"Ложь проф. Осипова о преп. Ефреме Сирине" Артем Рыжов

Известный современный богослов профессор МДА Алексей Ильич Осипов проповедует ложные учения стилизуя их под Православие. Одним из таких лжеучений является идея, что вечные муки грешников о которых сказано в Священном Писании прекратятся, это учение Церковь осудила как ересь, в «Православно - Догматическом Богословии» митрополита Макария Булгакова по этому поводу сказано:

«Православная Церковь всегда веровала, что мучения адския будут вечны. Веру свою она выразила – а) торжественно на пятом вселенском Соборе, когда осудила лжеучение оригеново, будто демоны и нечестивые люди будут страдать во аде только до определеннаго времени, и за тем снова будут возстановлены в свое первобытное, невинное состояние (2077);»[1]
Святитель Димитрий Ростовский написал о Пятом Вселенском Соборе:
«Пятый Вселенский Собор был в городе Константинополе в 533 году, в царствование Юстиана Великого. На нем собралось сто шестьдесят Святых Отцов, и старейшинами его были: Евтихий Константинопольский, Аполлинарий Александрийский, Домн Антиохийский и Дамиан Созополитский. Этот Святой Собор довершил и подтвердил деяния Святого Собора Халкидонского, проклял ереси, распространившиеся в его время, а именно древние баснословные учения прославленного учителя пресвитера Оригена, Евагрия и Дидима, которые неразумно учили, что будет конец мукам, «ибо Господь, - говорили они, - щедр и многомилостив, не до конца прогневается» (Пс. 102, 9), забывая в то же время евангельские слова: И пойдут сии во муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46); каковым словам не противоречат и приведенные слова из псалма: Не до конца прогневается Господь, поскольку они относятся к нынешнему веку и имеют то же значение, что и сказанное в седьмом псалме: Бог – судия праведный и крепкий, и долготерпеливый, и всякий день строго взыскивающий (Пс. 7, 12 - 14).»[2]
Святитель Филарет Московский выразил учение Церкви о вечных муках в Катихизисе:
«Вопрос: А что будет с неверующими и беззаконниками? Ответ: Они будут преданы вечной смерти, или, иначе сказать, вечному огню, вечному мучению вместе с диаволами.»[3]
Но проф. Осипову Вселенский Собор не указ поэтому в одной из своих лекций он заявил:
«Существует, если хотите, два параллельных ряда высказываний святых отцов, два параллельных ряда, многие из этих отцов не касались разбора этого вопроса, вы слышите, просто не касались, они занимались как только тем, что констатировали, что мы находим в Священном Писании, как говорит нам Евангелие и всё. И только немногие из отцов, слышите, совсем очень немногие из отцов, которые поставили со всей определенностью вопрос, важнейший вопрос, вопрос этот в чем заключается, он простой и конечно в высшей степени сложный: «Как понять чтобы Бог будучи любовью мог дать бытие, бытие тому кто пойдёт, как он знает точно он же Бог, на вечные, не бесконечные даже а вечные мучения?». Повторяю вам, большинство отцов обходили этот вопрос, они констатировали то, что в Евангелии написано: «Праведники как солнце просветятся в Царствии Небесном, грешники пойдут в муку вечную» и всё, не отвечая на этот вопрос, а этот - то вопрос является в высшей степени важным. Я вам скажу даже по некоторому опыту, что он беспокоит очень многих. Дак вот если обратиться к истории Церкви, то мы находим очень интересную вещь, что целый ряд отцов занимались этим вопросом, поставили этот вопрос и ответили на него, отсюда мы находим два ряда параллельные, две параллельные линии идут, вот те, которые не ставили этого вопроса они просто утверждают то, что имело место, имело место в Евангелии, что написано, вот буква если хотите. Вторая параллельная линия - целый ряд отцов, которые ставили этот вопрос и все они эта вторая линия, я не знаю, может быть есть исключения, но думаю, что нет, все они ответили на этот вопрос прямо противоположным образом то есть все они ответили, что муки будут, да, вечные, да, бесконечные, нет. Причём если бы вы знали только, какие отцы об этом говорили, это же поразительное просто я вам скажу дело какие отцы.»[4]
Проблема в том, что никакого «целого ряда отцов» говоривших о том, что муки кончатся не существует, как замечает проф. МДА Сидоров: «Между тем из всех святых от­цов (исключая, естественно, Оригена, считаемого за просто цер­ковного писателя) только один свя­той Григорий Нисский высказывал частное мнение о спасении всех людей, но и он высказывал его на­ряду с совершенно противополож­ным воззрением.»[5]
Важно отметить, что Свят. Григорий жил до Пятого Вселенского Собора осудившего оригенизм и «Конечно, если бы во времена Григория Нисского соборно была осуждена эта ересь, то, он ни в коем случае не стал бы противоречить истине.»[6]
Из одного Святого Отца очень трудно сформировать «целый ряд отцов» поэтому проф. Осипов решил пойти на обман, он приписал идею, что муки прекратятся тем Святым Отцам, которые утверждали, что будут бесконечные муки для грешников.
