Однажды
в монастыре у меня завязался разговор с инокиней, послушанием которой
была продажа книг в монастырском киоске. Не без гордости в голосе она
рассказала, как много хороших книг продается в монастыре. Потом
сообщила, что и сам монастырь уже издал немало книг. «Сейчас – сказала
она, – готовится к изданию книга сочинений митрополита Антония (Блума)».
Это известие меня заинтересовало. Дело в том, что в сочинениях
митрополита Антония находится очень много спорных выражений, выдающих в
нем не православного, а скорее несторианского автора. Было интересно:
как издаются и переиздаются книги: с рассуждением или без него.
Спрашиваю, как собеседница относится к следующему изречению митрополита Антония: «Когда
все человечество станет на Страшный суд, когда каждый из нас будет
вызван по имени, один из нас будет – Иисус, Христос, Сын Божий, Сын
Человеческий» [1].
Это изречение маститого митрополита застало врасплох
православную инокиню. После некоторых раздумий она ответила: «Это ошибка
или описка». Потом, поразмыслив еще, добавила: «Я читала эту книгу, но
подобного выражения не встретила».
Конечно, это плохо, что, находясь под обаянием тех или иных
духовных лиц, православные христиане не хотят замечать их несторианского
богословия. Тот же митрополит Антоний в своих сочинениях нисколько не
скрывает своего несторианства. И приведенное выше выражение – это не
случайная мысль, тем более не описка. То, что Господь наш Иисус Христос
будет стоять на Страшном Суде вместе со всеми людьми в ожидании Своей
участи, является закономерным финалом всего богословствования
митрополита Антония о Христе.
Во-первых, митрополит Антоний, как и все несториане, признает у
Христа человеческое лицо, выражением которого является человеческое
сознание. Он пишет: «Мы верим, что не только с душой человека, с его сознанием (выделено мной. – П.А.), с
живыми чувствами, с его волей соединилось Божество в воплощении, но что
это Божество пронизало и самую плоть, которую Христос воспринял от Девы
Богородицы» [2].
Но если у Христа, каким его рисует митрополит Антоний (Блум),
есть человеческое сознание, то в Нем обретаются два сознающих себя
субъекта: человек Иисус и Божество, соединившееся с ним. И сознавать
такой Христос будет себя человеком, с которым соединилось Божество. По
православному же учению во Христе одна Ипостась, одно Лицо и одно
сознание. И это сознание – Бога Слова. Так что Бог Слово, сознающий Себя
Богом, после воплощения стал сознавать Себя еще и
человеком. Как пишет преп. Иоанн Дамаскин: «одна и та же Ипостась Слова,
сделавшись Ипостасью обоих естеств, не допускает того, чтоб одно из них
были лишено ипостаси, ни позволяет, однако, и того, … чтоб Ипостась
принадлежала иногда этому естеству, иногда же тому, но Ипостась всегда
владеет обоими нераздельно и неразлучно» [3].
Митрополит Макарий (Булгаков) пишет: «Господь наш Иисус Христос есть единое Божеское Лицо, единично сознающее Себя (выделено мной. – П.А.) в двойстве Своих естеств, Божеского и человеческого, есть истинный Еммануил, Богочеловек».
А потому Христос не сознает Себя иногда Богом, а иногда
человеком, а всегда сознает Себя Богочеловеком – Богом и человеком –
всемогущим и немощным, вездесущим и ограниченным, всеведущим и преуспевающим в премудрости (Лк. 2,52).
Потому вразумляя еретиков, св. Иларий Пиктавийский писал:
«Итак, не видишь ли, что Он (Христос) исповедуется Богом и человеком
так, что смерть приписывать должно человеку, воскрешение же (плоти) –
Богу. Но не так, однако же, будто иной тот, кто умер, и иной тот, кто
воскресил умершего. Христос умер как совлеченная плоть; с другой
стороны, воскресивший Христа от мертвых, есть тот же Христос,
совлекшийся плоти».
