Предисловие
Известный современный богослов профессор
МДА Алексей Ильич Осипов проповедует ложные учения стилизуя их под
Православие. Одним из таких лжеучений является идея, что вечные муки
грешников о которых сказано в Священном Писании прекратятся, это учение
Церковь осудила как ересь, в «Православно - Догматическом Богословии»
митрополита Макария Булгакова по этому поводу сказано:
«Православная Церковь всегда веровала, что мучения адския будут вечны. Веру свою она выразила – а) торжественно на пятом вселенском Соборе, когда осудила лжеучение оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определеннаго времени, и за тем снова будут возстановлены в свое первобытное, невинное состояние (2077);»[1]
Святитель Димитрий Ростовский написал о Пятом Вселенском Соборе:
«Пятый Вселенский Собор
был в городе Константинополе в 533 году, в царствование Юстиана
Великого. На нем собралось сто шестьдесят Святых Отцов, и старейшинами
его были: Евтихий Константинопольский, Аполлинарий Александрийский, Домн
Антиохийский и Дамиан Созополитский. Этот Святой Собор довершил и
подтвердил деяния Святого Собора Халкидонского, проклял ереси, распространившиеся в его время,
а именно древние баснословные учения прославленного учителя пресвитера
Оригена, Евагрия и Дидима, которые неразумно учили, что будет конец
мукам, «ибо Господь, - говорили они, - щедр и многомилостив, не до конца прогневается» (Пс. 102, 9), забывая в то же время евангельские слова: И пойдут сии во муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46); каковым словам не противоречат и приведенные слова из псалма: Не до конца прогневается Господь, поскольку они относятся к нынешнему веку и имеют то же значение, что и сказанное в седьмом псалме: Бог – судия праведный и крепкий, и долготерпеливый, и всякий день строго взыскивающий (Пс. 7, 12 - 14).»[2]
Святитель Филарет Московский выразил учение Церкви о вечных муках в Катихизисе:
«Вопрос: А что будет с неверующими и
беззаконниками? Ответ: Они будут преданы вечной смерти, или, иначе
сказать, вечному огню, вечному мучению вместе с диаволами.»[3]
Но проф. Осипову Вселенский Собор не указ поэтому в одной из своих лекций он заявил:
«Существует, если хотите, два
параллельных ряда высказываний святых отцов, два параллельных ряда,
многие из этих отцов не касались разбора этого вопроса, вы слышите,
просто не касались, они занимались как только тем, что констатировали,
что мы находим в Священном Писании, как говорит нам Евангелие и всё. И
только немногие из отцов, слышите, совсем очень немногие из отцов,
которые поставили со всей определенностью вопрос, важнейший вопрос,
вопрос этот в чем заключается, он простой и конечно в высшей степени
сложный: «Как понять чтобы Бог будучи любовью мог дать бытие, бытие тому
кто пойдёт, как он знает точно он же Бог, на вечные, не бесконечные
даже а вечные мучения?». Повторяю вам, большинство отцов обходили этот
вопрос, они констатировали то, что в Евангелии написано: «Праведники как
солнце просветятся в Царствии Небесном, грешники пойдут в муку вечную» и
всё, не отвечая на этот вопрос, а этот - то вопрос является в высшей
степени важным. Я вам скажу даже по некоторому опыту, что он беспокоит
очень многих. Дак вот если обратиться к истории Церкви, то мы находим
очень интересную вещь, что целый ряд отцов занимались этим вопросом,
поставили этот вопрос и ответили на него, отсюда мы находим два ряда
параллельные, две параллельные линии идут, вот те, которые не ставили
этого вопроса они просто утверждают то, что имело место, имело место в
Евангелии, что написано, вот буква если хотите. Вторая параллельная
линия - целый ряд отцов, которые ставили этот вопрос и
все они эта вторая линия, я не знаю, может быть есть исключения, но
думаю, что нет, все они ответили на этот вопрос прямо противоположным
образом то есть все они ответили, что муки будут, да, вечные, да, бесконечные, нет. Причём если бы вы знали только, какие отцы об этом говорили, это же поразительное просто я вам скажу дело какие отцы.»[4]
Проблема в том, что никакого «целого
ряда отцов» говоривших о том, что муки кончатся не существует, как
замечает проф. МДА Сидоров: «Между тем из всех святых отцов (исключая,
естественно, Оригена, считаемого за просто церковного писателя) только один святой
Григорий Нисский высказывал частное мнение о спасении всех людей, но и
он высказывал его наряду с совершенно противоположным воззрением.»[5]
Важно отметить, что Свят. Григорий жил до Пятого Вселенского Собора
осудившего оригенизм и «Конечно, если бы во времена Григория Нисского
соборно была осуждена эта ересь, то, он ни в коем случае не стал бы
противоречить истине.»[6]
Из одного Святого Отца очень трудно
сформировать «целый ряд отцов» поэтому проф. Осипов решил пойти на
обман, он приписал идею, что муки прекратятся тем Святым Отцам, которые
утверждали, что будут бесконечные муки для грешников.