В одной из лекций проф. Осипову задали вопрос:
«Уважаемый Алексей Ильич в одной из своих лекции вы говорите о возможном всеобщем спасении тем не менее эта точка зрения некоторым людьми считается неправославной, поясните все – таки ваши мысли о возможности всеобщего спасения.»[7]
 
И проф. Осипов ответил:
«Я вам скажу так существует 2 ряда мыслей или учения Святых Отцов по этому вопросу, 2 ряда вы слышите один всем нам хорошо известный ряд, что будет вечная жизнь и вечная погибель всем известно другой целый ряд отцов говорит иное, какой это ряд если хотите я вам просто даже назову хотя бы имена.»[8]
И далее:
«Какие отцы говорят? Пожалуйста.»[9]
И далее:
«Преп. Ефрем Сирин пишет: «Во гласе Господа, это когда Он сошёл во ад, ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу, который совершенно упразднит его.»[10]
Чтобы определить позицию Святого Отца по какому – то вопросу нужно посмотреть, что он писал в разных местах своих сочинений и сопоставить.
Должен сказать я посмотрел, что преп. Ефрем Сирин пишет о Страшном Суде и вечных муках и нигде не нашёл ни единого намёка на то, что после смерти будут очистительные муки или что вечные муки просто прекратятся, преп. Ефрем очень часто пишет о том, что муки будут нескончаемые, цитаты подтверждающие это я приведу в конце статьи.
Как же правильно понять ту цитату, которую приводит проф. Осипов?
Я постараюсь в своей статье ответить на этот вопрос.

 

Ад и геенна

 

Прежде всего должен сделать пояснение, часто понятие ад и геенна Святые Отцы употребляют как синонимы, как место мучений грешных, но между этими понятиями есть разница, ад это место в котором находятся души грешных людей ожидая воскресения и Страшного Суда, именно во ад сошёл Христос чтобы вывести оттуда праведников, а после Суда, когда грешный человек «получит нетленное и неразрушимое тело»[11] он будет ввержен в геенну.
Что такое ад в чём смысл его существования?
Есть одна статья в которой подробно рассматривается вопрос, что такое геенна и что такое ад и в чём между ними разница.
Автором этой статьи является прот. Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии, я позволю себе привести большие выдержки из работы отца Георгия:
«Совершенно очевидно, что ад и адские муки - это проявление милосердия и человеколюбия Божия, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим.2,4). Ведь существует ад, есть адские муки в качестве наказания грешнику за его злые дела, и, тем не менее, множество людей грешат и погибают, и лишь немногие спасаются: «Потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7,13-14). Ну, а если бы ада и адских мук не было? Кто бы тогда спасался? Никто или почти никто! Господь не творец ада, ибо Он не творец зла, однако Он попускает адские муки (хотя они противны Его природе, и Он скорбит о погибели грешников) с целью спасения из страха этих мук хотя бы тех немногих (хотя за две тысячи лет христианства их не так уж и немного), которые восхотят спастись.
И действительно, по учению Православной Церкви страх вечных загробных мучений - это первая причина, по которой люди стремятся спастись. И если мы почитаем Жития святых, то увидим, что это именно так. Вспомним хотя бы некоторые из них. Вот преподобномученица Евдокия (память 1/14 марта) - бывшая самарянка, блудница - по ее собственному выражению «супруга всего мира». Она обратилась к Богу из-за страха вечных мук. Вот юноша Досифей (память 19 февраля/4 марта), ставший потом учеником аввы Дорофея, к чему его побудило созерцание картины Страшного суда и мучений, уготованных грешникам. Такое же воздействие подобная картина произвела и на святого равноапостольного князя Владимира, когда он был еще язычником... И таких примеров можно привести великое множество. Из чего совершенно очевидно, что целью существования ада по промыслительному действию Божию является понуждение грешников к покаянию еще здесь, на земле, и их спасение.»[12]
Отец Георгий разбирает в своей статье ложные мнения об аде:
«Так некоторые думают, что Бог попускает грешникам идти в ад, потому что в раю им, мол, будет неудобно, не та, мол, нравящаяся грешнику среда, где бы все пили, курили и другие непотребства делали. А атеист, как я уже говорил, втайне думает, что пойдет в ад с гордо поднятой головой, как одержавший моральную победу над Богом. И то, и другое мнение ложны, потому что не соответствует действительному свидетельству о суде Божием и об аде тех, кто все это видел в загробном мире и передал свое свидетельство нам, как, например, преподобная Феодора (память 30 декабря/12 января). В действительности, по словам этих свидетелей, всякий человек, проходя мытарства, попав на суд Божий, трепещет уже хотя бы потому, что видит абсолютно немилосердных и чудовищно страшных злых духов, люто ненавидящих каждого человека, готовых схватить и мучить его душу. Тут не до гордости и не до «мечтов о выпивке и закуске».»[13]
И «будь иначе, ад перестал бы быть адом, то есть местом наказания грешников, но стал бы для них удобным местопребыванием, и таким образом исчезла бы основная причина, понуждающая грешника здесь, на земле к покаянию. Тогда никто или почти никто бы и не спасался, ибо ад потерял бы свое, Промыслом Божиим устроенное, предназначение - понуждать людей ко спасению из страха адских мук[14]
Так как «целью существования ада по промыслительному действию Божию является понуждение грешников к покаянию еще здесь, на земле, и их спасение» то «совершенно очевидно, что ад и адские муки не являются вечными, но будут существовать лишь до того времени, пока будет возможно спасение и будут спасающиеся, т.е. до кончины мира и Страшного суда. После же этого ад и адские муки теряют свои промыслительное значение и должны быть упразднены. Так ли это, т.е. соответствует ли это учению православия? Безусловно!
