1. «В отношении все время это крещение там
младенцев и детей хочу вам сказать: каждый из родителей пусть делает так как он
считает нужным, как он считает полезным, слышите?» [01.03-01.20]
В первые
минуты лекции проф. Осипов сразу же предупреждает, что не запрещает крестить
младенцев, но дальше в лекции он не раз сделает выпад против крещения
младенцев.
2. «… мы с вами потом говорили, что никакой
восприемник ничего тут сделать не может ибо ни один человек ни за какого
младенца никогда не может ручаться. Ты
за него отрекаешься а он потом иудой вырастет, ты, что на себя берешь?» [02.11-02.30]
Вот и первый
выпад против крещения младенцев. В требнике в чине оглашения говорится:
«Затем священник
оборачивает на запад крещаемого воздевшего руки, и трижды спрашивает его или
восприемника:
«Отрекаешься
ли ты от сатаны, от всех дел его, от всех ангелов его, от всякого служения ему
и от всей его гордости?
Крещаемый или
восприемник каждый раз отвечает:
«Отрекаюсь».
Вновь священник трижды спрашивает: «Отрекся ли ты от сатаны?»
Крещаемый или
восприемник каждый раз отвечает:
«Отрекся»» [6, стр. 23-24]
С древних времен во время крещения проводится отречение от сатаны:
«В конце II и в III веках в чин Крещения вводится ряд новых действий: чтение заклинательных молитв перед Крещением, отречение от сатаны, сочетание Христу, освящение воды перед погружением крещаемого и помазание всего тела елеем.» [1, стр. 30]
И так же в Русской Церкви:
«На Руси отрицание от сатаны в XI-XII вв. произносилось пятнадцать раз вместо трех. Это происходило от разделения нынешнего вопроса «Отрицаешься ли сатаны и всех дел его…» на пять частей и повторения их до трех раз. После каждого из трех вопросов крещающийся или восприемник говорил: «Отрицаюсь».» [1, стр. 36]
Проф. Осипов бросает Церкви обвинение в том, что она неправильно крестит младенцев, восприемник, по мнению проф. Осипова, не должен за младенца отрекаться от сатаны. Непонятно как Церковь жила и крестила младенцев пока не появился проф. Осипов и не наставил ее.
3. «В Византии только к девятому столетию, только к девятому столетию утвердилось крещение младенцев, до этого не было, ну вы сами понимаете как постепенно идет деградация, особенно я вам скажу опасное дело, только никому не говорите, когда Церковь получает свободу тогда мы в теплой водичке и плаваем там.» [10.35-11.02]
Второй выпад против крещения младенцев. Если судить по высказываниям проф. Осипова то Церковь была деградировавшая уже в первые века своего существования:
«Это (крещение младенцев) церковь всегда имела, говорит блаженный Августин, всегда содержала; это прияла она от предков; это соблюдает она постоянно даже до конца; в другом месте: «не должно пренебрегать обычаем матери Церкви совершать крещение над младенцами, и считать его излишним; но должно смотреть на него как на апостольское предание.» [2, стр. 587]
Свят. Николай Сербский в своем катехизисе отвечая на вопрос: «Почему необходимо крестить младенцев?» пишет, что в том числе «потому, что апостолы крестили детей.» [3, стр. 70]
Свят. Григорий Богослов: «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещали Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога.» [4, стр. 469]
Свят. Киприан: «Притом же, если и величайшим грешникам, много грешившим прежде против Бога, когда они потом уверуют, даруется отпущение грехов и никому не возбраняется прощение и благодать, то тем более не должно возбранять это младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, а только, происшедший по плоти от Адама, воспринял заразу смерти чрез само рождение и который тем удобнее приступает к принятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи. И потому, возлюбленнейший брат, на соборе нашем состоялось такое определение: не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, ко всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, надобно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают нашу помощь и милосердие Божье, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление.» [5, стр. 189]
Прот. Олег Давыденков: «Начиная со II в. Отцы Церкви единодушно свидетельствуют о существовавшей в Церкви практике крещения младенцев как о повсеместно распространенной.» [7, стр. 546]
Прот. Геннадий Нефедов: «Церковь всегда совершала крещение младенцев наряду с крещением взрослых. Когда ученики Спасителя возбраняли приведшим к Нему детей, чтобы Он возложил на них руки и помолился, Сам Христос сказал: «Не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14). Священное Писание нового Завета упоминает о крещении нескольких семей: апостолом Петром — дома Корнилия (Деян. 10), апостолом Павлом — темничного стража и всех его домочадцев (Деян. 16:33), начальника синагоги со всем его домом (Деян. 18:8), дома Стефанова (1Кор. 1:16), несомненно, указывая на присутствие в них детей.