В своей статье я постараюсь опровергнуть
ложь проф. Осипова в отношении святых отцов, которым он приписал идею,
что муки будут иметь конец.
Ложь проф. Осипова о свят. Амфилохии Иконийском
В одном из интервью проф. Осипов заявил:
«Может назвать вам имена хотя бы тех святых отцов, которые утверждали, что муки будут всё - таки не бесконечные? Родной брат Василия Великого Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Великий в своём пасхальном слове, Амфилохий Иконийский,
Епифаний Кипрский, представляете, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Максим
Исповедник. Вы слышите это те, которые знали чуть ли не наизусть Новый
Завет, но мало того, что они знали, они были святыми, то есть они
следовали жизни Нового Завета и вдруг, что говорили...»[7]
Далее:
«Амфилохий Икониский прям это то же
самое: «когда явился аду Он разорил гробницы его и опустошил хранилище,
все были отпущены все побежали за Ним»»[8]
И вновь проф. Осипов идёт на обман, в
приведенной цитате из сочинений свят. Амфилохия Иконийского ни слова не
сказано в пользу того, что муки грешных будут не бесконечными.
И мало того, что в цитате нет ничего,
что подтверждало бы мнение проф. Осипова, эта цитата вообще относится к
другому вопросу, эта цитата относится к вопросу сошествия Христа в ад.
Представим себе, что Господь, когда
сошёл во ад вывел оттуда и спас не только праведников, но и тех
грешников, которые приняли благовестие, каким образом это доказывает то,
что вечные муки после Страшного Суда кончатся и все спасутся?
Священник Николай Баринов в своей статье
обратил внимание на этот аргумент: «Но даже если и будут найдены
какие-то цитаты святых отцов, действительно говорящие о том, что Христос
вывел из ада всех ветхозаветных людей, среди подавляющего большинства
святых, это будет их частное мнение и, кроме того, это никак не связано с бесконечной участью людей после всеобщего Страшного Суда.»[9]
Механизм обмана, который использует
проф. Осипов состоит в следующем: проф. Осипов находит цитату, которую
«по звучанию» (хорошо подходят цитаты о победе Христа над адом) можно
приспособить к его учению, далее он меняет контекст цитаты на совершенно
иной т.е вырывает цитату из контекста, в данном случае свят. Амфилохий
написав: «когда явился аду Он разорил гробницы его и опустошил
хранилище, все были отпущены все побежали за Ним» говорил не о Страшном
Суде и вечных муках, как пытается представить проф. Осипов, а говорил он
о сошествии Христа в ад т.е совершенно на другую тему.
Вот, что интересно, именно те места в которых свят. Амфилохий пишет о вечных муках проф. Осипов почему – то не цитирует.
Учитывая то, что проф. Осипов для
обоснования своего лжеучения использует цитаты о сошествии Христа в ад,
предлагаю к прочтению небольшой текст в котором выражена суть учения
Церкви о сошествии Христа в ад.