Так говорит об этом ап.Иоанн Богослов: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда... смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим» (Откр.20,11-13), - это описание Страшного суда. Но что происходит после него, что говорит далее, в следующем 14-ом стихе этой же главы апостол: «И смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр.20,14)! Как видим, вышеприведенное мнение о том, что после Страшного суда, когда все, кто мог спастись, спаслись, надобность в аде (как в устроении, понуждающем людей ко спасению из страха вечных мук) отпадает, подтверждается этими словами апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Кстати сказать, отсюда же следует и ненадобность смерти, которая упраздняется Господом после кончины мира и Страшного суда по той же самой причине. Смерть ведь также наряду с адом была попущена Творцом ради нашего спасения, ибо страх смерти - это также одна из основных причин, побуждающих человека удерживаться от греха ради спасения своей души. Как говорили свв.отцы, «помни последняя твоя, и во век не согрешишь». Но когда состоится последний Суд, и все, кто был вписан в книгу жизни, спасутся, то нужда и в смерти, и в аде отпадет. Из полезных для спасения человека вещей, коими их делал Промысл Божий, они превратятся в отходы бытия и домостроительства Божия, Который поэтому (по ненужности) и повержет их в «озеро огненное». В этой связи было бы полезно предварительно сказать несколько слов о последнем. Что оно такое?
Этими словами Св.Писание обозначает место действительно вечных мучений - геенну. Что это такое можно отчасти понять из этимологии данного понятия. Слово геенна происходит от названия долины Енном близ Иерусалима, где во времена совращения народа иудейского в идолопоклонство было множество идолов и совершалось скверное идолослужение, в частности, там в честь Молоха были сожигаемы дети (3 Цар.11,17; 4 Цар.16,3-4). После отмены благочестивым царем Иосиею этого ужасного жертвоприношения, в долину Енном сваливались трупы казненных злодеев, падаль, всякая нечистота и прочие бытовые отходы из Иерусалима и других близлежащих городов, где все это сжигалось. Поэтому там постоянно горел огонь. Таким образом, Енном был превращен в мусорную свалку. Учитывая, что наименование этой долины перешло на название места вечных мучений, можно утверждать, что первая есть некоторый образ последнего. Т.е. геенна - это тоже мусорная свалка с той только разницей, что если в Енном свозились бытовые отходы из городов Иудеи, то в геенну ввергнутся отходы всего временного бытия, в частности, ад и смерть, ставшие в конце последнего, как уже об этом много говорилось выше, ненужными. А ведь отходы или мусор - это, по сути, и есть вещи, бывшие некогда полезными, но затем по тем или иным причинам ставшие ненужными.
Так что и с этимологией все в порядке, все здесь совпадает в свете вышеприведенного православного учения, что адские муки не вечны, ибо сам ад по ненужности в конце времен будет ввержен в геенну. Но может здесь я неправильно толкую Св.Писание, подгоняя его под свое личное мнение? Произведем более глубокое исследование этого догматического вопроса.
Выше уже говорилось, что одной из основных причин существования ада есть лютая ненависть и вражда бесов к роду человеческому, как и Сам Господь сказал об этом змею: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее» (Быт.3,15). По этой ненависти и вражде бесы и мучают грешников в аде, что, как выше было сказано, не совсем справедливо. Ведь бес-соблазнитель сам достоин гораздо большего наказания, чем соблазненный (ср.Мф.18,6-7). Но Господь попускает эту несправедливость и существование ада, как уже много раз говорилось, ради спасения людей из страха адских мук. Однако после Страшного суда надобность в этом устроении, о чем также говорилось выше, отпадет, и бесы получат праведное мздовоздаяние за свои злые дела - они будут осуждены на вечные мучения в геенне. Это видно из слов Господа грешникам на Страшном суде: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25,41). Свв.отцы, толкуя это место Св.Писания, всегда указывают, что вечный огонь, т.е. геенна, таким образом уготовлена не для человека, а для диавола и бесов.
Но может быть, находясь в геенне, они и дальше продолжают мучить грешных людей, также попавших туда, в чем и состоят вечные мучения грешников? Тогда геенна - это просто разновидность, так сказать, реплика ада? Так ли это? Нет, не так. Снова обратимся к Св.Писанию.

Перед тем, как Господь изгнал бесов из гадаринских бесноватых, нечистые духи кричали Ему: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф.8,29). Святые отцы толкуют это место Св.Писания так: «Мучением называют они (бесы) непозволение им мучить людей: а выражение - прежде времени - понимай так, что демоны думали, будто Христос, не терпя чрезмерной их злобы, не станет отлагать времени казнить их, чего, впрочем, не случилось, ибо им предоставлено враждовать на нас до кончины века». Но не более того, о чем они и сами знают, почему и возмущаются, что Господь пришел мучить их (т.е. не дает им мучить людей) раньше сего срока. Таким образом, из толкования этого места Св.Писания блаженным Феофилактом совершенно определенно следует, что бесы по кончине века за свои злодеяния будут осуждены на вечные мучения в геенне, где они уже не смогут мучить людей; что, кстати сказать, будет составлять часть их мучений. Этим разрешается один недоуменный вопрос - о том, почему в аду наказываются соблазненные люди, а сам бес-соблазнитель не наказывается. Оказывается, мучения грешников в аду бесами ограничено во времени бытием мира. После же его кончины картина меняется - грешники освобождаются от мучений демонами, а демоны ввергаются на вечные мучения в геенну, чем восстанавливается справедливость.
