29. 06. 2012
Несколько лет назад современное православное богословие пополнилось новым догматом – о родовом грехе. Кто-то, незнакомый с догматическим богословием, скажет: ну, и что из этого? появился, так появился… Не было догмата – и стал догмат. Для того, наверно, и существуют богословы, чтобы догматы сочинять…
Несколько лет назад современное православное богословие пополнилось новым догматом – о родовом грехе. Кто-то, незнакомый с догматическим богословием, скажет: ну, и что из этого? появился, так появился… Не было догмата – и стал догмат. Для того, наверно, и существуют богословы, чтобы догматы сочинять…
Но Православная Церковь отвергает идею о догматическом развитии, идею появления новых догматов, т.е. истин веры, о которых раньше не было известно. При этом все истины веры не взяты ниоткуда, а имеют своим основанием Священное Писание.
Если внимательно посмотрим на изложение догматов в «Догматическом богословии», будь-то догмат о всемогуществе Божием, грехопадении в мире ангельском, или любой другой догмат, то видим, что для доказательства той или иной истины веры приводятся изречения из Ветхого Завета, затем – Нового, потом приводятся изречения древних отцов и учителей Церкви: мужей апостольских, мучеников, святителей. Тем самым показывается, что данная истина веры, имеется в Священном Писании и ее разделяла Древняя Церковь в лице ее отцов и учителей.
Какова древность нового догмата? Кто из отцов и учителей Церкви учил о родовом грехе?
Никто. Один из глашатаев нового догмата проф. МДА А.И. Осипов признается: «родовой грех - это понятие достаточно новое, как оказалось».
Впрочем, одно изречение в Священном Писании они находят. Проф. Осипов: «Библия говорит о том, что грех отца сказывается до 3-4 рода».
Здесь имеется в виду следующее выражение из книги Числа: «Господь долготерпелив и многомилостив [и истинен], прощающий беззакония и преступления [и грехи], и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода» (14, 18).
Это значит, что Господь может наказать детей за грехи отцов. Притом говорится не о конкретном отце и его потомках, а о целом народе. Но из него не следует, что грех, совершенный родителем сказывается в детях, как это представляется Осипову. При этом нужно рассмотреть это изречение в контексте с предыдущими и последующими изречениями. В 14 главе рассказывается о ропоте народа Израильского на Моисея и Аарона в пустыне после исхода из Египта. Приведенное выражение принадлежит Моисею, который говорит о возможном наказании ропщущего народа Израильского и даже их потомков. Но при этом Моисей просит Бога простить Израиль: «Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему» (19-20).
И все. Господь внял просьбе Моисея и не только не наказал Израиль до 3-4 рода, но даже до первого. И даже самих отцов не наказал, но простил их. Почему отцы и учителя Церкви и не увидели в этом повествовании ничего необычного.
Но в свете новооткрытого догмата получается, что они просмотрели важнейший догмат! И из-за их недосмотра в неведении об этой истине веры пребывали православные христиане в течение сотен лет. Правда, проф. Осипов сотоварищи из Московской духовной академии эту оплошность заметили, а сама академия превратилась еще и в кузницу догматов.
Впрочем, обратимся к изложению этого догмата его открывателями.
Проф. А.И. Осипов: «Родовой грех – это… болезнь нравственного порядка, болезнь, которая приобретается человеком или лучше сказать с которой рождается человек, но источником которой является не он сам, а его родители, его предки».
«Что же конкретно является источником этой болезни?» - спрашивает Осипов. И отвечает: «Как правило, а может это только так и есть, являются какие-то серьезные нравственные преступления. Оказывается, тяжелые грехи или те, которые у нас в богословии называются смертными грехами, они производят очень сильное действие на душу и тело человека. Преступление родоначальника наносит такую рану, которая передается в течение нескольких поколений. Когда Библия говорит о том, что грех отца сказывается до 3-4 рода, можно полагать, что особо сильное действие этой раны, которую производит человек своим преступлением и которое передается из поколения в поколение, имеет значение в первых этих 3-х, 4-х поколениях. Особенно сильно ощущается, как рана не заживает у нас в течение какого-то времени, так и здесь, особенно сильно эта рана сказывается в этом промежутке времени. Это и есть родовой грех, о том что это не есть богословская абстракция, а это есть реальность нашей жизни, каждый может в этом убедиться. …Особо сильное действие этой раны, которую производит человек своим преступлением и которое передается из поколения в поколение, имеет значение в первых этих 3-х, 4-х поколениях».
Осипов подчеркивает, что «родовой грех, хотя мы именуем грехом, на самом деле это болезнь, это не личный акт человека, а болезнь, наследуемая им, но эта болезнь не вечная, т.е. она особенно действует на 3-4 рода, она может быть излечена правильной жизнью. Если в течении этих поколений, найдутся люди, которые противостоят этой болезни, борются с собой и в конце концов побеждают ее, то прекращается этот родовой грех».