Краткое пояснение по поводу учения Церкви о сошествии Христа в ад
О сошествии Христа в ад вы можете
прочитать в «Православно – Догматическом Богословии» митрополита Макария
Булгакова, я лишь кратко изложу суть:
«Пришедши на землю, чтобы спасти нас (Матф. 18, 11), Господь Иисус сам благоволил называть свой великий подвиг, чрез который Он, действительно, спас нас, служением человеческому роду: Сын человеческий не прииде, говорил Он, да послужат ему, но послужити, и дати душу свою избавление за многих (Матф. 20, 28; Марк. 10, 45).»[10]
«Он спас нас: а) как пророк, давши нам свет и разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне его Иисусе Христе
(1 Иоанн. 5, 20); б) как первосвященник, принесши самого Себя в жертву
за грехи мира, и таким образом удовлетворив за нас Правде Божией; в) как царь, разрушив державу смерти и ада, и приявши от Отца всяку власть на небеси и на земли (Матф. 28, 18), да даст нам живот вечный (Иоанн. 17, 2).
Т.е Господь Иисус совершил наше спасение
чрез тройственное свое служение человеческому роду: пророческое,
первосвященническое и царское.»[11]
Теперь непосредственно о царском служении:
«Главныя действия, в которых выразилось царское служение
I. Христа, суть: во первых, все чудеса,
которыя совершал Он в доказательство своего божественнаго посольства и
истины своего учения, и в которых проявлял царскую власть свою как над
всею природою, так, в частности, над адом и над смертию; во вторых, Его нисшествие во ад и победа над адом;
в третьих, Его воскресение и победа над
смертию; в четвертых Его вознесение на небеса, которым отверз Он нам
вход в царство небесное.»[12]
«Но все действия, в которых Господь
Иисус являл власть свою над духами злобы еще на земле, можно назвать
только предначатками Его победы над адом. Самым же делом Он победил и
разрушил ад, когда, упразднив смертию своею имущаго державу смерти, сиречь диавола (Евр. 2, 14), снисшел во ад с душею своею, яко Бог, чтобы благовестить пленникам адовым о спасении, и извел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлыя обители Отца небеснаго. (Правосл. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 49; простр. Хр. катих. о чл. 5).»[13]
«Последнюю мысль о изведении из ада Христом Спасителем собственно одних уверовавших в Него, одних ветхозаветных праведников (Зах. 9, 11), ясно проповедывали, после св. Иринея и Тертуллиана, которых свидетельства мы уже видели (416), -
Св. Кирилл иерусалимский: «Он
положен был в каменном гробе истинно, как человек; но ради Его разселись
камни от страха; сошел в подземныя места, дабы и оттуда освободить праведных.
Ибо хотел ли бы ты, скажи мне, чтобы живые наслаждались благодатию
тогда, как большая часть из них неправедны; а те, кои от Адама
долговременно заключены были, не получили свободы? Пророк Исаия
велегласно столь многое предвозвестил о Нём; не пожелал ли бы ты, чтобы
Царь, сошедши, освободил провозвестника? Там был Давид и Самуил, и все
пророки, и самый Иоанн, который говорит чрез посланных: ты ли еси грядый, или иного чаем (Матф. 11, 3)? Не пожелал ли бы ты, чтобы Он, сошедши, освободил их?» (417).
Св. Епифаний: «Божество Христа вместе с душею Его сходило во ад, чтобы извести во спасение тех, которые прежде скончались, именно святых патриархов» (418).
Св. Кассиан: «Проникши во ад,
Христос сиянием своей славы разсеял непроницаемый мрак тартара, разрушил
медныя врата, сокрушил железныя вереи, и святых пленников, содержавшихся в непроницаемом мраке адском, из плена возвёл с Собою на небеса» (419).
Св. Григорий великий: «Гнев Божий, по отношению к душам праведников,
прошёл с пришествием нашего Искупителя: ибо их освободил из темниц ада
Ходатай Бога и человеков, когда сам нисходил туда, и возвёл к радостям
райским» (420).
