога и человека
применимо в равной мере и к тем людям, которые были оглашены, крещены и
спасены Христом (возможно, что и через посредство апостолов, как это
показано выше) уже после их смерти" (С. 42).
"...и если посмотреть
на объяснения проблемы адских мук, предложенное А.П.Осиповым (причиной
пребывания грешников в аду, не исключая самого диавола, является их
свободное "не хочу"), не предубежденно, то придется все же признать
очевидное совпадение взглядов преподавателя Основного богословия со
Святыми Отцами... Более того, эта мысль находится в полном соответствии
с общей направленностью православного богословия и с характером
православной духовности". (С.45).
"...сотериологическая концепция
А.П.Осипова является, в отличие от защищаемого архим.Рафаилом мнения,
выражением святоотеческого православного учения" (С. 69).
"...признавая истинность Православной Церкви, А.П. Осипов не
рассматривает формальную принадлежность к ней как "входной билет" в
царство небесное" (С. 59).
Чудище дико, дерзко, озорно и лай
(подражание Третьяковскому)
Отзывы о брошюре архим.Рафаила "Какое согласие между Христом и ... профессором Осиповым А.Н."
"...антицерковнее, антихристианское деяние" (С. 1).
"Незнакомство
со святоотеческой традицией, отсутствие элементарных познаний из
истории богословской мысли и т.д.- все это компенсируется голословными
(якобы от лица Православной Церкви) утверждениями, обличительным
пафосом, рассчитанными на эмоциональный эффект, софизмами и
псевдоцерковной риторикой".
"...самоуверенное вещание от имени Св. Отцов".
"...обыкновенная мирская ругань".
"...внесение смуты в умы церковного народа".
"...неблаговидный пафос".
"...пример, способный оттолкнуть от Православия многих наших
современников" (С. 3-4 брошюры Зайцева "Расспроси ближнего твоего
прежде, нежели грозить ему")
"... самочинник"
"...явное неблагополучие духовного состояния"
"... лжесвидетельства"
"...с помощью каких-либо компромиссов или уловок"
"...тупиковое положение, в которое он сам же себя поставил" (С . 6).
"... деяние антицерковное", "... ложное обвинение".
"... до неузнаваемости искаженный пересказ"
"... обличительные ярлыки"
"...лишенность сколько-нибудь серьезного смысла".
"... наглядный пример того, что происходит с человеческим
разумом, когда он безоглядно подчиняется страсти", "...целый ряд абсурдных выводов", "...обличительная накипь".
"... странные заявления" (С. 10).
"...любой нецерковный религиовед мог бы сказать наверное почти тоже самое" (с. 24).
"...в каких-то измышленных формах" (С. 28).
"...утверждение выглядит просто абсурдным".
"... голословные заявления".
"...откровенно безграмотные утверждения"
"...очевидные пробелы в его богословском образовании"
"...самоуверенный тон".
"...беспардонные обвинения" (С. 37).
"...заставляет еще раз поставить вопрос о духовной и нравственной вменяемости архим. Рафаила".
"... учение католических схоластов почему-то очень привлекательно для православного священника архим. Рафаила" (С.48).
"...совсем как у столпа католического богословия Фомы Аквинского".
"... архим. Рафаил место суду Божиему дать отказывается" (С. 61).
"... по его мнению спасется лишь ничтожное число из членов Православной Церкви (видимо, он сам и его единомышленники)" (С. 61).
"... ошибочность суждений архим. Рафаила становится еще более очевидной" (С. 65).
"...преднамеренная софистика" (С. 67).
"...малоубедительные силлогизмы" (С. 68).
"...глубоко усвоил чисто католическое понимание греха и спасения" (С. 70).
"...он доходит до странного и страшного совсем в духе Кальвина заключения" (С. 70).
"...яркий пример сознательной фальсификации".
"...отстаиваемая архим. Рафаилом концепция почти всеобщей гибели
человечества есть не что иное, как активно реанимированное в наши дни
мироощущение средневекового католицизма, буквально жаждущего вечной кары
для неверных" (С. 78).
"...нарочито оскорбительный тон, клеветнические обвинения"
"...все это (брошюра архим. Рафаила) дает впечатление какого-то болезненного в духовно-нравственном отношении явления" (с. 78)
"... архим. Рафаил пренебрежительно отзывается о значении человеческой совести" (С. 78).
"...горделивое осуждение всех и вся не может не настораживать" (С. 39).
"...архим. Рафаил после таких доказательств должен покаяться (напомним,
что моя мысль, которую г-н Зайцев считает "клеветнической" заключается
в том, что грешник совершает грех свободно и добровольно, а мучается
после смерти в аду уже невольно, и, пусть простит меня г-н Осипов, не
очень охотно)
"... архим. Рафаил в очередной раз самочинно решает,
чему Православная Церковь учит, а чему нет, не считаясь ни с
авторитетом древних Отцов, ни с авторитетом подвижников недавнего
прошлого" (С. 69).
Из книги архим. Рафаила Карелина "О современном неогностицизме"
Комментариев нет:
Отправить комментарий