8 декабря 2013 года в Кафедральном соборном Храме
Христа Спасителя состоялась лекция проф. Осипова, мне стало известно, что после
лекции профессору был задан вопрос о том насколько корректно он ссылается на
Священное Писание в подтверждение своих мнений. В то время видеозаписи
выступления еще не было в интернете и мне удалось найти только аудиозапись и
хотя ее качество оставляет желать лучшего я смог услышать то, что хотел.
Я сделал расшифровку с аудиозаписи:
Вопрошающий: "Уважаемый Алексей Ильич я с вами
согласен насчет того, что вы говорите мы должны во всем следовать Святым Отцам
вот, но читаю вашу книгу "Посмертная жизнь души" и вот возник некий
вопрос по. Можно зачитаю?"
А.И:"Да, да."
Вопрошающий:" В откровении мы находим прямые
утверждения и о вечности мучений и одновременно учение об их конечности и
спасении всех человеков. О последнем можно привести хотя бы следующие места
Священного Писания и далее вы приводите место, которое говорит о Страшном суде
об испытательном огне: "У кого дело, которое он строил устоит тот получит
награду а у кого сгорит тот потерпит урон впрочем сам спасется, но так как бы
из огня". Вот я стал искать Святых Отцов и кого нашел, Златоуст, Симеон
Новый Богослов, Феофилакт Болгарский и
Марк Эфесский все они говорят, что тут спасется надо понимать не в
положительном смысле а в смысле, что он сохранится для бесконечности тело, но
будет вечно гореть в огне т.е бесконечно будет мучиться вот просто хотелось бы
узнать на кого вы ссылаетесь, когда так толкуете?"
Вопрошающий: "Смотрел."
А.И: "И там он приводит, называет двух Отцов он
приводит, которые прямо говорят об этом."
Вопрошающий: "Но он говорит, что там."
А.И: "Нет не спасется для огня для вечных мук как
раз там говорят прямо в этом именно смысле, прямо там. Я вот сейчас жалко
просто так не это не привел этих цитат, но у Феофана Затворника прямо
приводится, по-моему Епифания по-моему Кирский я вот сейчас боюсь, нет не
Епифания, Феофилакта может быть Болгарского ну вообщем двух отцов он там как
раз приводит толкование и они прямо об этом говорят."[1]
Весь разговор проф. Осипова с вопрошающим я не цитирую
так как дальше А.И начинает ссылаться на другие аргументы, которые не являются
предметом моего рассмотрения в этой статье.
В аудиозаписи проф. Осипову задают 9 вопросов, а
вопрос о толковании Писания идет вторым по очередности, когда же в интернете появилась
видеозапись[2] этой
лекции я с удивлением обнаружил, что вопрос о толковании Писания был вырезан и
вопросов вместо 9 стало 8, о вероятных причинах я скажу ниже.
Этот вопрос хорошая возможность показать как проф.
Осипов пользуется Священным Писанием для подтверждения своих идей.
Итак проф. Осипов сказал, что свят. Феофан Затворник в
своем толковании приводит цитаты двух Отцов, которые толкуют стих "А у
кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из
огня." (1 Кор.3:15) в том смысле, что муки не будут вечными, давайте
смотреть.
Прежде чем я перейду к толкованию стиха 1 Кор. 3:15 я
должен сказать о том кому и для чего апостол Павел это говорил, объяснять мысли
апостола я буду опираясь на толкование свят. Феофана. Апостол обращался к
христианам-коринфянам по поводу тех нестроений, которые у них имели место быть,
он сравнил христиан со зданием: "Вы, говорит он к коринфянам, Божие здание
есте. Я и другие, подобные мне,– работники Божии в устроении из вас сего
здания, или каждого из вас в здание."[3]
Апостол говорил о том какое у здания должно быть
основание: "Единственное основание духовного здания Церкви и душ верующих
есть то, которое я положил, то есть Иисус Христос."[4]
Христианин должен построить здание, но строить можно
из разных материалов: "Вам следует смотреть, каково основание, чтобы по
нему подбирать материалы. Можно строить из прочных материалов и строить из
непрочных, каковы: дерево, солома, тростник. Если вы построите из этих
последних, то придет огнь суда и все попалит; вам ничего не останется, и еще
самим не безбедно будет (10–15)."[5]
Под материалами у апостола подразумевается учение
христианских учителей и жизнь верующих.