Должно присовокупить, что если некоторые
из древних иногда выражали мысль, будто Христос извел из ада не одних
ветхозаветных праведников, а многих других или даже всех пленников
адовых, то выражали ее только в виде гадания, предположения, мнения
частнаго (421).»[14]
Так же должно знать, что учение о том, что Христос вывел из ада только праведников подтверждено на Соборах Церкви:
«Это учение было подтверждено на
Толедском Соборе 625 года, постановившем: «Он сошел во ад, чтобы
исторгнуть оттуда содержавшихся там святых»[27]. В середине VIII века
папа Бонифаций обвинил в ереси ирландского монаха Климента,
утверждавшего, что Христос, сойдя во ад, освободил оттуда всех – и
верующих, и язычников. Римский Собор 745 года, созванный папой
Бонифацием, осудил Климента и признал, что Господь сошел во ад не для
того, чтобы освободить из него проклятых или разрушить ад осуждения, но
чтобы освободить праведников, которые Ему предшествовали[28].»[15]
Важно
понять следующее, тот факт, что Христос сошел в ад и вывел оттуда
ветхозаветных праведников никаким образом не отменяет учения Церкви о
вечных муках, это разные вопросы.
Свят. Амфилохий Иконийский о вечных муках
Процитирую вам слова свят. Амфилохия, которые он написал о том как Господь исцелил расслабленного. После исцеления:
«Господь вновь находит его после этого и
говорит ему: Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с
тобою чего хуже (Ин. 5:14). Видишь, возлюбленный, что из-за грехов он
столько времени был связан немощью. Поэтому устремимся и мы, чтобы избавиться и от этого временного наказания и избежать вечной геенны, во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и сила во веки веков. Аминь.»[16]
В другом месте:
«Когда диавол не перестает часто
обольщать тебя греховным помыслом, ты не печалься от сего и не ослабевай
сердцем твоим. Не разбирай подробно умом своим его хитрости. Но лучше с
негодованием напади на него и скажи: «Все то зло, к которому ты
подстрекаешь меня, о диавол, сокрушит Господь Бог о главу твою,
поскольку от тебя происходит и тебе вменится в день Суда; ибо видит Бог,
откуда рождается коварство». Так скажи, не исследуя более мыслью твоею
худых помышлений. Но когда приводишь в исполнение внушения диавола,
тогда печалься. Сокрушайся, плачь, поскольку стремишься в вечный огонь.»[17]
Как и другие Святые отцы свят. Амфилохий Иконийский в согласии со Священным Писанием говорит о наказании грешных вечной геенной «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).
Так же у проф. Осипова есть мнение о возможности покаяния за гробом:
«По учению Церкви, во всеобщем
воскресении душа вновь получит тело, и таким образом восстанавливается
полнота духовно-телесной природы человека. Это означает, в частности,
возвращение воли и, следовательно, возможности, последней к
окончательному самоопределению.»[18]
Проф. Осипов в одной из лекций признал, что это его мнение не основано на высказываниях Святых Отцов:
Ему задали вопрос:
«В вашей книге «Посмертная жизнь души»
на страницах 87-88 вы высказываете мысль, что из учения Святых Отцов
якобы вытекает, что по всеобщем воскресении на Страшном Суде человек
вновь обретает возможность покаяния, имена Святых Отцов и цитаты из их
трудов при этом не приведены. Некоторые священнослужители увидели в этих
мыслях ересь апокатастасиса и вообще противоречие с учение Церкви о
том, что покаяния за гробом нет. Не могли бы вы более детально пояснить
вашу мысль и указать из каких Святых Отцов такое учение вытекает?»
Ответ Осипова:
«Ну да это вопрос вполне естественный. Я
там в книге говорю, что покаяние за гробом невозможно по той простой
причине, ведь важно понять почему невозможно, ведь вопрос возникает
правда, почему невозможно, по той простой причине, что душа разлучается с
телом и теряет свою волю, в силу разлучения с телом теряет свою волю,
понятно, поэтому покаяние невозможно. Так знаешь как безвольный человек
говорит, ну принимай решение а он не может, так вот оказывается тело
имеет в этом отношении, вот тело и наше существование в этих условиях
имеет огромное значение, значение в каком плане, что мы здесь
приобретаем волю, имеем волю, можем принимать решение, можем каяться,
если это так то отсюда я делаю вывод, что после воскресения, когда
человек вновь обретает тело следовательно он обретает и волю. Понятно? Это вывод, вовсе это я не ссылаюсь на кого – либо а с вокресением тела с возвращением тела человек приобретает и волю, следовательно и способность к самоопределению.»[19]
Поэтому думаю не лишним будет привести цитаты о том, что покаяние возможно только при этой жизни:
«Начнем же покаяние, пока живем ибо оно даровано нам только в сей жизни, доколе носим смертное сие тело.»[20]
И еще:
«Ты грешник? Кайся. Не хочешь? Будешь мучиться в геенне горше самых демонов, если не позаботишься и прежде смерти не сбросишь с себя бремя грехов своих.»[21]
И еще:
«Ибо с чем кого застанет смерть, с тем и
провожает умершего. Если умрешь рабом дивола, ты несчастен в будущем. А
если ты освободишься от греха прежде смерти, твой жребий будет блажен и в будущем веке, и ты отойдешь ко Господу.»[22]
[1]
«Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том
2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр.
