Тьма над бездной
Здравствуйте, батюшка.Объясните пожалуйста,
что такое "тьма над бездной" из книги Бытия. Она тварная или предвечная?
Является ли она источником зла? Каково вообще отношение этой тьмы и
Бога-Творца. Вопрос связан с тем, что в России формируется общественная
организация с определенными политическими целями (Суть Времени под
руководством С.Е. Кургиняна), метафизическая основа которой является то,
что эта "тьма над бездной" онтологически равна Творцу и является
источником зла в мире. Что это тьма предвечная. По мнению Кургиняна
традиционная (православная) теодицея пошатнулась. Сейчас в эту
организаци входят люди разных конфессий и атеисты, которым не
безразлично будущее России (в том числе и православные). Еще прошу вас
объясните пожалуйста такое понятие как апокатастасис. В интернете гуляют
ролики, где отец А. Кураев и А.И. Осипов говорят прямо противоположные
вещи на эту тему. Очень был бы вам признателен, если бы вы дали
богословскую оценку метафизическим взглядам С.Е. Кургиняна (она изложена
в передачах Суть Времени 35-38).
Здравствуйте! Моисею поводом к написанию книги
Бытие служило следующее. В умы людей первобытных Творцом вложено было
ясное о Нем ведение; твари до столпотворения были почитаемы тварями, но
даже и после столпотворения проповедание истинного учения не
прекращалось у сынов Симоновых вплоть до Моисея. Впрочем, потомки
Авраамовы со времени переселения в Египет начали, подобно целому миру,
терять ведение о Боге, удалялись от добрых законов, запечатленных в
природе; сотворенное из ничего стали почитать вечным; тварей, недавно
получивших бытие, именовать Богом. Потому-то Бог восхотел через Моисея
научить истине заблуждающихся современников его, чтобы на все века не
распростерлось зло, перешедшее к ним по преданию. Бог посылает Моисея в
Египет, чтобы там же, где возникло заблуждение, изнемогло оно при свете
истинного ведения. А чтобы не сомневались в истине того, что будет
писать Моисей, Бог рукой его совершил знамения и чудеса. Для того и
озарил, и помазал, и просветил его, чтобы свет лица его свидетельствовал
о Духе, вещавшем устами его. Св. Ефрем Сирин дает толкование на книгу
Бытия следующим образом: "По сотворении Богом неба и земли
(Быт.1:1) Моисей говорит не о том, что над твердью, но о том, что между
твердью и землей, как бы в недрах каких. Не написал он нам о духах, не
говорит, в какой день сотворены они. О земле же пишет, что была не
образована и пуста (Быт.1:2), то есть ничего на себе не имела и была
пустынна. И так сказал, желая показать, что пустота возникла прежде
природ. Впрочем, не говорю, что пустота есть нечто действительно
существующее, а хочу только показать, что была тогда одна земля, и кроме
ее ничего другого не существовало. Сказав о сотворении неба и земли и
указав на пустоту (поскольку время древнее природ, сотворенных по
времени), Моисей обращается к описанию самих природ и говорит: и тма верху бездны (Быт.1:2).
Это показывает, что бездна вод сотворена в то же время. Но как она
сотворена в тот день, в который сотворена? Хотя и создана в тот день и в
то время, однако же Моисей не написал здесь, как она сотворена, потому и
мы должны принять, что бездна появилась в то время, как написано, и от
самого же Моисея ожидать объяснения, как она сотворена. Тьму верху бездны
некоторые почитают тенью неба. Если бы твердь сотворена была в первый
день, то мнение их могло бы иметь место. А если бы горния небеса подобны
были тверди, то глубокая тьма лежала бы между небесами и небесами,
потому что Бог не сотворил еще и не водрузил свет, который бы своими
лучами разгонял там тьму. Если же небесная область светла, как
свидетельствует Иезекииль, Павел и Стефан, и небеса светом своим
разгоняют тьму, то как распростирали они тьму над бездной? По прошествии
ночи и дня, в вечер второй, сотворена твердь, и она с того времени
тенью своей производила следующие затем ночи. Таким образом, в вечер
перед первой ночью Бог создал небо и землю, с ними сотворил и бездну ( воду),
и облака, а они-то, распростершись над всем, произвели темную ночь. А
после того, как тень эта покрывала все в продолжении двенадцати часов,
сотворен был свет, и он рассеял тьму, распростертую над водами. Сказав о
тьме, что тьма была распростерта верху бездны, Моисей продолжает: и дух Божий ношашеся верху воды (Быт.1:2).
Дух Божий есть Святый Дух Бога Отца, исходящий от Него не временно, по
сущности и творческой силе равный Отцу и Единородному Сыну Его. Дух сей,
особо и самостоятельно отличаемый от Отца, в Божественном Писании
именуется Духом Божиим и Духом Святым. О нем говорится: ношашеся над
водами, чтобы вложить родотворную силу в воды, в землю и в воздух, и они
оплодотворились, породили в себе и произвели растения, животных и птиц.