Православие знает только два вида греха – первородный (прародительский) и личный. При этом первородный грех – грех Адама в раю, передавшийся всем его потомкам, был искуплен смертью Христа на кресте Голгофском и душа человеческая очищается от него только в таинстве крещения.
Что касается личных грехов, то душа очищается от них, как в таинстве крещения, если крестится человек после семи лет, так и в таинстве покаяния. Источником этого очищения также является благодать, которую стяжал Христос на Голгофском кресте.
При этом все пояснения, касающиеся этих видов греха, находятся в «Догматическом богословии» и основанием своим имеют Священное Писание и творения отцов и учителей Церкви.
Откуда черпают сторонники нового догмата его разъяснение:
1) что смертный грех родоначальника передается в виде раны трем-четырем поколениям;
2) что следствия этого родового греха не вечны, а исчезают сами по себе просто с течением времени;
3) что эти следствия могут быть излечены правильной жизнью.
При этом возникают вопросы:
1) Почему этот родовой грех, как его называют, особенно действует только первые три-четыре поколения?
2) И почему он (родовой грех) с пятого поколения потомков прекращает свое действие?
3) Все ли потомки родоначальника ощущают на себе следствия этого родового греха? И в этой связи: существует ли хотя бы один случай, когда были бы задокументированы все имена потомков родоначальника, которые бы несли на себе последствия родового греха? Нельзя же считать доказательством общие слова проф. Осипова о разбойнических родах и воровских династиях. Если это так, то хотелось бы иметь документ, что в таком-то и таком роде все представители рода до третьего или четвертого поколения были разбойниками или ворами.
4) Почему следствия греха первородного, какими являются удобопреклонность воли ко греху и безукоризненные страсти, остаются в человеке даже после купели крещения, а следствие родового греха исчезает у потомков уже пятого поколения и может исчезнуть еще раньше - путем правильной жизни?
На эти вопросы у изобретателей нового догмата нет ответов.
Откуда взялся этот догмат?
Из язычества и оккультной терминологии. Оккультное понятие родовое проклятье является составной частью языческого мировоззрения. И родовой грех с родовым проклятьем объединяет не только одинаковое прилагательное. В языческом мировоззрении нет места для Христа. Для преодоления последствий родового греха Спаситель тоже не нужен. Ведь, этот родовой грех, по мысли его адептов, исчезает из души человеческой сам по себе: просто с течением времени: за три-четыре поколения. Впрочем, он может исчезнуть и быстрее: может быть излечен правильной жизнью.
А можно от этого греха избавиться еще быстрее. Как советуют те же оккультисты: пойти к потомственным ведьмам, заслуженным экстрасенсам – снять родовое проклятье, родовые грехи, отвести порчу, почистить карму и т.д. Правда, об этом пока не пишут проф. Осипов сотоварищи. Пока не пишут…
Взятие в арсенал современного православного богословия языческого понятия не случайно. Современное богословие слишком далеко ушло от богословия святоотеческого.
3 комментария:
Удивительное непонимание сути. Следствия первородного греха и не могут исчезнуть после крещения. Крещение дает только возможность приобщиться благодати Божией, которая и врачует, постепенно, на протяжении всей жизни, испорченность человеческой природы в следствии грехопадения. И конечно от образа жизни человека зависит какую природу он передает своим детям, или более испорченную собственными грехами или более очищенную благодатью. Это никакой не новый догмат. Это Ваши выдумки о новом догмате. Речь идет о благочестивом или не благочестивом образе жизни, который сказывается на детях. Слово грех здесь неудачное обозначение, правильнее сказать наследственная порча.
"Unknown комментирует...
Удивительное непонимание сути. Следствия первородного греха и не могут исчезнуть после крещения. Крещение дает только возможность приобщиться благодати Божией, которая и врачует, постепенно, на протяжении всей жизни, испорченность человеческой природы в следствии грехопадения. И конечно от образа жизни человека зависит какую природу он передает своим детям, или более испорченную собственными грехами или более очищенную благодатью. Это никакой не новый догмат. Это Ваши выдумки о новом догмате. Речь идет о благочестивом или не благочестивом образе жизни, который сказывается на детях. Слово грех здесь неудачное обозначение, правильнее сказать наследственная порча."
__________________________________________
Кто в Церкви этому учит?
Фигню пишете! Как раз последствия первородного греха уничтожаются в Крещении. Если бы это было не так, то и смысла в распятии Господа нашего Иисуса Христа, и в Его Воскресении не было бы!
Отправить комментарий