Для
послеапостольского времени практика крещения детей вполне очевидна.
Ориген (II—III вв.) свидетельствует, что «Церковь
приняла предание от апостолов преподавать Крещение и младенцам». Святой Ириней,
епископ Лионский, и учитель Церкви Тертуллиан также свидетельствуют, что
крещение детей было обычным явлением. В Постановлениях Апостольских имеется
указание, что детей следует крестить прежде взрослых. Во времена святого Киприана
Карфагенского считалось неполезным откладывать Крещение даже до восьмого дня.
По свидетельствам святых Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского, крещение детей было общепринятой практикой.»
[1, стр. 37-38]
4. «Мне бы хотелось об этом сказать и еще раз напомнить вам, что совершенно дикая идея, дикая просто я бы сказал бесовская идея, что будто бы некрещеные младенцы погибают, это бесовская идея. Что вы, ну ладно блаженный Августин видимо еще не понимал, из язычников только обращались люди, такую вещь написал а тут смотрю в наших книгах перепечатывают: посколько Церковь не отпевает некрещеных младенцев следовательно они идут в вечные мучения. Замечательно, младенцы, которые ничего не согрешили, не помрачили свою совесть ничем в вечные мучения, даже мы люди и то понимаем, разве такое может быть и тут вдруг в книжке пишут, да еще не где-нибудь а в так называемом Православном исповедании веры Восточных Патриархов. Все говорят это же Восточные патриархи 1662 год, послушайте, что такое Восточные патриархи, приведу вам три примера, патриарх Константинопольский Афинагор помните, что он сделал, акт примирения с католической Церковью, лобызались с папой не знаю уже, что только, акт примирения, когда он не имел никакого права, это может сделать только вся православная церковь а не он, патриарх Диодор, хоронят его, стоит гроб, гроб стоит в храме, приходят масоны и покрывало на гроб, покрывают гроб и никто не посмел снять его. Нынешний Варфоломей Восточный вся пресса кричит впервые в истории Константинопольский Патриарх присутствовал на столовании нового папы римского и прям все, не прельщайтесь вы пожалуйста этим Восточные патриархи, особенно семнадцатый то век, господи вообще после падения Константинополя, когда Византия оказалась в такой зависимости от Рима, постоянно только уповали на него, прибегали вот, как бы соединиться, не помогут ли нам чего и до сих пор это продолжается, так что смотрите не на имена эти восточные патриархи а смотрите на то, что делается и вот вам исповедание православной веры 166 какой там второй год, что ли некрещеные младенцы погибнут поздравляем вас, до чего докатиться. А у нас символические книги, если кого-то интересует этот вопрос советую почитайте архиеп. Василия Кривошеина, это монах, который двадцать лет был на Афоне с лишним, который явился действительно патрологом настоящим, с знанием древнегреческого языка, знанием отцов, что он писал об этом документе, как об одном из самых прокатолических документов с этим страшными вещами.» [11.51-15.33]
Мысль блаж. Августина о том, что некрещеные младенцы попадают в ад не лишена оснований:
Сама Истина говорит: «истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» [Ин.3:5]
Святые Отцы следуя словам Господа утверждают, что без крещения никто не может спастись:
Свят. Кирилл Иерусалимский: «… кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водой, не войдет в Царствие Небесное. Слово дерзновенно, но не мое, поскольку так определил Иисус.» [8, стр. 38]
Свят. Иоанн Златоуст: «Слышите вы все, чуждые просвещения1) (1) То есть таинства св. крещения): ужаснитесь, возрыдайте! Страшна эта угроза, страшно определение! Невозможно, говорит Христос, тому, кто не родится водою и духом, войти в царствие небесное, потому что он еще носит одежду смерти, одежду проклятия, одежду тления, – еще не получил знамения Господнего, он еще не свой, а чужой; не имеет условленного в царстве знака.» [9, стр.167]
Свят. Амвросий Медиоланский: «никто не входит в царство небесное иначе, как только через таинство крещения». «В крест Господа Иисуса верует и оглашенный, которым и сам знаменуется; но если он не будет крещен во имя Отца и Сына и Св. Духа, то не может получить отпущения грехов и сподобиться дара духовной благодати.» [10, стр.337]
Крещение смывает первородный грех и все грехи совершенные прежде крещения. У младенцев нет личных грехов, но они несут на себе первородный грех:
«1) И младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в царствие Божие, как только чрез Крещение. Известно изречение Спасителя: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие; рожденное от плоти плоть есть (Иоанн. 3,5; снес. Рим. 5,12.18)» [10, стр.337]
124 правило Карфагенского Собора утвержденное вторым правилом 6-го и первым правилом 7-го Вселенского Собора говорит о том, что младенцев крестят во оставление первородного греха:
«Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею пакибытия (из чего следовало бы, что образ Крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное Апостолом: единным человеком грех в мир вниде и грехом смерть: и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша (Рим. 5, 12), подобает разумети не иначе, разве как всегда разумела кафолическая Церковь, повсюду разлиянная и распространенная. Ибо, по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения». [10, стр.339]
Именно первородный грех закрывает для младенцев Царство Божие, как пишет митр. Макарий: «младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в царствие Божие, как только чрез Крещение.»
Условия посмертного существования некрещеных младенцев и грешников будут конечно совершенно разными так как зависят от степени греховности человека.
Вот именно в вопросе условий посмертного существования некрещеных младенцев между мнением блаж. Августина и других Отцов высказывавшихся о судьбе некрещеных младенцев есть разница, блаж. Августин полагал, что умершие без крещения младенцы терпят муку, хотя сколько возможно легкую, другие же Отцы например свят. Григорий Богослов писали о том, что «последние (несподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны; потому что, хотя не запечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания». [10, стр.337]
Проф. Осипов часто приводит эти слова свят. Григория в доказательство того, что некрещеные младенцы спасаются, но свят. Григорий не говорит, что некрещеные младенцы будут в царствии Божием он помещает их в среднее состояние между блаженством и осуждением.
