(продолжение, третья часть http://blagolub.livejournal.com/17350.ht ml )
Совсем несообразным для православного мировоззрения и догматического сознания является утверждение автора о действительном спасении вне веры:
«Так что же? Спасаются одни православные, а из православных спасается только горстка праведников? ...Православие указывает истинный путь спасения. Прочие указывают свои пути. Но какие? Приблизительно так: чтобы из Москвы попасть в Петербург, можно лететь через Нью-Йорк или через Австралию, или плыть через Тихий океан, да еще в одиночной лодке. Можно такими путями и такими средствами передвижения добраться до Петербурга? Можно, в общем-то, но очень трудно и опасно, и долго» (с.91).
Совсем несообразным для православного мировоззрения и догматического сознания является утверждение автора о действительном спасении вне веры:
«Так что же? Спасаются одни православные, а из православных спасается только горстка праведников? ...Православие указывает истинный путь спасения. Прочие указывают свои пути. Но какие? Приблизительно так: чтобы из Москвы попасть в Петербург, можно лететь через Нью-Йорк или через Австралию, или плыть через Тихий океан, да еще в одиночной лодке. Можно такими путями и такими средствами передвижения добраться до Петербурга? Можно, в общем-то, но очень трудно и опасно, и долго» (с.91).
В книге приводится характерная иллюстрация нетрадиционной для Православия мысли спасения вне веры, на примере возможного спасения без парашютов падающих летчиков:
"летчик падал без парашюта и – оставался не только жив, но даже невредим" (с.91),
– задает оптимистичную ноту автор, развивая далее идею возможного спасения на различных религиозных путях:
"Православие указывает истинный путь спасения. Прочие указывают свои пути" (с.91).
Предупреждая возможное несогласие, публицист еще в начале главы подкрепляет последующий пассаж авторитетными именами святых:
«Вместе
с Исааком Сириным досталось бы и св. Иустину Философу, и святителям
Григорию Чудотворцу и Григорию Нисскому, и Григорию Богослову, и
преподобным Иоанну Дамаскину и Максиму Исповеднику, и еще многим – так
крепко досталось бы, что и из "еретиков" не выбраться...» (с.90),
– замечает автор, давая понять,что названные Отцы разделяют рассматриваемые здесь взгляды современного богослова. Поскольку учение названных Отцов выше уже рассматривалось (см. http://blagolub.livejournal.com/17122.ht ml ),
хотелось бы обратить внимание на сопутствующую в тексте аргументацию. В
качестве обоснования высказанного мнения, автор книги предлагает
известный довод теософов:
«Вы знаете, что сейчас на земном
шаре уже свыше 6 миллиардов людей, православных же - около 170
миллионов, все прочие или неправославные, или вообще не христиане. Можно
ли утверждать, что все эти миллиарды погибнут?» (с.93).
Если
подобный аргумент (численности и большинства) закономерен у
последователей Блаватской или Рерихов, или, отчасти объясним в устах
неофита, то безмерно странно слышать его от православного теолога, и,
как указано в аннотации книги - «лучшего богослова» (с.2).
"Кто не осмеливается, дать
основательный ответ на предложенный вопрос и не может предоставить
доказательства, и поэтому прибегает к большинству, тот сознается в своем
поражении, как не имеющий никакой опоры для смелой речи" (свт. Василий Великий), - говорит св. Василий Великий.
В Св. Писании многократно свидетельствуется о спасении немногих и гибели большинства:
«Ибо,
хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского,
только остаток его обратится; истребление определено изобилующею
правдою» (Ис.10:22)
«мнóзи ýбо сотворéни сýть, не мнóзи же спасýтся» (3Езд.8:3);
«я́коже бо земледѣ́лецъ сѣ́етъ на земли́ сѣ́мена мнóга и саждéнiя мнóжество сади́тъ, но не во врéмя вся́, я́же сѣ́яна сýть, спасýтся, но ни вся́, я́же саженá сýть, вкореня́тся: тáко и и́же въ вѣ́цѣ насѣ́яни сýть, не вси́ спасýтся» (3Езд.8:41).
«хотя́ Бóгъ показáти гнѣ́въ свóй и яви́ти си́лу свою́, пренесé во мнóзѣ долготерпѣ́нiи сосýды гнѣ́ва совершéны въ поги́бель...Исáiа же вопiéтъ о Изрáили: áще бýдетъ числó сынóвъ Изрáилевыхъ я́ко песóкъ морскíй, остáнокъ спасéтся» (Рим.9: 22,27).