Но это учение порождает целый ряд вопросов. Во-первых, почему святые отцы часто отождествляли ад и геенну (зачастую безразлично употребляя эти термины), отождествляли адские и геенские муки, а те, и другие называя вечными? Во-вторых, если демоны не мучают людей в геенне, то в чем же причина вечных мучений грешников там, и в чем, собственно, состоят эти мучения? В-третьих, кто-то может спросить: а что собственно выигрывает грешный человек, который из одних мук попадает в другие? Из ада попадает в геенну? Зачем, так сказать, менять «шило на мыло»? Ответим на эти вопросы по порядку.
Итак, почему святые отцы часто отождествляют ад и геенну, адские и геенские муки, те и другие называя вечными? Кстати сказать, В.Н.Духанин в своей статье, о которой я говорил в начале этой публикации, также, подобно святым отцам, отождествляет то и другое. В ходе обсуждения статьи[15] Валерия Николаевича я задал этот вопрос ему. Он дал интересный и вполне разумный ответ. Признав, что ад и геенна - это все же разные места, и что адские муки, в отличие от геенских, не вечны, В.Н.Духанин однако заметил, что грешник все равно из ада после Страшного суда переходит на вечные мучения в геенну, поэтому в этом смысле и адские мучения могут считаться вечными, будучи преддверием действительно вечных мучений в геенне. Ответ хороший, по-видимому, святые отцы рассуждали так же. Я также с этим согласен.»[16]
Отец Георгий пишет в своей статье, что «адские муки не вечны, ибо сам ад по ненужности в конце времен будет ввержен в геенну» при этом он ссылается на Священное Писание: «смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр.20,14).
Интересно то, что иерей Николай Баринов в своей статье интерпретирует цитату, приведенную проф. Осиповым, ссылаясь на тот же стих – (Откр.20,14):
«Святой Ефрем Сирин: «во гласе Господа ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу, который совершенно упразднит его»[14]. На это есть ответ Священного Писания. Когда закончится течение времени: И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая.  И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20, 14-15).»[17] Отец Николай не видит в этой цитате мысли о всеобщем спасении.
Рассмотрим поподробнее стих «смерть и ад повержены в озеро огненное» (Откр.20,14).
Святой Андрей Кессарийский в своём толковании на Апокалипсис писал:
«Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.( Откр.20:13).
Из чего сложилось каждое тело, из того же и будет составлено вновь и отдано, было ли оно предано земле, или морю. Смерть и ад не живые животные, как думают некоторые, но смерть есть разлучение души от тела, а ад - невидимое нами и неизвестное место, куда идут отходящие отсюда наши души. Души совершавших мертвые дела - мертвы, а души праведных, по словам Мудрого, в руце Божией, и не прикоснется их мука (Прем. 3:1).
И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. ( Откр. 20:14,15) 
Ад и смерть ввержена быста в езеро огненное - это означает или то, что и написанное: последний враг испразднится смерть (1 Кор. 15:26), или что будут осуждены в огонь лукавые демоны - виновники тяжкой и злой смерти греховной, имеющие своим убежищем ад и посылающие туда на осуждение покорившихся им. Как городом называются живущие в нем, так и здесь адом и смертью - их обитатели и виновники. Все созданное Богом добро зело, и потому этот огонь пожрет и истребит все, что не таково, ибо написано, что Бог смерти не сотвори (Прем. 1:13). Больше не будет смерти и тления, а будут царствовать бессмертие и нетление. Не нужно удивляться, что все не записанные в книге жизни будут брошены в озеро огненное, потому что как многи обители у Бога и Отца для спасаемых, так же многоразличны способы и места мучений, которые получат не удостоившиеся написания в книге жизни, а именно: одни будут самые жестокие, а другие - более умеренные.»[18]
Святой Андрей Кессарийский пишет, что демоны, имеющие своим убежищем ад и грешные люди (не записанные в книге жизни) будут брошены в озеро огненное (геенну) на мучения, это толкование подтверждает, что будет переход от ада к геенне.
В Руководстве к изучению Священного Писания Нового Завета (Откр. 20:14) комментируется так:
«Стих 14. И смерть  и адъ ввержена въ озеро огненное. Олицетворение: по всеобщем воскресении уже никто не будет умирать, так что и смерть как бы умрёт; и во аде не будет надобности, он опустеет, исчезнет. Здесь богатое сближание понятий и слов: смерть умирает, ад – место мучения – брошен будет в озеро огненное, которое назначено для мучения грешникам.»[19]
А вот как сам преп. Ефрем Сирин пишет о втором пришестии Господа нашего Иисуса Христа:
«Приидите и приступите, сыны света, услышите благословенный и блаженный глас Спасителя нашего, говорящий нам: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство Небесное! (Мф.25:34). Смотрите, возлюбленные мои, никто из вас да не лишится блаженного наследия. Ибо вот уже, при дверях! (Мф.24:33). Снисшел к нам свет от Света и, озарив нас, возвел к Свету. Снисшел к нам, соделавшись подобным нам, чтобы нас соделать подобными Себе. Бессмертный снисшел к смертным и, соделав их бессмертными, опять восшел к Отцу. Ныне же грядет во славе благословенного Отца судить живых и мертвых. Путь жизни стал для нас исполненным света и славы, чтобы мы во свете шествовали им к Отцу. Приидите, возлюбленные, вступим на путь, какой показал нам Господь, чтобы в радости достигнуть нам Царства Его. Поэтому возьмем с собой все, что нужно на дорогу, и елей в сосудах своих, потому что расстояние этого пути немалое. Препоясав чресла свои чистотой и истиной, как люди, ждущие своего властелина, возжжем светильники свои и будем мужественно бодрствовать, потому что мы ожидаем с небес принять Господа своего. Не воздремлем, чтобы не угасли светильники наши. Ибо внезапно раздастся этот вопль: вот, жених идет, выходите навстречу ему (Мф.25:6) все любящие Его и готовившие себя увидеть Его во славе! Всех, возлюбивших Его, исполнит Он радости в светлом и вечном оном чертоге. Итак, смотрите, друзья мои, смотрите, чтобы, когда раздастся этот вопль, не оказаться кому-либо из вас со светильником померкшим, не имеющим елея, и, как облаченному в печальную одежду, не быть осужденным  во тьму внешнюю, на нескончаемое и вечное наказание, где плач и скрежет зубов (Мф.25:30).