Приведу еще некоторые свидетельства:
Преп. Макарий Великий: «Зачавшая во чреве жена внутри себя носит младенца своего во тьме, так сказать, и в нечистом месте. И если случится наконец младенцу выйти из чрева в надлежащее время, видит она для неба, земли и солнца новую тварь, какой никогда не видала; и тотчас друзья и родные с веселым лицом берут младенца в объятия. А если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям - и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму.» [11, стр.392]
Свят. Николай Сербский: «…дитя, если умрет некрещеным, будет исключено из семьи христианской и потому на Страшном Суде появится среди безбожников.» [3, стр. 70]
Свят. Филарет Гумилевский: «Оставлять детей без крещения тоже значит, оставлять их без очищения от наследственного греха и вне общества, юмеющего право на наследие вечных благ; а это тяжело для совести христианской, особенно в случае внезапной смерти детей (Иоанн. 3, 4.5).» [12, стр. 219]
архиеп. Антоний Амфитеатров: «Поелику спасение невозможно без крещения: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Иоанн. 3, 5): то отсюда следует, что оно необходимо равно для всех, а потому и для младенцев, поелику и они хотя не имеют грехов произвольных, но рождаются с грехом первородным.» [13, стр. 220-221]
5.«Помните я вам сказал это Православное исповедание опять, до чего дошло с этим пресуществлением, ядение оказывается в евхаристии, что происходит еще раз вам зачитаю это страшные слова, страшные слова, исповедание православной называется веры: «Посколько человеческая природа отвращается от ядения неваренного мяса а между тем надобно чтобы через принятие тела и крови Христовой человек соединился со Христом то, чтобы гнушающиеся такой пищей человек не отвергнул сего соединения Бог по снисхождению своему собственную плоть и кровь свою дает верующим в пищу и питие под прикрытием хлеба и вина.» Вы слышите какие жуткие вещи пишут, только прикрытие только видимость, докео помните докеты а на самом деле мы вкушаем неваренное мясо Христа. Это до какого надо уродства мысли и сознания только дойти чтобы такие страшные вещи преподносить человеческому сознанию.» [18.07-19.34]
Проф. Осипов цитирует «Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» свят. Петра (Могилы) 1662 года, жалко, что он не продлил свою цитату еще на одно предложение:
«Во-вторых, поелику человеческая природа отвращается от ядения невареного мяса, а между тем надобно было, чтобы чрез принятие Плоти и Крови Христовой, человек соединялся со Христом: то, чтобы гнушающийся такою яствою человек не отвергнул сего соединения, Бог по снисхождению Своему – собственную Плоть и Кровь Свою дает верующим в пищу и питие под прикрытием хлеба и вина. О сем пространно рассуждает Григорий Нисский и Св. Дамаскин.» [14, стр. 70]
Оказывается свят. Петр свое «уродство мысли и сознания», как выразился проф. Осипов, написал основываясь на рассуждениях преп. Иоанна Дамаскина и свят. Григория Нисского.
Видимо свят. Петр имел ввиду следующее рассуждение преп. Иоанна Дамаскина:
«А хлеб и вино берутся потому, что Бог знает человеческую немощь, ибо в большинстве случаев она с досадой отвращается от того, что сделано не согласно с обычаем. Поэтому, проявляя Свое обычное снисхождение, Он через то, что близко естеству, совершает то, что выше естества. И подобно тому как в крещении - потому что у людей есть обычай мыться водой и натирать себе тело маслом, Он сочетал с елеем и водой благодать Духа и сделал его [то есть крещение] банею пакибытия, так и потому, что у людей существует обычай есть хлеб и пить воду и вино, Он сочетал с ними Свое Божество и сделал их Своими Телом и Кровью, для того чтобы через то, что обычно и согласно с естеством, мы оказались среди того, что выше естества.» [15, стр. 380-381]
А по поводу ссылки на свят. Григория Нисского думаю лучше всего будет процитировать слова священномученика Василия Малахова:
«У святого Григория Нисского затрагивается еще один очень важный вопрос относительно пресуществления: почему в евхаристии мы видим хлеб, а не плоть? Святой отец объясняет это милосердием и снисхождением Бога к немощи человеческой, ибо в противном случае вид плоти мог бы возбудить у человека чувства страха и ужаса. В этом, а не в чем либо другом, заключается причина, почему евхаристические элементы сохраняют свой натуральный вид. Замечание очень важное и сильно говорящее в пользу веры святого Григория Нисского в пресуществление.» [16, стр. 41]
Приведу и другие святоотеческие свидетельства правоты свят. Петра Могилы и одновременно неправоты проф. Осипова:
Блаж. Феофилакт Болгарский: «Он не сказал «сие есть образ Моего тела», но – сие есть Тело Мое. Хлеб неизъяснимо прелагается, хотя нам кажется хлебом. Поелику мы слабы и не решились бы есть сырое мясо, особенно человеческую плоть, то нам преподается хлеб, а на самом деле это есть Плоть.» [17, стр. 201]