«мнóзи ýбо сотворéни сýть, не мнóзи же спасýтся» (3Езд.8:3);
«я́коже бо земледѣ́лецъ сѣ́етъ на земли́ сѣ́мена мнóга и саждéнiя мнóжество сади́тъ, но не во врéмя вся́, я́же сѣ́яна сýть, спасýтся, но ни вся́, я́же саженá сýть, вкореня́тся: тáко и и́же въ вѣ́цѣ насѣ́яни сýть, не вси́ спасýтся» (3Езд.8:41).
«хотя́ Бóгъ показáти гнѣ́въ свóй и яви́ти си́лу свою́, пренесé во мнóзѣ долготерпѣ́нiи сосýды гнѣ́ва совершéны въ поги́бель...Исáiа же вопiéтъ о Изрáили: áще бýдетъ числó сынóвъ Изрáилевыхъ я́ко песóкъ морскíй, остáнокъ спасéтся» (Рим.9: 22,27).
Писанию чуждо утверждение значимости большинства, так говорится о спасении лишь восьми душ во дни Ноя: «во дни́ Нóевы, дѣ́лаему ковчéгу, въ нéмже мáло, си́рѣчь óсмь дýшъ, спасóшася от воды́» (1Пет.3:20), (Быт.7);
Лота из всех жителей целого города:
«Я́коже Cодóма и Гомóрра и окрéстнiи и́хъ грáды, подóбнымъ и́мъ
о́бразомъ преблуди́вше и ходи́вше вслѣ́дъ плóти ины́я, предлежáтъ въ
показáнiе, огня́ вѣ́чнаго сýдъ подъе́мше» (Иуд.7), (Быт.19:29).
Господь спасаемых называет – «малым стадом» (Лк.12:32); указывает на тесность врат вводящих в Царство и широкий путь гибели многих, – «Вни́дите ýзкими враты́: я́ко прострáнная вратá и ширóкiй пýть вводя́й въ пáгубу, и мнóзи сýть входя́щiи и́мъ» (Мф.7:13).
Удостоверением немногочисленности избранных является свидетельство воплощенной Истины: «Мнóзи бо сýть звáни, мáло же избрáнныхъ» (Мф.20:16), – и новозаветным императивом избранничества является рождение свыше: «áще ктó не роди́тся водóю и Дýхомъ, не мóжетъ вни́ти во цáрствiе Бóжiе» (Ин. 3,5),
(безусловно, при этом, рождение свыше не отнимает необходимости для
наследия Царства: развития добродетели, стяжания Духа, стремления к
обожению).
Доводы численности и большинства по рассмотрении отвергались святыми Отцами:
«Посему
многие увлекаются в погибель по гладкому и широкому пути, и не многие
входят в Царствие, потому что не выносят неудобств и трудностей
добродетельной жизни. Ибо порок уловляет легкостью удовольствия, а
добродетель строгостью предписаний и трудами делает горькой жизнь
подвижников. За словеса устен Твоих аз сохраних пути жестоки (Пс. 16, 4)» (Свт. Василий Великий Толкование на книгу пророка Исаии Толкование на восьмую главу Часть 1).
Святитель Иоанн Златоуст: «Ты видишь, что и, по словам Исаии не все будут спасены, но лишь достойные спасения? Я не боюсь множества, говорит (Бог), и Меня не устрашает род, так размножившийся, но Я спасаю только тех, которые оказываются того достойными... Итак, почему же вы волнуетесь, ссылаясь на то, будто обетование нарушено, когда все пророки объявляют, что не все спасаются?Потом
он говорит и об образе спасения.Замечаешь ли точность пророка и
благоразумие апостола, который приводит свидетельство наиболее
подходящее? Оно не только показывает, что спасутся не все, а некоторые, но и добавляет, как спасутся», «Но не должно смотреть на многих, и от того смущаться; а должно ревновать немногим
и, всячески укрепляя самих себя, таким образом идти тем путем. Кроме
того, что путь этот тесен, многие еще препятствуют идти по нему. Потому
Христос и присоединил: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в
овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7:15)», «Справедливо
поэтому сказал Господь, что немногие спасутся» (свт. Иоанн Златоуст).
