Далее г-н Зайцев пишет: "Но дело в
том, что ветхозаветные праведники из язычников, следуя по мере
свободного произволения, законам своего богозданного естества, равным
образом как иудей - предписаниям Закона Моисеева, подготавливались к
посмертной встрече со Спасителем, к вечному соединению с Ним".
Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Для сошедших во ад, где никто не может исповедаться (Пс. 6. 6)... и откуда уже никто не освободит нас, уже будет необходимо стеснение и в глубоком мраке, и несожигаемой пищей всепожирающего пламени" <Сноска. Сокровищница духовной мудрости. Издание Московской Духовной Академии. 2002. С 39.> .
Исповедаться - значит выражать свою веру и принадлежность к определенной конфессии. Душа неверующего и иноверца не может принять после смерти в аду православную веру, т.е. родиться вновь. В загробной жизни раскрывается то, что составляет содержание человеческой души, что приобретено в земной жизни.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Для сошедших во ад, где никто не может исповедаться (Пс. 6. 6)... и откуда уже никто не освободит нас, уже будет необходимо стеснение и в глубоком мраке, и несожигаемой пищей всепожирающего пламени" <Сноска. Сокровищница духовной мудрости. Издание Московской Духовной Академии. 2002. С 39.> .
Исповедаться - значит выражать свою веру и принадлежность к определенной конфессии. Душа неверующего и иноверца не может принять после смерти в аду православную веру, т.е. родиться вновь. В загробной жизни раскрывается то, что составляет содержание человеческой души, что приобретено в земной жизни.
Ад - это бессмертная смерть и бесконечный конец; это
тот метафизический ужас отвержения, который г-н Осипов хочет превратить
в радужное начало. Он говорит в духе апокрифов о встрече души со
Христом в аду. Однако увидеть и поверить - это далеко не одно и то же.
Христа во время Его земной жизни видели многие, но поверили в Него как в
Спасителя немногие. Очевидность по отношению к человеку остается
только внешним фактом, источником информации, которая преломляется
через установки и комплексы нашей психики, через область наших чувств,
воли и страстей как луч, через кристаллы разного цвета и формы. Поэтому
здесь мы встречаемся с другим процессом, более сложным и глубоким: с
отношением личности человека к очевидности.
Вера представляет собой
непосредственное интуитивное познание тех духовных реалий, которые
находятся за пределами сенсорики. При помощи веры истина усвояется как
жизнь души (мы имеем в виду православную веру). Ни в одном
агиографическом произведении нет даже намека на посмертное обращение к
Христу иноверцев-еретиков и атеистов.
Однако г-н Осипов, вопреки
свт. Иоанну Златоусту, считает, что в аду можно обратиться от Будды к
Христу, от тримурти - к Святой Троице, от атеизма - к исповеданию
Божества. Неужели Церковь не открыла бы миру такой возможности, не
научила бы нас, что, кроме небесной и земной, существует еще и адская
церковь. Неужели богословы и Святые Отцы апостольского времени до ХХ
века игнорировали такой грандиозный факт, как совершение Таинств в аду?
Почему Церковь не отразила в своей литургике, например, в каноне
на исход души, ожидаемую встречу с Христом в аду? Ни в одной
исповедальной книге и катехизисе нет такого учения. В творениях Св.
Отцов звучит один и тот же призыв, как звон набата: дорожить временем
земной жизни, дорожить каждым днем и часом - после смерти будет уже
поздно. Апостол Павел пишет, что человеку предстоит один раз умереть, а
затем суд - частный суд над душой до Страшного Суда.
Господин
Осипов составил собственную концепцию, отдающую оригенизмом, а именно:
душа иноверца сходит в ад, встречается с Христом, слушает проповедь
апостолов, а затем сама выбирает, с кем ей быть: с Христом или с
сатаной. Душе человека представляется возможность в загробном мире, в
любое время, когда она захочет, попроситься в рай, и ее желание будет
тотчас исполнено; она будет там же, в аду, обучена христианской вере,
как в катехизаторском училище, и затем прощена Самим Христом или
апостолами, а может быть, душами священников, которые "дежурят" в аду.
Святые Отцы учат по-другому. В аду душа человека не может помочь сама
себе. Там нет выбора исповедания или перемены веры. Только лишь живые,
оставшиеся на земле и сама Церковь, молясь за усопших, может помочь
спастись некоторым, при двух непременных условиях: 1) если человек был
православным и принадлежал к земной Церкви; 2) если он каялся в грехах,
делал добрые дела, но не мог нужным образом исправить себя и умер в
неопределенном духовном состоянии, когда добро в его душе было смешано
со злом. Тогда Церковь может восполнить недостающее, не изменяя
направления самой личности.
Если бы было возможно посмертное
обращение в Православие, тогда Церковь отразила бы это в своей
литургике и составила бы молитвы о спасительной встрече души со Христом
в аду. Тогда долг любви повелевал бы нам молиться о том, чтобы души
язычников, иудеев, магометан после смерти исповедовали в аду Христа как
своего Спасителя и получили там Крещение и другие Таинства. Тогда
можно было бы отпевать некрещеных из христианских семейств в надежде,
что они восполнят упущенное.