Духу же Святому подобало носиться в удостоверение, что творческой силой
равен Он Отцу и Сыну. Ибо Отец изрек, Сын сотворил; подобало и Духу
привнести Свое дело. И сие явил Он ношением, явственно показав тем, что
все приведено в бытие и совершено Троицей. Притом должно знать, что
Писание, когда повествует о творческой силе Божества, не представляет
нам иного духа, который бы, как нечто сотворенное и произведенное,
вместе с Богом носился над водами, - но говорит о Духе Святом. Он
согревал, оплодотворял и соделовал родотворными воды, подобно птице,
когда она с распростертыми крыльями сидит на яйцах и во время этого
распростертия своей теплотой согревает их и производит в них
оплодотворение. Сей-то Дух Святый представлял нам тогда образ Святого
Крещения, когда ношением Своим над водами Он порождает чад Божиих (так это место читается в сирийском издании Ассемана, т. 1, с. 117-118).
Сказав о сотворении неба, земли, тьмы, бездны и вод в начале первой
ночи, Моисей обращается к повествованию о сотворении света в утро
первого дня. Итак, по истечении двенадцати часов ночи сотворен свет
среди облаков и вод, и он рассеял тень облаков, носившихся над водами и
производивших тьму. Тогда начался первый месяц нисан, в который дни и
ночи имеют равное число часов. Свету надлежало пребывать двенадцать
часов, чтобы день заключал в себе такое же число часов, какую меру и
продолжительность времени пребывала тьма. Ибо хотя и свет, и облака
сотворены во мгновенье ока, но как день, так и ночь первого дня
продолжались по двенадцать часов". Из вышеприведенного толкования явно
видно что речь идет о творении мира и ни о каком зле нет и речи. На
протяжении всей истории лукавый враг рода человеческого сеял плевелы
лжеучений, пытаясь совратить людей с пути спасения. Поэтому святые отцы
Церкви должны были противостоять им. В результате на Семи Вселенских
Соборах при содействии Святого Духа было определено истинное
догматическое учение Церкви. Истина не может меняться, т.к. это –
Истина. Поэтому мы должны сохранять вверенное нам Православное
вероучение как величайшее сокровище. Ставить себя выше Вселенских
Соборов дерзают только Папа Римский и различные протестантские секты.
Это – путь погибельный, путь гордыни, превозносящейся выше всего
святого. Это – состояние духовной прелести: «Всякий не имеющий
сокрушенного духа, признающий за собой какие бы то ни было достоинства и
заслуги, всякий не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но
рассуждающий о каком-либо догмате произвольно, по своему усмотрению или
по учению инославному находится в этой прелести»(свт. Игнатий
Брянчанинов Собр. соч.в 7 т. М.,1993.Т.1.С.247). Духовная брань была во
все времена и наше время не исключение. Появляются новые обновленцы,
которые не колеблясь готовы пересматривать Православное вероучение в
угоду своей гордыне, карьере, угождению власть имущим и т.д. Вновь
появилось и даже распространяется осужденное на V Вселенском Соборе
учение о всеобщем спасении - апокатастасис (апокастасис). Говорит оно,
что ад закончится и все спасутся, даже демоны. Высказал эту идею под
влиянием творений Оригена в свое время св. Григорий Нисский. Отсюда
берет начало еще одна католическая ересь о чистилище. Церковь отвергла
это лжеучение: "Кто говорит или думает, что наказание демонов и
нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь
конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, -
да будет анафема". Так звучит 9-й анафематизм против оригенистов,
предложенный св. Юстинианом Великим, принятый Поместным
Константинопольским Собором 543 г. и утвержденный Пятым Вселенским
Собором. «Так, Господь то решительно говорит, что пойдут сии в муку
вечную (Мф. 25,46), то отсылает иных в огонь вечный, уготованный диаволу
и ангелам его(41), а в другом месте именует геенну огненную и
присовокупляет: где червь их не умирает и огонь не угасает(Мк.
9,47-48)…потому, если при таком числе подобных свидетельств, находящихся
во многих местах богодухновенного Писания, многие еще как бы забыв о
всех подобных изречениях и определениях Господних, обещают себе конец
мучению, чтобы свободнее отваживаться на грех, то сие, конечно, одна из
козней диавольских» (Святитель Василий Великий. Алфавит духовный. М.,
2006.-С.275-276. «Очевидно и несомненно то, что как не будет конца
блаженству добрых, так не будет конца и мучению злых…Нечестивые потому
имели конец грехов, что имели конец жизни. Они желали бы, если бы могли,
жить без конца, чтобы иметь возможность грешить без
конца»(Собеседования святого отца нашего Григория Двоеслова…М.,
1996.-С.286-287). В заключение хочется отметить, что на попытки
возрождения идей апокатастасиса в ХХ-м веке Церковь отреагировала точно
так же, как в IV и в VI-м: Архиерейское совещание 1935 года, проходившее
под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя
митрополита (впоследствии - патриарха) Сергия (Страгородского) и
посвященное учению прот. С. Булгакова, повторило: "Нельзя забывать, что
диавол уже не может обратиться, а равно и все ему всецело предавшиеся.
Значит, рядом с "градом Божиим" и "вне" его (Апок 22:15) навеки
останется область отвержения, "смерть вторая" (Апок 21:8). Откровение не
знает апокатастасиса всей твари, а лишь обожение тех, кто будет со
Христом. "Бог будет всё" лишь в "сынах Царствия", всё во всех, чья воля
сознательно отождествилась с волей Божией"). Милости и помощи Вам
Божией!
Ответ:
2 комментария:
Спаси Господи. доходчиво и понятно.
Спаси Господи. доходчиво и понятно.
Отправить комментарий