Обезопасим сами себя, возлюбленные мои, потому что не знаем, когда придет Господь наш. как тать ночью (2Пет.3:10), как сеть, так придет страшный день. И как самая быстрейшая молния, так будет пришествие Господне. Вострубит, и мертвые воскреснут (1Кор.15:52), и земля содрогнется в основаниях своих, и небеса и силы небесныя подвигнутся (Мф.24:29). Увы мне, возлюбленные мои! Кто будет отважен в этот час? Всякое дыхание вострепещет и придет в ужас. Но благодать Спасителя укрепит и возрадуег сердца праведных: и будут восхищены... на облаках в сретение Его (1Фес.4:17). А подобные мне ленивые и нерадивые в трепете останутся на земле. Хотя бы немного поднимем себя с земли, возлюбленные мои, и удобно взойдем на небо!
Какую пользу принесет этот мир нам, которые связали себя его заботами? Или что приобретем убранством одежд своих, кроме огня неугасимого? Или что доставит нам изысканность снедей, кроме вечного мучения? Знайте, возлюбленные мои, что если не будем подвизаться в это краткое время, то должны будем раскаиваться и мучиться там во веки веков. Почему нерадим мы, братия мои любезные? Почему предаемся лености, не уготовляем сами себя? Вот уже близок к нам день Господень - великий и страшный. Почему не свергнем с себя всякой бесполезной заботы, и не облегчим себя от бремени земных вещей? Не знаете разве, что дверь узка и тесна, и что любостяжательный не может войти в нее? Бог любит нестяжательных, добровольно ради Христа подвергших себя скорбям, в подвиге, во бдении и во многом злострадании, и приуготовивших себя к тому, чтобы увидеть во славе Бессмертного Жениха. Таковые наследуют Небесное Царство.
Вот, возлюбленные, и дверь призывает нас: «Идите, ускоряйте ко мне шествие». Вот и матерь наша, Иерусалим, с любовью говорит: «Приступите, чада моя любимые, приступите ко мне; да умножится число ваше, и в брачном Господнем чертоге да увеличатся ваши лики во свете с Ангелами святыми. Да увижу вас в славе и благолепии, в радости и веселии. Возлюбите меня, чада мои, как я люблю вас. Не приобретайте ничего на земле, ни о чем не пекитесь, но трудитесь неутомимо. Вот, Жених идет! Он готов выйти на облаках небесных во славе благословенного Отца; Он каждого из вас по имени назовет, препокоит его, по мере трудов его, в чине святых, в неизглаголанном свете, в неизменяемой, бессмертной и вечной жизни, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание».
Зная все это, потрудимся, умоляю вас, чада мои, потрудимся в это краткое время. Не будем нерадивы здесь, возлюбленные мои, чтобы не раскаиваться бесконечные века, где не принесут нам пользы слезы и воздыхания, где нет покаяния. Сверх того, возлюбленные мои, о рачительности нашей радуются Ангелы и Архангелы, а о лености нашей радуется и веселится враг. Итак, потрудитесь, чада мои любимые, умоляю вас, потрудитесь, чтобы мне о вас и вам обо мне радоваться вечные времена.
Припадаю к Тебе, Господи мой, Иисусе Христе, Сын Бога живаго: даруй мне и всем, любящим Тебя, узреть Тебя со славой и радостью в Царствии Твоем, и наследовать оное с вожделевающими и любящими Тебя!
Если здесь вознерадим, возлюбленные мои, то не будем иметь оправдания в страшный оный день. Не найдем и предлога к извинению грехов своих. Ибо, по нисшествии к нам Господа и Спасителя нашего, всякий предлог у нас отнят, потому что даровал Он нам жизнь вечную. Мы были врагами, и Господь наш - примирение наше; были земными, - а стали небесными; были смертными, - а стали бессмертными; были сынами тьмы, - а стали сынами света; были пленниками, - и обретены; были  рабами греха, - и освобождены; были погибшими и расточенными, - и собраны; были немощными, - и исцелены; были непомилованными, - и помилованы; были грешными, - и спасены; были прахом и пеплом, - и стали сынами Божиими; были обнаженными, - и прикрыты; стали даже наследниками Сына Божия. Все это даровал нам Господь наш, сойдя на землю и ради нас воплотившись.