Здесь мы видим радикальный вариант
патологического заблуждения о чистилище с той разницей, что все-таки
католики, по крайней мере, до половины XX века не допускали спасения
для некрещеных и иноверцев.
Учение о посмертном Крещении чуждо
Церкви, но зато оно находится в вероисповедальных книгах мормонов. В
церковных канонах содержится запрещение одного из суеверий "креститься
ради мертвых". Впрочем, г-н Осипов не требует Крещения живых ради
мертвых; он считает, что мертвые в аду без посторонней помощи
благополучно разрешат вопрос о посмертном Крещении. Церковь не признает
никаких посмертных Крещений ни в раю, ни в аду, ни на земле.
Итак,
г-н Осипов посылает души оставшихся вне православия в ад, как в
перевалочный пункт, где открыты дороги во все стороны. Откуда взялось
такое учение? Неужели г-н Осипов получил новое откровение о загробном
мире? Но сам он в своих лекциях предостерегает от подобных "отпеваний",
которые могут привести человека к глубокому духовному расстройству и
прелести.
Нам говорят, что у г-на Осипова, кроме ошибок, есть еще
много верных замечаний, а также апологетических выступлений в защиту
Православия против католицизма и протестантизма. Но здесь повреждено
само Православие. Защищая Православие, г-н Осипов в то же время
уничтожает его, поэтому внешняя защита может превратиться в маскировку,
чтобы вызвать доверие своей аудитории.
Если возможно обращение ко
Христу в аду, причем в любое время, когда захочется человеку, тогда
земная жизнь перестает быть определяющим вечность фактором, она
превращается только в короткий этап существования, а в аду возможность
спасения для людей, принадлежавших ко всем конфессиям и верам,
оказывается одинаковой в зависимости от их дел. Экуменизм на земле
вызывает у большинства православных недоверие и протест; к тому же он
успел дискредитировать себя. Теперь г-н Осипов решил осуществить
широкий экуменизм в аду.
Заметим, что г-да Осипов и Зайцев отрицают
самое главное для посмертной встречи со Спасителем и вечного соединения
с Ним - веру, как свободный выбор, как волевой акт, как необходимость
для нравственного определения своей личности, веру в Христа -
Искупителя и Спасителя. Г-н Осипов отрицает эту необходимость веры, без
которой не может быть истинной любви к Богу.
Для него неверующий
из области незнания и неведения делает прыжок в область очевидности,
где встречается с Христом в Его божественной славе. Человек здесь
детерминизирован самой очевидностью; возможность веры и неверия отнята.
Поэтому нравственное отношение его к Богу уже невозможно, а без этого
невозможен внутренний союз. Человек, соединивший при жизни свою душу с
кумирами собственных страстей и мировоззренческой ложью (а всякая ложь
от демона), не может войти в единство со Всесвятым. Эта надежда на
посмертную встречу является тем же вариантом оригенизма, который в
богослужебных книгах назван "оригеневой лестью".
Далее г-н Зайцев
продолжает: "Происходило это приготовление, конечно же, не благодаря
упомянутой архим. Рафаилом демонической стихии языческого мира, в
которой они жили, но вопреки ей". Господин Зайцев забывает, что
идолопоклонники не только жили в демонической стихии языческого мира, но
жили этой стихией. Она была внутренним фактором их душевных состояний и
чувств, их мировоззренческих идей и представлений, она находила свое
отражение в их общественной этике. Самое страшное то, что языческие
ритуалы и мистерии служили средством к демонообщению.
В Масоретском
варианте Библии сказано: "Боги язычников - идолы", а в переводе
семидесяти толковников сказано более определенно: "боги язычников -
бесы". Именно это я имел в виду, а не библейскую географию.
Далее
г-н Зайцев продолжает: "Библейский пример праведного Лота служит лучшей
иллюстрацией того, каким образом это было возможно". Праведный Лот был
племянником Авраама, он сопутствовал ему в переселении из Халдеи в
Палестину. Вместе с домочадцами и рабами Авраама он принадлежал к
патриархальной религиозной общине, которую возглавлял Авраам. Живя в
Содоме, он не прерывал своего общения с Авраамом, на что есть намеки в
Библии: Авраам освобождает Лота от плена (см. Быт. 14, 12-16).
В
самом Содоме семья Лота представляла собой монотеистическую общину, об
этом свидетельствует строгое целомудрие, которое сохраняли в Содоме
дочери Лота. Эта община противостояла нравственной и духовной
ассимиляции со стороны непосредственной среды; но духовная среда, в
которой жил Лот, это послушание заповедям Божиим, которым научил его
Авраам.
Мы ничего не знаем о религии Пятиградия, но в некоторых
языческих культах блуд и разврат приобретали ритуальный характер.
Святитель Иоанн Златоуст пишет, что Лот скорбел о нечестии и мерзостях
содомлян, но не осуждал их, предоставляя этот суд Богу. Поэтому мне
кажется, что ссылка на Лота крайне неудачна и искусственна. К
сожалению, я не могу последовать неосуждению Лота по отношению к
противологическим манипуляциям г-на Зайцева, и поэтому желаю ему не
проявлять поспешную "всеядность" к тому, что кажется, но не является
аргументами.
Из книги архим. Рафаила Карелина "О современном неогностицизме"
Комментариев нет:
Отправить комментарий