657 – 658. ссылка
[2]
Творения Святителя Димитрия Ростовского, том 3, Издательство
Сестричества во имя Святителя Игнатия Кавказского, Москва, 2005 г., стр.
382 - 383
[3]
Святитель Филарет Московский. Пространный Христианский Катихизис
Православной Кафолической Восточной Церкви. Издательство Сибирская
Благозвонница, Москва, 2009 г., стр. 98, О двенадцатом члене Символа
веры.
[4] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 7 мин. 35 с. - 11 мин. 07 с.
[5]
«Разумный воздержан в писаниях своих. По поводу книги иеромонаха
Илариона (Алфеева) «Мир Исаака Сирина»», проф. МДА А.Сидоров, журнал
«Православная беседа», №6 за 1998 г., стр. 12 ссылка
[7] Вторая встреча с проф. А.И.Осиповым в Московской студии ТК Союз. Часть 1 (ТК Союз 2010-12-08)
50 мин. 25 с. – 51 мин. 17 с.
50 мин. 25 с. – 51 мин. 17 с.
[8] Вторая встреча с проф. А.И.Осиповым в Московской студии ТК Союз. Часть 1 (ТК Союз 2010-12-08)
53 мин. 00 с. – 53 мин. 15 с.
53 мин. 00 с. – 53 мин. 15 с.
[10]
«Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том
2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр.
116
[11]
«Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том
2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр.
117
[12]
«Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том
2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр.
167
[13]
«Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том
2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр.
168 - 169
[14]
«Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том
2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского. Киев, 2007 г., стр.
172 – 173.
св. Ириней: «нисходит Господь в преисподняя земли, благовествуя и там пришествие свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, - а уверовали в Него все, ожидавшие Его, т.е все предвозвещавшие Его пришествие, и служившие Его распоряжениям, праведники, пророки и патриархи» (401)
св. Ириней: «нисходит Господь в преисподняя земли, благовествуя и там пришествие свое и отпущение грехов тем, которые веруют в Него, - а уверовали в Него все, ожидавшие Его, т.е все предвозвещавшие Его пришествие, и служившие Его распоряжениям, праведники, пророки и патриархи» (401)
[15] Юрий Максимов, «Вечны ли адские муки? Часть 2» перейти к статье
[16]
Святитель Василий Великий. Творения в двух томах. Сибирская
Благозвонница, Москва, 2009., том второй, приложение 1, святитель
Амфилохий епископ Иконийский, творения, стр. 1057, Слово на преполовение
Пятидесятницы
[17]
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Беседа о покаянии, или О том,
что не должно отчаиваться в спасении.-М.: Сибирская Благозвонница, 2012.
- 48с., стр. 16 - 17
[18]
А.И Осипов. «Из времени в вечность: посмертная жизнь души». – 2-е изд. –
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. – 240 с., илл., стр. 124
[19] Лекция «Ответственность христианина в Церкви» с 1ч. 38 мин. 06с. до 1ч. 40 мин. 12с.
[20]
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Беседа о покаянии, или О том,
что не должно отчаиваться в спасении.-М.: Сибирская Благозвонница, 2012.
- 48с., стр. 45
[21]
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Беседа о покаянии, или О том,
что не должно отчаиваться в спасении.-М.: Сибирская Благозвонница, 2012.
- 48с., стр. 41 - 42
[22]
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский. Беседа о покаянии, или О том,
что не должно отчаиваться в спасении.-М.: Сибирская Благозвонница, 2012.
- 48с., стр. 42
Комментариев нет:
Отправить комментарий