Применительно к деятельности учителей: "Какое же
учение прочно? – То, которое прямо развивается из положенного основания и на
нем утверждается. То есть когда учители о том только и стараются толковать
своим ученикам, как устроилось спасение и как спастись; то есть как Бог создал
нас и в раю поставил, как пали мы, как милосердый Бог не оставил нас в нашем
падении, а благоволил устроить нам спасение, не пощадив Сына Своего
единороднаго, как Сын Божий пришел на землю, воплотился, пострадал и умер на
кресте ради нашего спасения; как затем воскрес, вознесся на небеса и Духа
Святого ниспослал для устроения спасения каждого лица; как сии лица благодатию
Божиею призываются ко спасению, приобщаются таинственно смерти Господней и,
получив новую жизнь, ведутся к совершенству чрез произвольные и непроизвольные
лишения и скорби и чрез смерть препровождаются в область предначинательного
блаженства с Господом. Кто учит все об этом, и притом так, как все сие
изображено в Новом Завете, предызображено в Ветхом, как изъяснено святыми
отцами и содержится святою Церковию, учит просто, внятно, имея в виду одно то,
чтобы созидать души слышащих,– того учение прочно, как золото, серебро и
камение честное.– Но кто уча, хотя не нарушает догматов, но учит все о
сторонних предметах, которые только голову забивают и гордое мнение об учености
возбуждают,– и в нем, и в тех, которые наслушаются его, или кто, уча, излагает
предметы веры более по соображениям разума, чем как они преподаны в откровении,
как будто они от этих соображений собственно и силу получают,– или кто, уча о
жизни христианской, всячески старается прикрыть обязательную суровость сей
жизни, вместо креста вводя самоугодие и утешность и тем испраздняя крест
Христов,– кто так и подобно сему учит, того учение непрочно – оно сено,
тростник, хворост."[6]
Применительно к жизни христиан: "Чья жизнь
прочна? – Того, кто сочетавшись таинственно с смертию Христовою и получив новую
жизнь во Христе, и благодатию Святаго Духа укрепившись в сердце своем, умеет
глубже и глубже входить в сораспятие Господу, ни в чем не поблажая самоугодию,
постоянно распиная плоть со страстьми и похотьми, готов будучи скорее умереть,
чем поблажить в чем себе, или нарушить в чем хотя малую сознаваемую заповедь, и
все это делая не из страха какого, а из любви к Господу распеньшемуся и живот
нам смертию Своею даровавшему. Кто так настроен, того правила жизни и дела суть
злато, сребро и камение честное. Кто же, не нарушая заповедей явно, хотя ведет
исправную жизнь, но о том, чтобы хранить для Господа сердце чисто, и для того
быть с собою в борьбе и в пособие к ней держать себя в подвигах самоотвержения,
никакой заботы не имеет и потому ни в каких утехах и удовольствиях, возможных
на земле и введенных духом века сего в порядки жизни, себе не отказывает, не
считая их противными кресту Христову, который нести обязан всякий христианин,
того правила жизни и дела непрочны. Они – сено, тростник, хворост."[7]
Еще: "Заметить надобно, что в этой половине
вразумления (10–15) Апостол здравому учению учителей и истинно-христианской
жизни христиан противополагает не лжеучителей и не явных грешников, а таких
учителей, кои держатся на положенном основании и трудятся на сем основании
возводить здание учения, только материал берут непрочный – ученость, к делу не
относящуюся, и подобное,– и таких христиан, которые не хотят душу свою губить,
но мнятся спасать ее и делают для того дела подручные, то есть тоже возводят здание
спасения, но при этом и отказывать себе ни в чем не отказывают,– материал у них
– сено и тростник."[8]
Теперь,
когда даны необходимые разъяснения по поводу контекста речи апостола приведу
толкование свят. Феофана на 1 Кор. 3:14-15:
"Стихи 14
и 15. И егоже аще дело пребудет, еже назда, мзду приимет; а егоже
дело сгорит, отщетится; сам же спасется, такожде якоже огнем.
Вот какая картина! Каждый, какой наздал на основании
веры домик себе, в том и живет, как здесь, так и за гробом; в том станет он и
пред лице огненной реки, текущей пред Господом. Она перекатится чрез каждого.
Чей домик останется цел при переходе чрез него огня, тот получит мзду от
Господа Судии; а чей сгорит, тот отщетится, то есть увидит, что весь
труд его был тщетен: напрасно протрудился, тщетную питал надежду, сам себя
обманывал, думая, что строит дельно. Очевидно, кого разумеет под сими
последними Апостол и кого под первыми. Под этими – таких, которых учение и
жизнь – сено и тростник, а под теми таких, которых учение и жизнь – золото и
серебро.
Что же будет тем, которого домик сгорит?! – Он спасется,
такожде якоже огнем. Место это темно и подало повод к разным толкованиям.
Слово: спасется означает, что он останется цел: домик его сгорит, а он
не сгорит, не уничтожится. Что же будет с ним? Слова: такожде якоже огнем
– указывают на сравнение. Возьмем это сравнение, и получим: спасется так же,
как спасаются те, которых огонь захватывает в доме. Кругом огонь, надо бежать
сквозь него. Что тут бывает? Иной пробежит почти не опаленный, другие – в
разных степенях опаления, а иной так и остается в огне. Подобное сему будет и с
теми, коих на огне суда домики погорят. Одни пойдут в огонь, другие получат
иные разные степени наказания; а иные и помилованы будут. Ибо хотя все они
виноваты, что строили не из прочного материала, но виновность их может иметь
разные степени. Иной может быть и без вины виноват; трудился над строением
непрочным, не зная лучшего образа строения; или может быть по обстоятельствам
не успел взяться за лучшее, или еще почему-либо заслуживает извинения."[9]
Из толкования свят. Феофана очевидно, что речь у
апостола Павла идет о христианах и том деле, которое они построили положив в
основание Христа, говорится о том как дело христиан будет испытано огнем и что
одни выйдут из испытания с честью, другие опаленными а третьи и вовсе погибнут,
у неверующих же вообще нет никакого основания и соответственно нет дела поэтому
ни о каком всеобщем спасении здесь и речи идти не может.
В толковании на 3 главу 1-го послания апостола Павла к
Коринфянам свят. Феофан Затворник ссылается на свят. Иоанна Златоуста, блаж.
Феофилакта Болгарского, блаж. Феодорита Кирского, блаж. Августина Иппонского,
Экумения, но ни в одной из этих цитат нет указания на невечность мук так что
проф. Осипов сказал неправду.
Проф. Осипов занимается привычным делом вырывает
цитаты из контекста и подгоняет их под свои идеи. Я могу только предположить,
что проф. Осипову не хотелось чтобы в записи звучал вопрос ставящий под
сомнение корректность его ссылок на Писание и возможно он попросил его
вырезать, кто знает сколько раз записи выступлений проф. Осипова
редактировались и что было вырезано.
Для полноты картины приведу толкования других Святых
Отцов, их толкования различаются, но ни одно из них не подтверждает того
толкования, которое дает проф. Осипов:
Свят. Иоанн Златоуст:
«Сам спасется, но так, как бы из огня»: вот и
другое. Эти слова означают
следующее: он сам не погибнет
так, как дела, не обратится в ничто, но
останется в огне. Это апостол и называет спасением; потому не просто
сказал: спасется, а прибавил: как бы из огня. Так и мы
обыкновенно говорим: в огне сохраняются – о таких вещах, которые не сгорают и
не вдруг обращаются в пепел. Потому, слыша об огне, не думай, что сожигаемые
обратятся в ничто. Не удивляйся и тому,
что апостол называет такое мучение спасением; он нередко о предметах
неприятных употребляет хорошие выражения, а о предметах приятных – нехорошие.
Например, слово плен обозначает дурной предмет; но Павел употребляет его по
хорошему, говоря: «пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2
Кор.10:5). Также, говоря о худом, употребляет хорошее выражение в следующих
словах: «грех царствовал» (Рим. 5:21); между тем слово царствование
скорее хорошо звучит. Так и здесь,
сказав: спасется, он выражает не что иное, как продолжение наказания, и
как бы так говорит: сам же будет мучиться непрестанно.»[10]
Блаж. Феофилакт Болгарский:
«(15) Впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. - Сам он не погибнет так, как его дела,
не перейдет то есть в ничтожество, но спасется,
то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне. И у нас о том дереве,
которое не легко сгорает и обращается в пепел, говорят обыкновенно, что оно
остается целым в огне, так что для сожжения его употребляется довольно много
времени. Итак, грешник несет потерю от того, что трудился над такими делами, от
которых погибает, и все свои усилия употребил на то, что не имеет бытия и не
существует (ибо всякое зло есть нечто несуществующее), подобно тому, как если
бы кто за большую цену купил себе труп вместо живого тела. Между тем сам, то есть грешник, спасется,
то есть сохранится целым для вечных мучений.»[11]
Свят. Марк Эфесский:
«Грешников же,
приносящих с собою зло, охватив, как
удобный материал для этого огня, он немедленно зажжет, и «дело» их, то
есть злое расположение или действование (энергию), сожжет и до конца уничтожит,
и лишит их того, что они принесли с собою, то есть лишит их злого груза, однако самих их «спасет», то есть на
веки будет сохранять и соблюдать, дабы они не подверглись уничтожению вместе со
своим злом.
6. Такое толкование этого изречения Апостола считает должным сделать и божественный Отец Златоуст (который именуется нами "Уста Павловы", как тот — "Уста Христовы", разъясняя Послание 44); при чем Павел говорит чрез Златоуста, как это было явлено благодаря видению Прокла, ученика и преемника престола его. Он посвятил особый трактат этому одному изречению, дабы Оригеняне не приводили эти апостольские слова в подтверждение образа своего мышления (которые, кажется, более подходят им, чем вам), и не причиняли зло Церкви, вводя конец адского мучения и конечное восстановление (τελείαν άποκατάοτασιν) грешников. Ибо выражение, что грешник «спасается якоже огнем» означает, что он пребудет мучимый в огне и не уничтожится вместе со своими злыми делами и душевным злым устроением. Об этом говорит и Василий Великий в «Моралиях», толкуя изречение псалма: «Глас Господа, рассецающий пламень огня», говоря так: «Огонь, уготованный для мучения диаволу и ангелам его, рассекается гласом Господа, дабы за сим в нем было две силы: одна — попаляющая, а другая — просвещающая; мучающая и карательная сила того огня сохранена для достойных мучения; а просвещающая и осиявающая — предназначена для осияния ликующих. Итак, для того — глас Господа, разсецающего и разделяющего пламень огня, чтобы мрачная часть была огнем мучения, а неопаляющая пребывала светом наслаждения» 45). Итак, как видится, это рассечение и разделение того огня будет тогда, когда всем равно проходящим чрез него светлыя и сияющия дела явятся еще более светлыми, и принесшие их станут наследниками света и восприимут оную вечную награду, а принесшие дурные и удобосгараемыя, наказуемыя лишением их, вечно пребывая в огне, наследуют спасение, которое хуже гибели, ибо это-то, собственно говоря, и обозначает выражение «спастись», дабы не случилось им уничтожительной силой огня и самим также полностью быть уничтоженными.»[12]
6. Такое толкование этого изречения Апостола считает должным сделать и божественный Отец Златоуст (который именуется нами "Уста Павловы", как тот — "Уста Христовы", разъясняя Послание 44); при чем Павел говорит чрез Златоуста, как это было явлено благодаря видению Прокла, ученика и преемника престола его. Он посвятил особый трактат этому одному изречению, дабы Оригеняне не приводили эти апостольские слова в подтверждение образа своего мышления (которые, кажется, более подходят им, чем вам), и не причиняли зло Церкви, вводя конец адского мучения и конечное восстановление (τελείαν άποκατάοτασιν) грешников. Ибо выражение, что грешник «спасается якоже огнем» означает, что он пребудет мучимый в огне и не уничтожится вместе со своими злыми делами и душевным злым устроением. Об этом говорит и Василий Великий в «Моралиях», толкуя изречение псалма: «Глас Господа, рассецающий пламень огня», говоря так: «Огонь, уготованный для мучения диаволу и ангелам его, рассекается гласом Господа, дабы за сим в нем было две силы: одна — попаляющая, а другая — просвещающая; мучающая и карательная сила того огня сохранена для достойных мучения; а просвещающая и осиявающая — предназначена для осияния ликующих. Итак, для того — глас Господа, разсецающего и разделяющего пламень огня, чтобы мрачная часть была огнем мучения, а неопаляющая пребывала светом наслаждения» 45). Итак, как видится, это рассечение и разделение того огня будет тогда, когда всем равно проходящим чрез него светлыя и сияющия дела явятся еще более светлыми, и принесшие их станут наследниками света и восприимут оную вечную награду, а принесшие дурные и удобосгараемыя, наказуемыя лишением их, вечно пребывая в огне, наследуют спасение, которое хуже гибели, ибо это-то, собственно говоря, и обозначает выражение «спастись», дабы не случилось им уничтожительной силой огня и самим также полностью быть уничтоженными.»[12]
Блаж. Феодорит Кирский:
"(12) Аще ли кто назидает на основании сем злато, сребро, камение честное,
дрова, сено, тростие, (13) ко- гождо дело явлено будет. Иные утверждают, что
сие у Апостола сказано о догматах, а я думаю, что сие говорит он о деятельной
добродетели и о пороке и предуготовляет обвинение впадшему в блуд. Златом же,
сребром, камением честным называет виды добродетели, а дровами и сеном и трос-
тием — дела, противные добродетели, которым уготован огонь геенский. Зависит же
это не от неразности учителей, но от произволения учеников. Ибо учители
предлагают Божественные наставления, а из слушающих одни уготовляют себя кто в
злато, кто в сребро, кто в камение честное, тщательно внимая тому, что говорят
им, другие же, живя опять в беспечности, подражают удобосгораемости дров, сена
и тростия, избирая порок. А различие веществ обличит не настоящая, но будущая
жизнь. Ибо сие сказал Апостол: День б о явит, то есть день Суда.
Зане огнем открывается: и когождо
дело, яковоже есть, огнь искусит. (14) И егоже аще дело пребудет, еже назда,
мзду приимет. (15) Л егоже дело сгорит, отщетится: сам же спасется, такожде
якоже огнем. Учители обучают Божественному, а слушающие по свободному
произволу избирают, что им делать. Но в день пришествия Спасителева будет
истязание и точное исследование: и тех, которые жили хорошо, как золото и
серебро, огонь сделает более блистательными, а делателей порока истребит
наподобие дров, сена и тростия; учитель же, учивший, чему надлежало, не потерпит
наказания, но удостоится спасения: ибо сие значат слова: сам же спасется, то
есть учитель; дело же сгорит, то есть сгорят уготовавшие из себя лукавое дело.
Так читая, с точностию найдем смысл сих письмен: а егоже дело сгорит,
отщетится, такожде якоже огнем, то есть дело его сгорит от огня; сам же
спасется, именно учитель; ибо неповинен в обращении их на худшее, так как
преподал надлежащее учение. Если же кому угодно слова якоже огнем разуметь в
связи не с делом, но с учителем, то пусть разумеет так, что учитель за них не
потерпит наказания, но спасется, будучи и сам испытан огнем, точно ли жизнь его
сообразна с учением."[13]
[1] Аудиозапись лекции
"Христианство в современном мире" с 75 мин. 00 с. - 76 мин. 54 с.
скачать по ссылке https://drive.google.com/file/d/0B-3_FsUtL44xcUVxYXJ4UDVpX2c/view?usp=sharing
[3] свят. Феофан Затворник
"Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого" изд-во
"Правило веры", Москва, 2006 г., стр. 171
[4] свят. Феофан Затворник
"Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого" изд-во
"Правило веры", Москва, 2006 г., стр. 177
[5] свят. Феофан Затворник
"Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого" изд-во
"Правило веры", Москва, 2006 г., стр. 172
[6] свят. Феофан Затворник
"Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого" изд-во
"Правило веры", Москва, 2006 г., стр. 181-182
[7] свят. Феофан Затворник
"Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого" изд-во
"Правило веры", Москва, 2006 г., стр. 182-183
[8] свят. Феофан Затворник
"Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого" изд-во
"Правило веры", Москва, 2006 г., стр. 183
[9] свят. Феофан Затворник
"Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам первого" изд-во
"Правило веры", Москва, 2006 г., стр. 184-186
[10] Полное Собрание творений
св. Иоанна Златоуста в 12 томах, Свято – Успенская Почаевская Лавра, 2005 г., том 10, Беседа 9 на
1 Послание к Коринфянам, стр. 91 - 92
[11] Благовестник, или
Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского. Том 3. – К.:
Типография Киево – Печерской Лавры, 2006, стр. 155
[12] Архимандрит Амвросий
(Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская Уния. Издательско –
Полиграфическая фирма «Сирин», Оформление. Издательство «Посад», 1994 г., стр. 64 - 65
[13] Творения блаженного
Феодорита епископа Кирского, изд-во "Паломник", Москва, 2003 г., стр. 226-227
4 комментария:
Что же будет тем, которого домик сгорит?! – Он спасется, такожде якоже огнем. Место это темно и подало повод к разным толкованиям. Слово: спасется означает, что он останется цел: домик его сгорит, а он не сгорит, не уничтожится. Что же будет с ним? Слова: такожде якоже огнем – указывают на сравнение. Возьмем это сравнение, и получим: спасется так же, как спасаются те, которых огонь захватывает в доме. Кругом огонь, надо бежать сквозь него. Что тут бывает? Иной пробежит почти не опаленный, другие – в разных степенях опаления, а иной так и остается в огне. Подобное сему будет и с теми, коих на огне суда домики погорят. Одни пойдут в огонь, другие получат иные разные степени наказания; а иные и помилованы будут. Ибо хотя все они виноваты, что строили не из прочного материала, но виновность их может иметь разные степени. Иной может быть и без вины виноват; трудился над строением непрочным, не зная лучшего образа строения; или может быть по обстоятельствам не успел взяться за лучшее, или еще почему-либо заслуживает извинения."[9]
Вы пишите : Из толкования свят. Феофана очевидно, что речь у апостола Павла идет о христианах и том деле, которое они построили положив в основание Христа, говорится о том как дело христиан будет испытано огнем и что одни выйдут из испытания с честью, другие опаленными а третьи и вовсе погибнут, у неверующих же вообще нет никакого основания и соответственно нет дела поэтому ни о каком всеобщем спасении здесь и речи идти не может.
А почему вы решили,что только о христианах?
А если кто не слышал о христианстве никогда, а родился в языческом племени Африки и воспитан шаманом?
Мне кажется это толкование св. Феофана, как раз и говорит, о том, что каждый будет судим по совести, если жил против совести, против Духа Святого (хулил Духа Святого), то естественно понесет наказание, а если жил так как было открыто в жизни, то за что наказывать невиновного?
Об этом же и говорит Осипов А.И.
"А почему вы решили,что только о христианах?"
_________________________
Я же привел достаточно цитат о том, что лежит в основании домика и из чего он строится,под сеном,тростником, хворостом,серебром,золотом имеется ввиду то как христианин живет. Вы читали то, что я написал?
"А если кто не слышал о христианстве никогда, а родился в языческом племени Африки и воспитан шаманом?"
_________________________
Они будут судимы по закону, который написан в их сердцах.Рим.2:15
"Мне кажется это толкование св. Феофана, как раз и говорит, о том, что каждый будет судим по совести, если жил против совести, против Духа Святого (хулил Духа Святого), то естественно понесет наказание, а если жил так как было открыто в жизни, то за что наказывать невиновного?"
_________________________
Те кто слышал проповедь Евангелия и кто не слышал будут судимы по-разному. Невиновных на земле нет.
"Об этом же и говорит Осипов А.И."
_________________________
Место из Писания и толкование не подтверждает его идеи, кроме того этим местом он пытался подтвердить не то, что все будут судимы по закону совести а то, что будет всеобщее спасение, невечность мук.
Артём Рыжов:
Место из Писания и толкование не подтверждает его идеи, кроме того этим местом он пытался подтвердить не то, что все будут судимы по закону совести а то, что будет всеобщее спасение, невечность мук.
Ответ :
Он (Осипов) не пытается подтвердить некое безусловное спасение всех,так как не однократно повторял,что Бог не спасает нас без нас,а говорит о возможности спасения в случае нашего изменения.
Суд не является осуждением,но разбирательством.
И честь язычники (не слышавшие Eвангелия) также будут иметь:
«когда говорил (апостол),что иудей и язычник наказываются за грехи, сие не имело нужды в доказательствах. Но когда хочет внушить, что и язычник удостоится чести, на это нужны уже доводы. Ибо казалось дивным и странным, чтобы не слышавший закона и Пророков удостоивался чести за добрые дела. Апостол и внушает нам, что Богу несвойственно поступать иначе, потому что сие было бы лицеприятием, а в Боге нет лицеприятия. Несть бо на лица зрения у Бога, — то есть Бог испытует не качество лиц, а разность дел. — Один приемлет честь, а другой поругание не потому, что тот иудей, а сей язычник; напротив, каждому воздается по делам»
Иоанн Златоуст.
Анонимный комментирует...
"И честь язычники (не слышавшие Eвангелия) также будут иметь:
«когда говорил (апостол),что иудей и язычник наказываются за грехи, сие не имело нужды в доказательствах. Но когда хочет внушить, что и язычник удостоится чести, на это нужны уже доводы. Ибо казалось дивным и странным, чтобы не слышавший закона и Пророков удостоивался чести за добрые дела. Апостол и внушает нам, что Богу несвойственно поступать иначе, потому что сие было бы лицеприятием, а в Боге нет лицеприятия. Несть бо на лица зрения у Бога, — то есть Бог испытует не качество лиц, а разность дел. — Один приемлет честь, а другой поругание не потому, что тот иудей, а сей язычник; напротив, каждому воздается по делам»
Иоанн Златоуст."
________________________________________
Кого подразумевает свят. Феофан Затворник под язычниками в том тексте, который вы процитировали?
Отправить комментарий