«И Господь говорит: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» (Ин. 6, 51); не сказал: образ Моей Плоти, но «Плоть Моя». И еще: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого» (Ин. 6, 53). Но как это? может быть, скажет кто-нибудь: ведь Плоти тут не видно? Это ради нашей немощи, человек! Поскольку хлеб и вино суть обыкновенные для нас вещи, а видеть предложенную нам Плоть и Кровь было бы нестерпимо для нас, и мы бы отвратились от них, то Человеколюбец Бог, по снисхождению к нам, сохраняет вид хлеба и вина, но они прелагаются в силу Плоти и Крови.» [17, стр. 319-320]
Свят. Кирилл Александрийский: «Он сказал с прямым указанием: «Сие есть Тело Мое» и «сия есть Кровь Моя», чтобы ты не счел, что являемое есть образ, но неким неизреченным (действием) всемогущего Бога принесенное воистину претворяется в Тело и Кровь Христовы, и причастившись их мы принимаем животворящую и освящающую силу Христову. Ибо нужно было Ему чрез Святого Духа в нас боголепно сраствориться некоторым образом с нашими телами Святою Плотию Своею и Честною Кровию, которые мы и получили в животворящее благословение словно [hos] в хлебе и вине, чтобы мы не оцепенели, видя Плоть и Кровь предлежащими на святых престолах в церквах. Ибо Бог, соразмеряясь с нашими немощами, посылает в предлежащие силу жизни и изменяет их к действию Своей жизни» (In Matth. // PG 72. 452; почти теми же самыми словами святитель говорит в In Luс. // Ibid. 912).
Приведем лишь одну цитату — из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова. Святитель цитирует один из древних Патериков: некий «Скитянин говорил, что в Святом Причащении мы приемлем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца. Зная, что говоривший велик по жительству, они поняли, что он говорит это не по злонамеренности, а по неведению и простоте. Они пришли к нему и сказали: отец! Мы слышали о некотором брате, что он произнес мнение, несогласное с учением правой веры, именно, что в Святом Причащении мы принимаем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Старец отвечал: говорил это я. Они начали его убеждать: не думай так, отец, но исповедуй по преданию Святой, Соборной, Апостольской Церкви. Мы веруем, что Хлеб есть самое Тело Христово, а в Чаше — самая Кровь Христова, — отнюдь не образы. Хотя непостижимо, каким образом хлеб может быть Телом, но так как Господь сказал о Хлебе: сие есть Тело Мое, то мы веруем, что Хлеб есть истинное Тело Христово. Старец на это сказал: если я не буду удостоверен самым опытом, то пребуду в сомнении. Они предложили ему: будем молиться Богу в течение всей следующей недели, чтоб Он объяснил нам Таинство, и веруем, что Бог откроет. Старец с радостию принял предложение; он молил Бога так: Господи! Ты знаешь, что я не верю не по злонамереннному упорству. Господи Иисусе Христе! открой мне об этой тайне, чтоб я не пребывал в заблуждении по причине неверия... По прошествии недели они пришли в церковь... и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на святой трапезе, тогда увидели они, одни эти три старца, Младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить Хлеб на святой трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножем в руке, заклал Младенца; кровь из него излил в Чашу. Когда иеромонах преломлял Хлеб, — Ангел резал Младенца на малые части. Когда приступили к принятию Святых Таин, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: Господи! верую, что Хлеб есть Тело Твое! и немедленно мясо на руке его оказалось Хлебом по обычаю Таинства. Он причастился, славословя Бога. Старцы сказали ему: Бог ведает, что человеки не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл Тело Свое видом хлеба, а Кровь видом вина». Эта цитата приобретает особую значимость, если мы вспомним, с какой осторожностью святитель Игнатий относился к всевозможным видениям. Если здесь он отказался от своей обычной недоверчивости к тому, что можно было бы счесть «прелестью», то он имел очень важные к тому побуждения. И он даже не удовольствовался тем, что включил в составленный им Отечник то, что при нежелании он мог бы и не включать, но еще и добавил аналогичное свидетельство из современной ему церковной жизни: «Дмитрий Александрович Шепелев... воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к святым тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в Чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, — он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанныя ему Святыя Тайны» (Отечник. Брюссель, 1963. С. 52-53 [репринт 4-го изд.]).» [18]
Свят. Самон Газский: «Мы принимаем и видим хлеб и вино, но это по премудрому домостроительству и по дару снисхождения к нам; через это Он избавляет нас от трепета и страха, которые приходилось бы подавлять, если бы Его Тело и Кровь, повелел Он нам принимать в своём собственном виде. К тому же, как известно, роду нашему чуждо плотоядение, сказанное справедливо для зверей — пить кровь и есть себе подобных, [ведь] неверующие видят только хлеб и вино, те же, кто верует, [видят] Тело Христово и Кровь, из пречистого ребра истекшую.» [19]
Вывод: в вопросе таинств крещения и евхаристии проф. Осипов преподает учение противное православному.
Использованная
литература:
1. «Таинства и обряды Православной Церкви.» Прот. Геннадий
Нефедов, изд-во «Паломник», Москва, изд. 3-е, 2008г.
2. «История чинопоследований крещения и миропомазания.»
Исследование Александра Алмазова, Казань, Типография Императорского
университета, 1884г.
3. «Православный катехизис» свят. Николай Сербский, изд-во «Христианская
жизнь», Клин, 2009г.
4. Святитель Григорий Богослов. Творения в двух томах. Том
1, изд-во «Сибирская Благозвонница», Москва, 2010г.
5. Священномученик Киприан Карфагенский. «Таинство единства
Церкви: Сб. писем.», изд-во Сретенского монастыря, 2008г.
6. «Требник на русском языке». Издание Общества любителей церковной
истории, Москва, 2010г.
7. «Догматическое богословие» прот. Олег Давыденков,
Издательство ПСТГУ, Москва, 2013г.
8. Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные и
тайноводственные. Изд-во «Благовест», 2010г.
9. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений в 12
томах. Свято-Успенская Почаевская Лавра, том 8, 2005г.
10. «Православно-Догматическое Богословие». Митр. Макарий
Булгаков, Издательство имени святителя Льва, папы Римского, Киев, том 2, 2007г.
11. Преподобный Макарий Великий. «Духовные беседы»,
Издательство Сретенского монастыря, Москва, 2009г.
12. «Православное Догматическое богословие» свят. Филарет
Гумилевский, второе издание, Чернигов, В типографии Ильинского монастыря, том
2, 1865г.
13. «Догматическое богословие Православной Кафолической
Восточной Церкви» свят. Антоний Амфитеатров, изд. 8-е, С.-Петербург. В
типографии Александра Якобсона,1862г.
14. «Православной исповедание Кафолической и Апостольской
Церкви Восточной» свят. Петр Могила. Синодальная типография, Москва, 1900г.
15. Преподобный Иоанн Дамаскин, «Точное изложение
православной веры», изд-во «Сибирская Благозвонница», Москва, 2010г.
16. «Пресуществление святых даров в таинстве евхаристии». священномученик
Василий Малахов, Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008г.
17. «Благовестник или толкование блаженного Феофилакта,
ерхиепископа Болгарского». Издание 3-е Киево-Печерской Лавры, том 1, 2006г.
18. «Евхаристия»
прот. Валентин Асмус
19. «Блаженный
Самон Газский и его «Разговор с Ахмедом Сарацином»» диакон Георгий Максимов
3 комментария:
дайте ссылку на видеолекцию Осипова о которой идет речь здесь ismailove@mail.ru
дайте ссылку на видеолекцию Осипова о которой здесь говорите ismailove@mail.ru
Извините, что поздно отвечаю вот ссылка на лекцию https://www.youtube.com/watch?v=yTuBgHX2obE&index=15&list=FLjBQYRBS0NkKHJHXZt5anHA
Отправить комментарий