"Разве
мы не слышали слов Господа: "Мнози звани, мало же избранных" (Мф. XX,
16), и еще: "Узкая врата и тесный путь вводяй в живот, и мало их есть,
иже обретают его" (Мф. VII, 14). Кто же из здравомыслящих не желает быть
лучше в числе немногих, тесным путем достигших спасения, нежели в числе многих, широким путем несущихся к погибели?
Кто не пожелал бы, если бы ему случилось жить во время подвигов
блаженного Стефана, быть лучше на стороне его одного, побиваемого
камнями и бывшего предметом всеобщих насмешек, нежели на стороне многих,
которые, по несправедливому самовластию, считали дело свое правым? Один
благоугождающий Богу достойней уважения, нежели тысячи самовольно
превозносящихся. Так и в Ветхом Завете мы находим: когда тысячи народа падали от ниспосланного Богом наказания, один "Финеес ста, и умилостиви и преста сечь"
(Числ. XXV, 7). А если бы он сказал: как я осмелюсь пойти против того,
что согласно делается столь многими... Итак, прекрасно, прекрасно и
одному быть по правде дерзновенным и разрушить неправое согласие многих.
Ты предпочитай, если угодно, спасающемуся Ною утопающее большинство, а мне позволь с немногими войти в ковчег. Также присоединяйся, если угодно, к числу многих в Содоме, а я пойду вместе с Лотом, хотя он один спасительно отделяется от толпы.
Впрочем, для меня почтенно и большинство, не избегающее исследования,
но представляющее доказательства, не отмщающее тяжко, но поступающее
отечески, не радующееся нововведению, но соблюдающее отеческое наследие.
О каком же большинстве ты мне говоришь? О том ли, которое подкуплено
лестью и дарами, обманывается по невежеству и неопытности, предано
страху и трепету, предпочитает временное греховное наслаждение вечной
жизни? Это многие выразили явно. Не ложь ли ты поддерживаешь
большинством? Этим ты показал чрезмерность зла. Ибо чем большее число
людей находится во зле, тем большее несчастие» (Прп. Феодор Студит. Творения, 1908, т. II, стр. 302-303, «К Афанасию сыну»).
«Много званных», то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но «мало избранных», немного спасающихся, достойных избрания от Бога» (блж. Феофилакт Болгарский)
«Настанет
некогда время, - изрек св. Антоний Великий, - и человеки вознегодуют.
Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: "Ты
по преимуществу находишься в недуге, потому что не подобен нам"» (Отечник, 41).
Свт. Игнатий Брянчанинов делает важное примечание к этим словам прп. Антония:
«Здесь
весьма не лишним будет заметить, что этому одному надо очень остеречься
помыслов ложного смиренномудрия, которые не преминут быть предъявлены
ему демонами и человеками, орудиями демонов. Обыкновенно в таких случаях
плотское мудрование возражает: неужели ты один прав, а все или большая часть людей ошибаются? Возражение - не имеющее никакого значения. Всегда немногие, весьма немногие шествовали по узкому пути; в последние дни мира путь этот до крайности опустеет».
Прп. Амвросий Оптинский, рассматривая вопрос значения аргумента количественного соотношения, замечает:
«мнение это весьма ошибочно, потому что нигде в Святом Писании не приписывается особенного духовного права множеству и численности.
Господь ясно показал, что признак истинной Соборной Церкви не
заключается во множестве и численности, когда говорит в Евангелии: “Не
бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство” (Лк. 12:
32). Есть и пример в Святом Писании не в пользу множества. По смерти
Соломона при сыне его разделилось царство Израильское, и Святое Писание
десять колен представляет отпадшими, а два колена, пребывшие верными
долгу своему, не отпадшими» (Ответ благосклонным к латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их).
Как
это видно из приведенных свидетельств, мысль о спасении немногих, -
является соответствующим положением Предания, напротив, мысль спасения
всех или большинства, - чуждой и некомплементарной для Писания и
Предания Церкви. Предложенный автором брошюры аргумент несостоятелен.
Кроме
того, рассудочное стремление не принимать на веру, а рационализировать
область сохраняемой тайны, всегда сдерживалось в рамках Предания, т.к.
