Далее г-н Зайцев утверждает,
что мнение блж. Августина о том, что некрещенные младенцы лишены
возможности спасения, чуть ли не единственное во всей западной и
восточной патрологии. Он ссылается на епископа Илариона (Алфеева),
который писал, что "... никто из восточных Отцов не говорил о том, что
некрещенные младенцы остались в аду". Но, во-первых, у епископа
Илариона речь идет о младенцах до распятия Христа и сошествия Его в ад.
Эти младенцы принадлежали ветхозаветной Церкви и имели печать,
прообраз крещения - обрезание, которое, по свидетельству ап. Павла,
было завещано древним отцам еще до Моисея. Ошибка г-на Зайцева
заключается в том, что он ставит знак равенства между невозможностью
для некрещеных младенцев богообщения и наказанием их в вечном пламени
вместе с грешниками, а это - не одно и то же.
Об этом
свидетельствует притча о Лазаре и милосердном богаче. И Авраам и богач
находились в аду, но были разделенные пропастью друг от друга. Авраам
не был в муках, как и другие праотцы и пророки, но он не был в раю до
Воскресения Христа из мертвых, а находился в ожидании
Мессии-Искупителя. Это место показалось богачу отрадным, там не было
мучений, а наоборот - некие утешения; но там не было Христа, и поэтому
Авраам жаждал того дня, когда он увидит Лик Христа.
Некоторые
говорят, что притча относится к последующему времени, когда уже
совершилось искупление человечества, и Авраам вместе с Лазарем
пребывали в раю. Но это не так. Притча - рассказ о действительных
событиях, имеющих символический, нравственно-вероучительный смысл; этим
притча отличается от басни, имеющей искусственное построение и
назидательную фантазию автора. Обратим внимание на следующее. Авраам
отвечает на просьбу богача послать Лазаря к его братьям отказом: они
имеют книги Моисея и пророков. После Голгофской жертвы Авраам указал бы
на свидетельство апостолов или новозаветных книг, так как время Ветхого
Завета прошло.
Нам позволено предположить, что невинные, но
неискупленные через Крещение Кровью Христа младенцы пребывают в "лоне
Авраама", где имеют утешение от Бога, но не способны воспринять Его
вечный свет. Приведем правило Карфагенского собора (418 г.): "Кто
отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей
или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от
прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы
омыть баней пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во
отпущении грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном
значении) тот да будет анафема. Ибо реченое апостолом: Одним человеком
грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех
человеков, потому что в нем все согрешили (Рим. 5, 12), подобает
понимать не иначе, как всегда понимала кафолическая Церковь, повсюду
разлиянная и распространенная. Ибо, по сему правилу веры, и младенцы,
никаких грехов сами собою соделовать еще не могущие, крещаются истинно
во отпущение грехов, чтобы через новое рождение очистилось в них то,
что они заняли от ветхого рождения" <Правило 124.>
Почему-то к
правилу Карфагенского собора, принятого в канон Церкви и объективно
выражающего ее голос, не обращаются ни г-н Осипов, ни его ученики,
предпочитая прямому правилу фрагменты и метафорические выражения,
взятые из различных текстов, образно говоря, выдернутые ими, как перья
из крыла птицы.
Если некрещеные младенцы спасаются, то почему Отцы
собора произносят анафему на тех, кто отрицает необходимость крещения
младенцев? Значит эти люди (отрицающие необходимость крещения
младенцев) своим лжеучением наносят страшный вред душам младенцев,
обольщаясь и обольщая других ложной надеждой, что дети могут спастись
по своей природной невинности. Но это не так. Невинности, как таковой,
нет, а есть нераскрытие первородного греха в области разума и воли.
Но смелый г-н Зайцев не боится анафемы Отцов Карфагенского собора и
уверяет нас, что некрещеные младенцы спасаются. Здесь или скрытое
отрицание, или приуменьшение первородного греха и языческое
(неоплатоническое) представление о грехе, как оскудении добра. Хотя,
разумеется, г-н Зайцев будет отрицать это, но объективно концепция г-на
Осипова приводит к выводу, противоположному правилам Карфагенского
собора, но разделяемому протестантскими ересями о том, что крестить надо
только взрослых согласно их личной вере.
Святой Григорий Богослов
говорит о участи умерших некрещеных младенцев так: "Они не будут у
Праведного Судьи ни прославлены, ни наказаны. Ибо всякий недостойный
наказаний достоин и чести. Равно как не всякий недостойный чести
достоин уже наказания". <Сноска: Святитель Григорий Богослов. Слово
на святое Крещение>. Такого взгляда придерживаются свт. Афанасий
Великий, свт. Кирилл Александрийский и другие Отцы.
Я позволю
привести такой пример для пояснения этого вопроса. Предмет, окрашенный в
серый цвет, на черном фоне будет казаться белым; и тот же предмет на
белом фоне покажется темным. По сравнению с участью грешников,
находящихся в муках, состояние некрещеных младенцев покажется отрадным;
но в сравнение с блаженством святых оно будет ущербным, и утешение,
которое даст Господь этим младенцам, будет внешним, душевным, а не
духовным; в нем не будет главного - присутствия самого Христа. В житии
прп. Василия Нового содержится видение его ученика Григория о Страшном
Суде: Господь отсылает некрещеных младенцев от Себя на запад, однако не
лишает их некоей милости.
В заключении я хочу сослаться на весьма
авторитетный документ, который может быть не известен г-ну Осипову, а
именно, "Послание священного кинота Афонской горы об участи некрещеных
младенцев" от 1999 г. в ответ на запрос миссионерского отдела
Грузинской Патриархии. Это послание было подписано настоятелями всех
монастырей Афонской горы и представлено Константинопольскому патриарху
Варфоломею, который подтвердил его своей подписью.
Послание
состоит из трех частей: 1) богословского анализа этого вопроса; 2)
свидетельства Священного Писания, Святых Отцов и примеры из патериков;
3) заключительная часть, где утверждается, что без Таинства Крещения
спасение ни для кого невозможно. Я думаю, что г-ну Зайцеву и г-ну
Осипову необходимо ознакомится с документом, отразившем в себе высокую
богословскую эрудицию и духовный опыт Афона. По крайней мере, после
этого они не смогут говорить о каком-то моем частном, чуть ли не
индивидуальном мнении о загробной участи некрещеных младенцев.
Из книги архим. Рафаила Карелина "О современном неогностицизме"
Комментариев нет:
Отправить комментарий