Для православного рассуждения о Христе совершенно недопустимы речи, какие произносит о Христе митрополит Антоний (Блум):
«Христос разделил с нами всю тесноту, все страдание, больше
того – даже смерть и страшнее того – то условие, которое нас убивает:
потерю нашего единства с Богом. Когда Он в Своем человечестве
почувствовал вдруг то, что все мы чувствуем: одиночество, вдруг Он
почувствовал, что Он не общается, не един с Богом и от этого Он умер
нашей смертью» [4].
Христос «оказался причастником, участником единственной
онтологической, основной трагедии человека, – Он потерял Бога: “Боже
Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?” (Мф.27, 46)» [5].
О какой потере Бога может идти речь? Конечно, с точки зрения
Православия, не может: как Бог может потерять Самого Себя? Как может
почувствовать, что Он (Бог) не общается с Богом, т.е. с Собой, да от
этого еще и умереть? Это совершенно бессмысленно. Однако бессмысленно с
точки зрения православного святоотеческого богословия. По
толкованию святых Отцов, Господь произнес эти слова от нашего лица; Сам
же Он не был оставлен ни Отцом, ни собственным Божеством, но в Своем
Лице изображает нас: ибо мы были оставлены и презрены; и, придя в мир,
ради нас, оставленных, Господь молился за нас, как усвоивший наше лицо
(Афанасий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин).
А вот с точки зрения несторианского богословия Бог может по временам оставлять человека Иисуса. И слова: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил? были для несториан хорошим подтверждением их басни о человеке Иисусе.
Как и древние несториане митрополит Антоний учит, что Христос не может Сам Себя воскресить. Христос
«принял смерть со всеми ее последствиями, и у Него Самого как бы не
было власти Себя воскресить; Он отдал Себя на смерть для нашего
спасения, и Бог, в ответ на Его крестную любовь, Его вызвал обратно к
жизни, соединил душу Христову с телом Христовым и явил Его миру
воскресшим Христом» [6].
Напомню, что подобное мнение, которое до несториан высказывали
еще ариане, святитель Иоанн Златоуст определял, как признак сумасшествия
и крайнюю степень безумия.
Митрополит Антоний (Блум): «В V главе Евангелия от Иоанна, в
том отрывке, который читается на похоронах, Спаситель говорит: Якоже
слышу сужду, и суд Мой праведен есть, яко не ищу воли Моея, но воли
пославшего Мя Отца… Суд, который Я произношу – не Мой суд; этот суд
Отчий, который Я воспринимаю слухом и провозглашаю устами. И потому он
праведен. Он не Мой – он Отчий, провозглашенный в послушании… В другом
месте той же главы, и в другой главе Спаситель говорит о том, что Отец
Мой доселе делает, и Аз делаю. Он Мне показывает дела, которые Он творит
– и Я творю… Опять-таки: созерцание. Христовы очи вперены в Бога, как и
слух Его открыт Отцу. Христос видит, что Бог задумал и что Он творит – и
Он это осуществляет Своим человеческим творчеством» [7].
Св. Иоанн Златоуст поясняя слова, из которых следует, что
Христос пришел, чтобы сотворить волю пославшего Его Отца (Ин.5, 30). А
от Себя же Он не может: ни творить (Ин.5, 30), ни говорить (Ин.12, 49),
ни судить (Ин.12, 47), ни даровать (Мф.20, 23), ни хотеть (Мф.26, 39) –
пишет, что они сказаны по немощи слушающих. Слушающими, ведь, были
иудеи, которые не могли вместить той истины, что Христос – есть Тот
Самый Бог, Который сотворил небо и землю, Тот Самый Бог, Который вывел
их из Египта и питал манной в пустыне. Какая же немощь присутствует у
митрополита Антония, кроме той, что он по сути – убежденный несторианин.
Единственное его отличие от древних несториан, что он Христа Бога
влечет на суд, чего древние несториане не делали.
Неужели у современного православного человека настолько помрачено сознание, что он не в состоянии уразуметь, что писания митрополита Антония (Блума) – есть чистейшее несторианство?..
Неужели у современного православного человека настолько помрачено сознание, что он не в состоянии уразуметь, что писания митрополита Антония (Блума) – есть чистейшее несторианство?..