для разума на пути в поисках истины и ее постижения «подвергать исследованию судьбы Божии, — душевредно», тем более, недопустимо по человеческому рассудку решать эсхатологические вопросы в духе толерантного гуманизма:
«ты́
ýбо ктомý не бýди любопы́тливъ, кáко нечести́вiи мýчитися бýдутъ, но
испытýй, кáко прáведнiи спасýтся, и и́хже вѣ́къ, и рáди котóрыхъ вѣ́къ,
и когдá... не прилагáй ýбо испы́товати о мнóжествѣ погибáющихъ»
(3Езд.8:13,55).
«приучайтесь не изыскивать
только разрешение вопросов, но и не задавать их, потому что никогда не
будет конца нашим вопросам. Вот, если я разрешу этот, то подам повод к
бесчисленному множеству других вопросов. Научимся же лучше достигать
этого (чтобы не задавать вопросов), нежели искать разрешения их. Если и
разрешим, то разрешим не совершенно, а по человеческому разумению.
Самое лучшее разрешение таких вопросов есть вера, т.е. убеждение, что
Бог устраивает все праведно, человеколюбиво и на пользу, и что причины
этого постигнуть невозможно. Вот единственное разрешение, и другого
лучше этого нет. В чем, скажи мне, состоит дело разрешения? Конечно, в
том, чтобы не искать больше того, что разрешено» (свт. Иоанн Златоуст. Беседа 23 на Деяния);
«Он
(Бог) снимает покрывало с очей души его и показывает ему, чего хочет
Сам, и что полезно для него; о прочем же внушает ему не исследовать, не
совопросничать и не любопытствовать» (св. Симеон Новый Богослов. Слово 65).
«"Недоумеваю,
- говорит, - как согласить можно вечные муки с благостию Божиею, с
беспредельным Божиим милосердием. Ведь страсть какие муки указываются!
Огнь неугасающий, червь неусыпающий, тьма кромешная, скрежет зубов!
Господи мой батюшка! - Как благоутробный Господь будет смотреть на такие
истязания?! Господь нам заповедал прощать. Сам ли не простит? Он
молился на Кресте за согрешивших против Него страшнейшим согрешением, -
таким, больше которого нет уже и быть не может. Неужели нельзя Ему
простить и в будущей жизни?"
Что же скажем мы такому недоумению?! Ты стоишь за благость и милосердие Божие. Но речь твоя имела бы смысл, если бы вечность мук определили люди, - безжалостные и неумолимые ригористы. Тогда резонно было бы возразить им: ваше положение не может быть принято, потому что оно противно благости Божией. Но когда такое определение постановил Сам Господь, - всеблагий и всемилостивый, то уместно ли как бы в лицо говорить Ему: быть не может, это противно Твоей благости? - как будто бы Он говорил неизвестно что? Разве Он переставал быть благим, когда изрек сие? - Конечно, нет. А если не переставал быть благим, то нет сомнения, что такое определение совершенно согласно с Его благостию. Ибо Бог никогда ничего не делает и не говорит, что было бы противно Его свойствам.
Для детской веры этого объяснения совершенно достаточно. И я на нем покоюсь более, нежели на каких-либо других разъяснениях, - что и вам советую» (свт. Феофан Затворник Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни епископа Феофана. М., 1892. С. 3-23)
Что же скажем мы такому недоумению?! Ты стоишь за благость и милосердие Божие. Но речь твоя имела бы смысл, если бы вечность мук определили люди, - безжалостные и неумолимые ригористы. Тогда резонно было бы возразить им: ваше положение не может быть принято, потому что оно противно благости Божией. Но когда такое определение постановил Сам Господь, - всеблагий и всемилостивый, то уместно ли как бы в лицо говорить Ему: быть не может, это противно Твоей благости? - как будто бы Он говорил неизвестно что? Разве Он переставал быть благим, когда изрек сие? - Конечно, нет. А если не переставал быть благим, то нет сомнения, что такое определение совершенно согласно с Его благостию. Ибо Бог никогда ничего не делает и не говорит, что было бы противно Его свойствам.
Для детской веры этого объяснения совершенно достаточно. И я на нем покоюсь более, нежели на каких-либо других разъяснениях, - что и вам советую» (свт. Феофан Затворник Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни епископа Феофана. М., 1892. С. 3-23)
Комментариев нет:
Отправить комментарий