«ГРИГОРИЙ
[греч. Γρηϒόριος ὁ τῆς Νύσσης] (331/5,
г. Неокесария Понтийская (совр. Никсар, Турция) или г. Кесария
Каппадокийская (совр. Кайсери, там же) - ок. 394, г. Нисса (совр.
Невшехир, там же)), свт. (пам. 10 янв.), еп. Нисский, отец и учитель
Церкви.»1
«Вместе с тем отдельные богословские
мнения Г., не принятые Церковью, в частности, представление о временном и
очистительном характере адских мучений и о всеобщем апокатастасисе, не
могли остаться незамеченными (Несмелов. С. 620-622; Оксиюк. С. 559-591). Одни считали их безусловно ошибочными, как, напр., в VI в. прп. Варсонофий Великий (Doctrina circa opiniones Origenis // PG. 86. 900-901), в XIV в. Нил Кавасила, митр. Солунский, а в XV в. свт. Марк Евгеник, оправдывая, однако, его тем, что в его время эти вопросы еще не были соборно рассмотрены Церковью (Филарет (Гумилевский). Т. 2. С. 153; Оксиюк. С. 562-563). Другие видели в них интерполяции оригенистов, как, напр., в VIII в. Герман I, патриарх К-польский, написавший по этому поводу специальное сочинение ᾿Ανταποδοτικός, или ᾿Ανόθευτος (Phot.
Bibl. Cod. 233). Наконец, третьи полагали, что те места в творениях Г.,
где говорится об апокатастасисе, не следует понимать буквально,
поскольку в них содержатся особенно возвышенные, философские умозрения
Г. (Несмелов. С. 620-621; Оксиюк. С. 574). В
частности, прп. Максим Исповедник считал, что у Г. термин
«апокатастасис» означает не всеобщее спасение, а восстановление
поврежденных сил человеческой души в отношении одного лишь познания
блага, но не причастия ему (Maxim. Confess. Quaest. et dub. 19. 1-21; ср.: Theod. Stud. Ep. 160).»2
Фокин А. Р.
1Церковно-научный центр Русской Православной Церкви «Православная энциклопедия», 2006, том 12, стр. 480
Комментариев нет:
Отправить комментарий