За все это чем мы, возлюбленные, воздадим Ему, ради нас принявшему оплевание и бичевание, распятому, заушенному, поруганному людьми нечистыми и беззаконными, грешными и злосчастнейшими? Чем можем за все это воздать Господу мы, бедные и грешные? Горе нам, если вознерадим, потому что нет у нас оправдания перед Ним!
Итак, возлюбленные мои, свергнем с себя всякую заботу и попечение об этом суетном и преходящем веке, и с великим усердием и рачением послужим Ему Единому, потому что Он наш Господь и Владыка. Вот, день Его подлинно близок и пришествие несомненно постигло нас. Приидите же, друзья мои, приуготовим себя и станем бодрствовать, ожидая Господа нашего, Бессмертного Жениха. Вот возсияевает (озаряет светом) Он! Вот уже идет! Ночи прошло много, день приблизился. Сыны Света, поспешайте к Свету. Выходите с радостью, встречайте свет нашего Господа, покажите Ему свои добродетели, принесите
Ему свои подвиги, свои слезы и все скорби, какие претерпели вы из приверженности и любви к Нему! Не ленитесь, не медлите. Потерпите еще немного, и никто из вас да не озирается вспять, но возведите взор горе, на эту пренебесную красоту, на эту радость Бессмертного Жениха, чтобы душа ваша насытилась славой созерцания Его, светлостью и благообразием Его. Воздержный - да не малодушествует, потому что трапеза Царствия ожидает его. Жаждущий - да мужается, ибо уготованы ему райские утехи. Кто бодрствует, поет, молится, плачет, тот да крепится, потому что утешат его приятности брачного чертога Господа его.
Итак, зная все это, ничего не будем приобретать себе на земле, братия мои возлюбленные, потому что в тот день каждый из нас должен показать, какую добродетель приобрел он здесь, или какие труды, или какой подвиг, или какое бдение. Поэтому, братия мои, когда мученики покажут язвы своих страданий и мучений, а подвижники - свой подвиг, свое воздержание, терпение, свои скорби, свою нестяжательность и свои слезы, тогда чем похвалятся беспечные и ленивые, без пользы погубившие жизнь свою? Подлинно, горе им, что были беспечны! Горе им, что были небрежны! Приидите же, друзья мои, приидите, потрудимся; приидите, припадем к Нему; без стыда будем плакать и проливать перед Ним слезы день и ночь в молитве своей, в псалмопении своем, чтобы даровано было нам просвещение души к уразумению козней врага, противника нашего, которому ненавистно все прекрасное! Ибо он ставит нам на пути преткновения, соблазны, вред, рассеянность века сего, плотское удовольствие, надежду на долговременность настоящей жизни, боязнь во время подвига, леность в молитвах, сон и плотское успокоение во время псалмопения. Но сколь он рачителен, столь мы беспечны. И чем больше он злоухищряется, тем больше мы небрежем, хотя знаем, что дни наши сокращены, время течет, и Господь славы грядет в благолепии красоты Своей и со страшной силой Царствия Своего воздать каждому по делам его. Боюсь, возлюбленные, чтобы на нас не исполнилось слово Господне: И придут от востока и запада, и севера и юга, и... возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, вы же изверженыбудете вон, во тьму внешнюю (Лк.13:29. Мф.8:11-12).
Итак, умоляю Тебя, Христе, Свет истины, Рождение благословенного Отца, Образ Ипостаси Его, сидящий одесную величества Его, непостижимый Сын Божий, неисследный (непостижимый) Христе, похвала и радость вожделевающих и любящих Тебя, радование и веселие ожидающих Тебя, жизнь моя, Христе, Свет мой Господи, спаси меня, грешника, в Царствии Твоем! Трудящийся делатель надеется получить от Тебя награду. Увы мне! Язык мой трудится, песнословя Тебя, Спаситель, но не воздавай мне за содеянное мною, и не гневайся на меня за дела мои; спаси же меня по благодати Твоей, и ущедри меня по милосердию Твоему. Ибо Ты благословен вместе с благословенным Твоим Отцом и со Святым Твоим и Животворящим Духом Утешителем, ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.»[20]
Вывод: преп. Ефрем Сирин все написал совершенно правильно, демоны, имеющие сейчас себе прибежищем ад и грешные люди будут ввержены в геенну (озеро огненное) а ад будет упразднен.

Преп. Ефрем Сирин о вечных муках

Приведу цитаты из сочинений преп. Ефрема о вечных муках:
«Что же станем делать, возлюбленные, если осуждены будем в вечный огонь? И когда опять наступит зима, у нас говорят: «Пройдет еще два или три месяца, и страшная стужа минуется». Что станем делать, братья, если по смерти осуждены будем в преисподний земли? Если же в болезнь кто впадет, и она у него не будет ночью, то часто смотрит он в окна дома, желая увидеть свет. Что станем делать, братья, если осуждены будем во тму кромешенюю, где плачь и скрежет зубом (Мф.22:13), где нет надежды увидеть свет в бесконечные века? Подобно и изгнанник считает дни, ночи и годы, ожидая окончания срока, а в будущем веке осужденному должно считать не дни, не ночи, не месяцы, не годы, потому что там - беспредельные и бесконечные века, в которые плачущие и проливающие ныне слезы утешатся.»[21]
Как грешники будут мучаться бесконечные века, так и праведники будут «царствовать бесконечные веки»:
«Еще говорю, и не перестану говорить: блажен человек, который пренебрег все земное и тленное, и приобрел любовь! Мзда его возрастает с каждым днем, мзда и венец ему готовы, ему даровано Небесное Царство. Его ублажают все Ангелы, его хвалят все Силы Небесные, его с радостью примут лики Архангелов. Пред ним с готовностью отверзутся небесные врата, и с дерзновением внидет он, и станет пред престолом Божиим, увенчается десницею Божиею, и с Богом будет царствовать бесконечные веки[22]
«Как утомленный работник, трудившийся целый день, ожидает двенадцатого часа, чтобы после труда получить свою плату и отдохнуть. Так и души праведных ожидают дня этого. А души грешников в час тот объемлются страхом и трепетом. Подобно осужденному, которого взяли служители правосудия и ведут в судилище, души неправедных вострепещут в оный час, взирая на нескончаемое мучение в вечной тьме. Если бы и сказал кто: «Пустите меня идти в тот мир, чтобы наконец покаяться», - то не будет отпускающего, и таковой услышит: «Когда было у тебя время, ты не каялся, - а теперь идешь покаяться? Когда поприще открыто было для всех, ты не подвизался, а теперь хочешь подвизаться после того, как двери уже затворены, и время подвига миновало? Не слышал разве, Кто говорил: Бдите убо, яко не весте дне ни часа (Мф.25:13)?» Наперед зная это, возлюбленный брат, покаемся, пока есть время, чтобы избавил нас Бог от гнева грядущего на сыны противления (Кол.3:6) и удостоил части святых.»[23]
«Смотрите, братия мои, чтобы не сделаться нам добычей огня и мучений. Горе тому, кто ввержен будет в геенну, потому что мучение его продолжится вовек и во веки веков. Но также вечно и блаженство, а поэтому ревностно, братия мои, соблюдайте пост и приносите истинное покаяние.»[24]
«Рассуди же после того и о гибели грешных, когда введены будут в страшное судилище. Какой стыд ощутят они пред лицом Праведного Судии, не имея слова оправдания? С каким сожалением увидят себя поставленными ошуюю Царя? Какая тьма падет на них, когда Царь с гневом возглаголет к ним и яростью Своей приведет их в смятение, говоря: идите проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его (Мф.25:41)? Увы, увы! В какой скорби и тесноте будет дух их, когда все громко станут говорить: Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающие Бога (Пс.9:18)! Увы, с каким жалобным воплем будут они терзать себя и проливать слезы, когда отведут их на горькие мучения в бесконечные веки! О, какое это место, где плач и скрежет зубом, этот так называемый тартар, которого ужасается и сам сатана! О, какая это геенна огня неугасимого, какой это неусыпающий, ядовитый червь! О, какая это страшная, вечная, всегда продолжающаяся кромешная тьма!»[25]
«Как горек стоящим ощуюю будет тот час, когда услышат они: "Идите от Меня, проклятые, во огонь, в геенну и в муку!" Что буду делать, братия мои, в тот час, столь ужасный для меня? Обращусь и пойду во ад, потому что ведущие меня не отпустят меня. Желал бы уйти и прибегнуть ко святым, но не дозволит мне правда; притек бы к праведным, но не дозволят мне Ангелы. Желал бы приблизиться хотя к дверям; но меня отгонят, как скоро увидят приближающимся.
Горе мне, как скоро воспомяну там все прегрешения свои! Все тайны мои будут обнаружены там пред Ангелами и человеками. Предстану на Суд, подвергнусь истязаниям, которым нет конца, и буду мучиться непрестанно и вечно.»[26]
«Не будем губить для себя жизнь вечную и прилепляться к жизни преходящей, которой не можем обладать вечно. Какая польза человеку, если приобретет весь мир, душу же свою ввергнет в геенну неугасающую, которой нет и конца[27]
«Пока мы еще в этом преходящем мире, и пока отверста дверь щедрот и оставление грехов, - умилостивим Правду обращением своим от худого к доброму и тем избавимся от Страшного Суда, на котором - жестокие истязания и после которого - нескончаемые мучения[28]
««Не обманывайте больше самих себя, но у нас, которые предварили вас, и теперь в могиле, научитесь, и уцеломудритесь, и уверьтесь, что есть суд во аде, есть нескончаемое мучение, есть непроницаемая светом тьма и безотрадная геенна, есть неусыпающий червь, немолчный плач, непрестанный скрежет, неисцельная скорбь, есть нелицеприятный Судия, беспощадные служители, есть горький и вечный плач».
Этому, если не словами, то самым делом учат нас братия наши, предварившие нас там.»[29]
«Вечно будут веселиться праведные, вечно будут мучиться другие.»[30]
«Даруй мне слезы сокрушения, Господи, Единый Благий и милостивый, чтобы в слезах испросить мне у Тебя очищение от сердечной скверны. Увы, что мне делать с геенной огненной и с тьмой кромешной, где плач и скрежет зубом? Увы, что мне делать с тартаром и с нескончаемой мукой, с ядовитым и неусыпающим червем? О, кто даст голове моей воду и глазам моим - источник слез! я плакал бы день и ночь (Иер.9:1), чтобы умилостивить мне Бога, Которого прогневал я? Согрешила ты, душа моя! -Покайся. Ибо дни наши проходят как тень. Еще немного, и пойдешь ты отсюда; страшными местами проходить будешь, душа моя; не отлагай день за день обращения своего ко Господу.»[31]
«Итак, смотрите, друзья мои, смотрите, чтобы, когда раздастся этот вопль, не оказаться кому-либо из вас со светильником померкшим, не имеющим елея, и, как облаченному в печальную одежду, не быть осужденным  во тьму внешнюю, на нескончаемое и вечное наказание, где плач и скрежет зубов (Мф.25:30).»[32]
«Живущие во вражде между собой, если случится им в таком состоянии переселиться из тела, в час Суда найдут себе неумолимое осуждение и как ненавистные будут посланы в кромешный огонь и нескончаемую тьму, потому что пренебрегли легкую заповедь Господню, которая гласит: любите друг друга (Ин.15:17), - и отпущайте до семьдесят крат седмирицею (Мф.18:22).»[33]
«Пока есть еще время, братия мои возлюбленные, будем плакать в молитве нашей, чтобы Господь избавил нас от того нескончаемого плача, и от скрежета зубов, и от огня гееннского, и исполнил нас радостью в нескончаемой жизни, откуда бежали болезнь, печаль и воздыхание; где нет ни смерти ни тления, но повсюду радость, веселие, восторг и прочие блага, яже уготова Бог любящим Его[34]


[1] «Православно – Догматическое Богословие» митр. Макария Булгакова, том 2, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, 2007 г., стр. 657 – 658. ссылка
[2] Творения Святителя Димитрия Ростовского, том 3, Издательство Сестричества во имя Святителя Игнатия Кавказского, Москва, 2005 г., стр. 382 - 383
[3] Святитель Филарет Московский. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Издательство Сибирская Благозвонница, Москва, 2009 г., стр. 98, О двенадцатом члене Символа веры.
[4] О геенне (Апологетика, 1 курс МДА 2008-04-15), 7 мин. 35 с. - 11 мин. 07 с.
[5] «Разумный воздержан в писаниях своих. По поводу книги иеромонаха Илариона (Алфеева) «Мир Исаака Сирина»», проф. МДА А.Сидоров, журнал «Православная беседа», №6 за 1998 г., стр. 12 ссылка
[6] О «двух линиях» святых отцов в вопросе об апокатастасисе, иерей Николай Баринов, ссылка
[7] Лекция «Духовная жизнь» Медведково, г. Москва, цикл лекции 2007-2008, 87 мин. 33 с. – 87 мин. 50 с.
[8] Там же, 87 мин. 50 с. – 88 мин. 18 с.
[9] Там же, 89 мин. 10 с. – 89 мин. 12 с.
[10] Там же, 91 мин. 50 с. – 92 мин. 11 с.
[11] Полное Собрание творений св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра,
2005 г., том 1, К ФЕОДОРУ ПАДШЕМУ, УВЕЩАНИЕ 1-е, стр. 112
[12] «Об аде, геенне и вечных муках» прот. Георгий Городенцев ссылка
[13] Там же
[14] Там же
[15] «Противоречат ли вечные муки Божией любви, или соблазны оригенизма в наши дни» Валерий Духанин ссылка
[16] «Об аде, геенне и вечных муках» прот. Георгий Городенцев ссылка
[17] «Зачем Христос сходил во ад?», иерей Николай Баринов, ссылка
[18] Толкование на Апокалипсис Святого Андрея Кессарийского, Издательство «Правило веры», издание третье, Москва, 2009 г., стр. 229 - 230
[19] Руководство к изучению Священного Писания Нового завета, А.В Иванов, Переиздание книги впервые изданной в 1886 г., Издательство «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», «Воскресение», Санкт – Петербург, 2008 г., стр. 899
[20] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907, Том №1, Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, стр. 215 – 220
[21] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908, Издание пятое, Том № 2, Поучение 45 О страхе Божием  (По славянскому переводу, часть I. Слово 25), стр. 194 - 195
[22] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1912, Издание пятое, Том №3, Слово о любви *), *) По слав. Пер. Ч. IIСл. 2. стр. 9
[23] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908, Издание пятое, Том № 2, Поучение 47 К Евлогию, (По славянскому переводу, часть I. Слово 93), стр. 202
[24] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Собственная типография, 1900 г., Издание четвертое, Том № 4,  О посте, стр. 113
[25] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1912, Издание пятое, Том №3, О терпении, о кончине века и Втором пришествии, о прилежном чтении Божественных Писаний и пользе безмолвия *), *) По слав. пер. Ч. I. Сл. 99, 100, 101, 102., стр. 93 - 94
[26] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Собственная типография, 1900 г., Издание четвертое, Том № 4, Размышление о Воскресении и о Суде, стр. 389
[27] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Собственная типография, 1900 г., Издание четвертое, Том № 4, Увещание к покаянию и исправлению жизни, стр. 502
[28] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Собственная типография, 1900 г., Издание четвертое, Том № 4, Увещание к покаянию и исправлению жизни, стр. 502 - 503
[29] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1912, Издание пятое, Том №3, Слово о братиях, почивших о Христе, стр. 245
[30]Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Собственная типография, 1900 г., Издание четвертое, Том № 4, Слезное моление в воскресенье вечером, стр. 57
[31] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907, Том №1, О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы (По славянскому переводу, часть I. Слово 24, а также часть П. Слово 25), стр. 316 - 317
[32] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907, Том №1, Слово о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, стр. 215 - 216
[33] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1908, Издание пятое, Том № 2, Слово на второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа, стр. 224
[34] Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина, Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1912, Издание пятое, Том №3, Слово о покаянии и сокрушении, стр. 370

Комментариев нет: