В своей книге «Посмертная жизнь души», проф. Осипов пишет: «решительно сказано о победе Христа над адом, вечными муками и смертью в знаменитом Пасхальном слове: «Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил ее, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его…. «Где твое, смерти, жало; где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе»![1].
Профессор приписывает данное слово свт. Иоанну, но, мы должны заметить, что его авторство серьезно оспаривается[2]. Важно отметить, что в данном слове нет даже намека на то, что не будет вечных мук. По жанру данное слово являетя не догматическим трактатом с точно расставленными акцентами и терминами, но гимном, гимном воскресению Христову. Характерным элементом гимнов является несколько поэтизированные преувеличения. Далее профессор пишет: «Контекст всей речи прозрачно ясен: слова «мертвый ни един во гробе» говорят здесь, естественно, не о воскресении лишь тела, за которым для грешников последуют бесконечные мучения, но о воскресении и духовном, открывающем человеку врата вечной жизни в Боге»[3]. В конце XIX в. свящ. М. И. Орлов, представивший филологически-сравнительный анализ данного текста пишет: «Христос восстал из гроба, и этим разрушил власть диавола, вместе с которым сами собою обратились в прах ничтожества демоны, положил начало будущему воскресению убитых диаволом через смерть. Христос Сам был убит по телу диаволом, но пробужденный от сна смерти Богом, стал первым, из временно уснувших смертным сном»[4]. Как мы видим, в данном исследовании М. И. Орлов считает фразу «ни един во гробе» пророчеством и началом, которое положено во Христе, который первым воскрес и положил путь к всеобщему воскресению. В данном исследовании также отсутствуют всякие намеки на всеобщее спасение. Подобное понимание мы встречаем у другого исследователя этого «Слова» Бронзова А. А.: «это выражение св. И. Златоуста, разумеется, следует понимать не в прямом, буквальном смысле, а в намеченном выше, где мы говорили, что телесная смерть и поныне похищает жертву за жертвой, так что один гроб за другим непрерывно опускается в землю, но – что пребывание умерших во власти смерти – лишь временное – до звука архангельской трубы, когда диавол – господин смерти – увидит, - что последователи Христовы, по своем воскрении, вступят в обладание благами вечного Божия царства; тогда в буквальном смысле не останется во гробе ни одного человека, так как воскресение коснется всех умерших, хотя дальнейшая их участь, по учению св. Церкви и неодинакова»[5]. Отсюда ясно, что ученый не видит в «Пасхальном слове» и намека о всеобщем спасении. Бронзов также считает слова про осовобождение из гробов – пророчеством о будущих судьбах человечества. Об аде в «пасхальном слове» говорится, что он осмеян, упразднен и т.д. Но ад нельзя отождествлять с вечными муками. Ад – это место, муки – это состояние. Из откровения мы знаем, что «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:14,15). Отсюда следует, что ад будет окончательно уничтожен в огне, но мучения от этого не прекратятся, а продолжатся в огне.
[1] Осипов А. И., проф. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. – 2-е изд. –
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011, С. 146-147.
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011, С. 146-147.
[2] Приписывавшееся И. З. начиная с IX в. и доныне читаемое на правосл. пасхальной
заутрене «Слово огласительное на Святую Пасху» (Sermo catecheticus in pascha; CPG,
N 4605; PG. 59. Col. 721-724; рус. пер.: Творения. Т. 8. Кн. 2. C. 923-924) в
действительности ему не принадлежит (см.: Пролыгина И. В. Введение // Иоанн
Златоуст, свт. Огласительные гомилии. Тверь, 2006. С. 241).
[3] Осипов А. И., проф. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. – 2-е изд. –
М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011, С. 146-147.
[4] Орлов М. И., свящ. Пасхальное огласительное поучение: Анализ содержания с
сравн.-филол. разбором текста приписываемого Златоусту поучения // ХЧ. 1896. Ч. 1 №
3/4. С. 504
[5] Бронзов А. А. О пасхальном «огласительном» слове св. Иоанна Златоуста // ХЧ.
1897. Ч. 2. № 10. С. 426
Комментариев нет:
Отправить комментарий