свящ. Виктор Флах: "Пояснение для учащихся (ПБК) о учении о небесконечности адских мук."

"В текущем наборе учащихся на Православные богословские курсы (ПБК) в ходе преподавания предмета Катехизис – был выявлен только один сторонник проф. Осипова (разделяющий его «мнение» о всеспасении). 
На всякий случай составил и вручил всем учащимся письменное разъяснение. (Устно подробно разбирали все современные лжеучения, проникающие в Церковь, но посчитал не лишним вручить и письменное пояснение с нужными ссылками, убедив, что такова позиция Церкви). 
Учащийся «осиповец» не возражает, устно более ничего не высказывает вопреки, но вероятно остался при своем мнении (несмотря на очевидные факты, имеет упорное желание «идти в бой», и к чему-нибудь "прикопаться"). 
Письменное пояснение: 
12-й член Символа Веры: 
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». 
 В объяснении этого члена Символа Веры в последнее время часто можно услышать рассуждения о том, что в «будущем веке» адские муки будут небесконечными. 
Как следует относиться к этому учению? 
Во-первых, нужно знать, что данное учение противоречит православному катехизису свт. Филарета, митр. Московского. Во-вторых, нужно ознакомиться с официальной позицией Церкви относительно данного учения, с её реакцией на распространение данного учения (реакция Церкви будет показана ниже). 
Наиболее популярным источником данного учения (о небесконечности адских мучений) является книга проф. Осипова «Посмертная жизнь души». 
Реакцию Церкви на распространение учения о небесконечности адских мучений можно видеть в следующем: 
1. Издательский Совет РПЦ спустя два года после издания книги проф. Осипова «Посмертная жизнь души» присвоил (в 2013году) данной книге более низкий гриф «Допущено», отменив прежний гриф «Рекомендовано»: http://www.protiv-eresi.ru/2014/05/291.html. (Гриф «Допущено» присваивается тем книгам, которые содержат частные богословские мнения автора, и расходятся с традиционным учением Церкви). 
2. В настоящее время учение проф. Осипова рассматривается Синодальной богословской комиссией http://apokrisis.ru/item/1-pismo-v-patriarkhiyu, которая не оставила без внимания коллективное письмо мирян (и священников), направленное в патриархию, в котором перечисляются заблуждения проф. Осипова, с просьбой дать по ним аргументированный ответ – как следует веровать, чтобы не было разделений среди верующих, которые разделяются противоположными мнениями по важнейшим вопросам (о первородном грехе, о природе Спасителя, о Евхаристии, о невозможности спасения без Христа, о вечности мучений и т.д.). Наиболее красноречиво выражена позиция Церкви относительно данного учения (о небесконечности адских мучений) в голосах её видных представителей: преподавателей многих духовных школ (семинарий, академий) кандидатов богословия, священников, монахов, в голосах уважаемых и авторитетных представителей Православной Церкви. 
3. Митрополиту Меркурию, председателю Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви был задан вопрос (http://www.patriarchia.ru/db/text/2337123.html): «можно ли в оглашении людей перед Крещением (разбирая 12-й член Символа Веры) учить об адских муках так - как учит проф. Осипов, будто бы они невечны?» И митрополит ответил, что следует придерживаться и излагать традиционное церковное учение по этому вопросу, но не так как учит проф. Осипов – высказывая свои «богословские мнения». Перед перечислением голосов преподавателей разных духовных школ, кандидатов богословия, обличающих данное лжеучение (о небесконечности адских мучений), считаю необходимым подчеркнуть, что в настоящее время нет ни одного преподавателя духовной школы, кандидата богословия, священнослужителя, который бы взялся аргументированно защищать «богословские мнения» проф. Осипова (не личность проф. Осипова, а именно его «мнения», его учение о небесконечности адских мучений). 
В настоящее время наиболее распространенные аргументы в пользу учения проф. Осипова выглядят так: 
1. Он – профессор. 2. Он – богослов. 3. Он – пожилой. 
Вот и все аргументы, которые существуют в защиту «богословских мнений» проф. Осипова. Само учение профессора (его перечисленные «мнения» никто не берется аргументированно защищать). Итак, взглянем подробней на реакцию Церкви относительно данного учения, которая выражена в голосах уважаемых и авторитетных представителей Православной Церкви (кандидатов богословия, преподавателей духовных школ (семинарий, академий), священников, монахов) - их публичные высказывания и статьи: 
4. Иеродиакон Кассиан (ЯНУШЕВ) "Пятый Вселенский Собор. Учение Церкви о вечности": http://www.blagogon.ru/biblio/574/. 
5. Диак. Валерий Духанин, кандидат богословия, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии "Противоречат ли вечные муки Божией любви": http://www.pravoslavie.ru/smi/1815.htm . 
6. Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, преподаватель Одесской духовной семинарии: 
6.1. "Об аде, геенне и вечных муках". http://ruskline.ru/analitika/2010/05/15/ob_ade_geenne_i_vechnyh_mukah/ 
6.2."о вечных муках". http://ruskline.ru/analitika/2013/02/26/vkratce_o_vechnyh_mukah_greshnikov_v_geenne_ognennoj/. 
7. Леонов Алексей Михайлович, преподаватель Догматического Богословия в Санкт-Петербургском Православном Институте Религиоведения: 
7.1. "Зачем Богу мучить грешников вечным геенским огнем? "‎ http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1343 
7.2. "Спасутся ли все? " http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1327 
7.3. "Вечны ли адские муки? " http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1321. 
8. Диак. Георгий Максимов, кандидат богословия, преподаватель МДА, член Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви: 
8.1. Пятый Всел.Собор. http://www.pravoslavie.ru/put/63080.htm 
8.2. "Вечны ли адские муки? " 1 часть http://www.pravoslavie.ru/put/080506104811.htm. 
8.3. "Вечны ли адские муки? " 2 часть http://www.pravoslavie.ru/put/4201.htm. 8.4. "Вечны ли адские муки? " 3 часть http://www.pravoslavie.ru/put/4204.htm. 
8.5. "Вне Церкви нет спасения". Границы Церкви http://www.k-istine.ru/apologia/apologia_maksimov-06.htm. 
9 . Иерей Вадим ЛЕОНОВ, кандидат богословия, доцент, преподаватель догматического богословия Сретенской духовной семинарии: 
9.1. "Как Бог-Любовь мог создать тех кто не спасется?": http://www.youtube.com/watch?v=6wAGQUnITgA (Видео-ответ). 
9.2. "Чем отличается частный суд от страшного? ": http://www.youtube.com/watch?v=GqQ4i9z2mII (Видео-ответ). 
(9.3. И его замечательная статья «О православном понимании таинства Евхаристии», в которой упоминается в конце «некий профессор»: http://www.blagogon.ru/digest/395/ {} 
10. Прот. Олег Стеняев, магистр богословия, миссионер «о вечности адских мук»: http://www.youtube.com/watch?v=ZC3Z2AcIWEU. 
11. Монах Венедикт. "Открытое письмо профессору А.И. Осипову": http://www.protiv-eresi.ru/2014/10/311.html (Это блестящий анализ книги проф. Осипова «Посмертная жизнь души». Тут же подробно разбирается его заблуждение о первородном грехе, из которого (заблуждения) клубком тянутся все остальные заблуждения). 
12. Игумен Нестор (Кумыш). "О ВЕЧНОСТИ. Заметки о последней книге А.И. Осипова" http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/221.html (Рекомендовано к публикации Издательским Советом Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви). (Биография игумена Нестора: (http://www.ortschool.edu.ee/index.php?mact=News,cntnt01,print,0&cntnt01articleid=85&cntnt01showtemplate=false&cntnt01returnid=75). 
13. Диакон Илья Маслов. «ЭСХАТОЛОГИЯ ОЧИЩЕНИЯ»: http://www.pravoslavie.ru/put/57409.htm, http://www.pravoslavie.ru/authors/2623.htm. 
14. Свящ. Николай Баринов: «Зачем Христос сходил во ад?» http://www.uchenie-osipova.ru/2013/07/11.html. 
15. Прот. Всеволод Чаплин ответил на вопрос о заблуждениях проф. Осипова http://www.protiv-eresi.ru/2013/08/78.html 
16. Сергей Михайлович Масленников (автор цикла бесед " О пути ко спасению"): "Опровержение оправданий профессора А.И. Осипова": http://www.xn--80aeopmfjx.xn--80aswg/%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B4%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%B0/ Это далеко не весь перечень обличений «мнений» проф. Осипова. Здесь почти не упомянуто одно из самых главных искажений вероучения Церкви – о первородном грехе. Именно из-за лжеучения о первородном грехе вытекают и все остальные лжеучения. Но приведенных высказываний преподавателей разных духовных семинарий, кандидатов богословия, будет достаточно, чтобы увидеть позицию Церкви, и оградить себя от лжеучений."


Комментариев нет: