Недавно в Москве вышла книга под названием: «Преподобный
Исаак Сирин. О Божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые
тексты. Перевод, примечания и послесловие иеромонаха Илариона
(Алфеева)». Переводчик уверяет, что подлинность опубликованных
текстов «не вызывает сомнений: их стиль и язык, грамматика и синтаксис,
терминология и тематика неопровержимо свидетельствуют об авторстве
Исаака» (с. 10–11).
Однако стоит начать читать книгу — и сразу возникают большие
сомнения в том, что авторство «новооткрытых текстов» принадлежит
известному учителю Церкви преподобному Исааку Сирину. Прежде всего
удивляют пустота, бессодержательность, восторженность «новооткрытых
текстов», пестрящих восклицаниями, риторическими вопросами, чего нет в
ранее известных творениях преподобного Исаака Сирина.
Опаснее же всего то, что на с. 194–216 в «новооткрытых текстах
преподобного Исаака Сирина» изложена, как говорит переводчик,
«своеобразная эсхатология», которая на поверку оказывается самой
настоящей ересью Оригена, осужденной V Вселенским Собором. Одно из
положений Оригеновой ереси, как известно, заключается в том, что все
люди, согрешившие пред Богом, в том числе самые нечестивые, и даже
демоны после кратких мучений будут помилованы и введены в Царство
Небесное. Именно это мнение приводится в книге, приписываемой
преподобному Исааку:
«Не для того милосердный Владыка сотворил разумные существа, чтобы безжалостно подвергнуть их нескончаемой скорби» (с. 201).
«Речь не идет о том, что в этих мучениях мы должны погибнуть, или о
том, что мы будем претерпевать их вечно. Их цель — чтобы мы думали о
Боге и познавали Его, и чтобы изумление Им приводило нас к любви к Нему,
и чтобы устыдились мы и исправили поведение наше в здешней жизни.
...Продолжим наше прежнее рассуждение, утвердившись ... в том, что есть
конец у этих болезненных наказаний, но не у тех благ» (с. 205).
«Он многократно угрожает, но по благодати Своей укорачивает наказание» (с. 208).
«...Ни демоны не останутся в своем демоническом состоянии, ни
грешники — в грехах своих; но к единому равному состоянию совершенства
по отношению к Своему собственному бытию намеревается Он привести их — к
состоянию, в котором Святые Ангелы находятся сейчас» (с. 211).
Автор подобных, доходящих до нелепости высказываний,
противоречащих учению Святых Отцов Вселенской Православной Церкви, никак
не может быть Отцом Церкви преподобным Исааком Сириным. Святой
преподобный Исаак пишет совершенно противоположное: «Избежать геенны и
значит это самое — войти в царство; равно как лишиться царства — значит
войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын Человеческий во славе Своей... и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю (Мф.
25, 31–33). Не три наименовал сонма, но два — один одесную, другой
ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: и идут сии, т.
е. грешники, в муку вечную, праведницы лее в животе вечном (Мф. 25, 46) просветятся яко солнце (Мф. 13, 43). И еще: от
восток и запад приидут, и возлягут на лоне Авраамовом во царствии
небеснем; сынове же царствия изгнаны будут во тму кромешную, где плач и
скрежет зубом (Мф. 8, 11–12), что страшнее всякаго огня» (Аввы
Исаака Сириянина слова подвижнические. М., 1993, с. 311–312; репринт с
изд. 1911).
Отношение Святой Православной Церкви к ереси Оригена вполне
однозначно. В частности, святой преподобный Отец VII века Иоанн
Лествичник говорит: «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы
не допустить в сердце свое недуг безбожного Оригена; ибо скверное его
учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям
сластолюбивым» (Лествица. М., 1997. Сл. 5, гл. 41).
В наше время повсеместного распространения экуменической ереси
подобные «пустяки» просто не замечаются. По мнению экуменистов, для
спасения не обязательно исповедовать православную веру и даже быть
крещеным: некое туманное «христианское устроение в душе» является
достаточным для спасения человека.
А католический Рим пошел еще дальше: в одной из своих последних
энциклик папа Иоанн-Павел II заявил, что для спасения вовсе не
обязательно быть христианином, достаточно быть просто «хорошим
человеком»; спастись можно независимо от вероисповедания: будучи иудеем,
магометанином, язычником и даже неверующим. Случайность ли, что в
русском переводе книга «О Божественных тайнах и о духовной жизни» была
опубликована вскоре после выхода в свет энциклики папы Иоанна-Павла?
Переводчик «новооткрытых текстов преп. Исаака Сирина» говорит, что их
рукопись происходит из монофизитского монастыря, что сразу же дает повод
усомниться в ее православии. Не исключено, что скоро представителями
экуменизма будет обнаружен соответствующий второй том писаний
преподобных аввы Дорофея или Иоанна Лествичника.
Поэтому уже не удивляешься, что мнимый экуменический Исаак Сирин в
подтверждение своих мнений о помиловании всех ссылается на «великого
столпа Церкви», «блаженного толкователя», авторитетного, сточки зрения
переводчика, для восточно-сирийской традиции писателя «яснозвучного»
Феодора — епископа Мопсуэстского (с. 201), который был назван на V
Вселенском Соборе отцом несторианской ереси и предан анафеме,— он же
был, несомненно, хорошим человеком. А поскольку он был хорошим
человеком, то тех, кто осуждал его догматические заблуждения, лже-Исаак
объявляет отлученными от Церкви (с. 201–202), то есть анафематствует
Отцов V Вселенского Собора, а с ним и всех православных.
Между тем в народе получили широкое хождение молитвы за некрещеных младенцев и молитвы мученику Уару о умерших некрещеными. В богослужебной Минее за октябрь (издание Московской Патриархии, 1980) содержится целая служба «мученику Уару, иже о некрещеных родителях Клеопатры умоли», составленная известным ересиархом экуменизма митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым). В житии святого мученика Уара действительно упоминается, что он умолил за родителей Клеопатры, но нигде не говорится, что они были некрещеными.
Мнение, что могут спастись некрещеные, является настоящей ересью,
так как Святая Церковь одним из необходимых условий спасения человека
всегда ставила св. Крещение. Господь в Св. Евангелии возвещает: Истинно,
истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти
в царствие Божие; рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа
есть дух (Ин. 3, 5–6). Всеми Святыми Отцами это место объясняется
как указание на Таинство Св. Крещения. Приведем с сокращениями несколько
цитат из письма святителя Игнатия, епископа Ставропольского, в котором
он обличает распространенный уже в его время религиозный индифферентизм:
«Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Погибель — удел всех людей: и добродетельных, и злодеев. Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе — для спасения необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено Самим Беспредельным Богом. Казни — жребий рода человеческого, заменены Его казнью; недостаток заслуг человеческих заменен Его бесконечным достоинством. Все добрые дела человеческие, немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им Таинств. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то, что они кажутся вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним средством — верою в Искупителя? Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжких грех богохульства.
«Спасение заключается в возвращении общения с Богом. Это общение потерял весь род человеческий грехопадением праотцев. Погибель — удел всех людей: и добродетельных, и злодеев. Нисходили во ад по окончании земного странствования не только грешники, но и праведники Ветхого Завета. Чтоб восстановить общение человека с Богом, иначе — для спасения необходимо было искупление. Искупление рода человеческого было совершено Самим Беспредельным Богом. Казни — жребий рода человеческого, заменены Его казнью; недостаток заслуг человеческих заменен Его бесконечным достоинством. Все добрые дела человеческие, немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных Им Таинств. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как вы хотите, чтоб язычники и магометане, за то, что они кажутся вам добренькими, не познавшие и не уверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним средством — верою в Искупителя? Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжких грех богохульства.
...Вы говорите: "еретики те же христиане". Откуда вы это взяли?
Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего не знающий о
Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же
христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличит от
чада клятвы — богохульной ереси? Иначе рассуждают об этом истинные
христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический,
предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели
согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении... Вселенская
Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что
человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душею, чужд благодати
и спасения, в общении с диаволом и его погибелью... Характер еретиков —
вполне сатанинский. Сущность всякой ереси — богохульство» (Творения
свт. Игнатия еп. Ставропольского. Т. IV. Письма к мирянам. Письмо № 28.
М., 1995).
Все Святые Отцы говорили о ересях в таком же духе, не иначе. Лишь в XX веке еретиков стали называть «инославными братьями».
Православный читатель, знакомый с творениями Святых Отцов Церкви,
знает, что сатана принимает вид Ангела света и служители его принимают
вид служителей правды ( 2 Кор. 11, 14, 15). Поэтому нужно относиться
крайне осторожно к любым «новооткрытым текстам» известных авторов.
Святой апостол Павел заповедует: Если бы даже мы, или Ангел с неба
стал благовествоватъ вам не то, что мы благо-вествовали вам, да будет
анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто
благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема (Гал. 1, 8).
Остается сожалеть, что книга «О Божественных тайнах и о духовной жизни» вышла в уважаемом издательстве Зачатьевского монастыря.
Комментариев нет:
Отправить комментарий