Кто же Он – Богооставленный Христос? Неужели непонятна сама абсурдность этого словосочетания?
К сожалению, для православного человека, воспитанного на
сочинениях проф. А.И. Осипова, диакона Андрея Кураева, свящ. Георгия
Кочеткова, митр. Антония (Блума), и др. их духовных наставников,
абсурдность этого словосочетания непонятна.
Вслед за своими наставниками православный человек начинает
думать, что Христос является причастником первородного греха, у Него
греховная человеческая воля, Он изменяем, постоянно совершенствуется.
Собственно, для исправления Своей наклоненной ко злу человеческой
природы Христос и пришел в мир, где и исправляет Свою природу. Путем
страданий Он становится лучше.
Для подготовки к Своему служению, Он был поведен Богом в
пустыню, где постом и молитвой готовил Себя к борьбе с дьяволом. Сумев
выдержать искушения, Христос был допущен для дальнейшего служения, в
котором Ему должны были помогать ангелы. Ставятся смелые вопросы и
предположения: не грешил ли Христос ранее? мог ли быть другим исход этих
искушений? и что произошло, если бы Христос пал от искушений?
Христос пришел, чтобы сотворить волю Отца Своего. Он во всем
послушен Отцу и делает то, что показывает Ему Отец. Во все время Своего
земного служения Христос прилежно молился Своему Отцу. Очи Христа
вперены, как пишут, в Бога, а слух Его обращен к Отцу. От Себя Он ничего
не говорит и не делает. И Отец слышал и исполнял Его молитвы, и посылал
ангелов для Его укрепления.
Для православного несторианина представление об Иисусе Христе,
как о человеке, которого покинул Бог, – это обычные представления. И он,
(несторианин) считает, что это истинно-православное учение. И другим
внушает подобные мысли.
Так священник Владимир Соколов хочет научить своих читателей
православному пониманию спасения, и показать отличие православного
учения о спасении от понимания спасения в других христианских
конфессиях. Однако излагает учение, никакого отношения к православному
не имеющее.
Он пишет: «…Спасти человека мог только Бог, приняв на себя
бремя человеческой природы и греха. Причем, по высшей справедливости,
Бог мог спасти человека только Своим человечеством, а не Божеством,
поэтому Иисус Христос испытал на Кресте момент, когда Бог Его покинул
(Мф.27, 46). Но совершить победу над адом, да еще и в богооставленности
мог только безгрешный совершенный человек, над которым, в силу его
безгрешности, диавол не имел никакой власти, именно таковым и являлся
Иисус Христос» [8].
Книга «На грани жизни», священника Владимира Соколова издана
Учебным комитетом Русской Православной Церкви. У книги есть даже цензор –
игумен Петр (Мещеринов). Эта книга – учебное пособие для изучения
православной веры.
Из нее мы вместе с новой гипотезой якобы православного учения о спасении, узнаем новую причину для богооставленности. Этого якобы требовал закон высшей справедливости. Победить диавола должен был просто человек. Потому, дескать, и удаляется от Иисуса Бог, оставляя Его без Своей помощи… Хитры на выдумки несториане!
Из нее мы вместе с новой гипотезой якобы православного учения о спасении, узнаем новую причину для богооставленности. Этого якобы требовал закон высшей справедливости. Победить диавола должен был просто человек. Потому, дескать, и удаляется от Иисуса Бог, оставляя Его без Своей помощи… Хитры на выдумки несториане!
Возвращаясь к книге митрополита Антония «Беседы о вере и
Церкви», книги изданной громадным тиражом (двести тысяч экземпляров) и
потому очень распространенной среди православных христиан, необходимо
вновь задать вопрос, которым озаглавлена эта заметка: так кто же все-таки будет судить Иисуса Христа?
[2] Там же. С.177.
[3] Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложении е православной веры. Москва – Ростов-на-Дону. 1992. С.214.
[4] Митр. Антоний (Блум). Любовь всепобеждающая. СПб. 1994. С.220.
[7] Митр. Антоний (Блум). Проповеди и беседы. М. 1991. С.71.
Комментариев нет:
Отправить комментарий