Прот. Димитрий Струев высказал в своем блоге мнение, что евхаристические дары
после преложения (пресуществления) становятся телом и кровью Господа, но в то
же время не перестают быть хлебом и вином. Свою позицию он сформулировал так: "Святые Дары после
освящения – сущностно"[1] есть
"одновременно хлеб/вино и Тело/Кровь."[2] Наверное
отец Димитрий хотел написать хлеб/тело и вино/кровь. Приверженцев точки зрения,
что "Святые Дары после освящения – сущностно только Тело и Кровь Христа (с несущественными
внешними признаками хлеба и вина)"[3] отец Димитрий считает "криптокатоликами комуфлирующимися под
гиперправославных."[4]
Решение Константинопольского собора 1691 года, "в грамоте которого о преложении/пресуществлении содержится мысль «и более не остается сущности хлеба и вина»"[5] отец Димитрий считает ошибочным.
Решение Константинопольского собора 1691 года, "в грамоте которого о преложении/пресуществлении содержится мысль «и более не остается сущности хлеба и вина»"[5] отец Димитрий считает ошибочным.
Противоречить решению собора отец
Димитрий не боится так как считает себя единомысленным "с Иринеем
Лионским, Иоанном Златоустом, Иоанном Дамаскиным, Симеоном Новым Богословом и
прочими отцами, учившими о двух естествах в Святых Дарах"[6]. По
мнению прот.
Димитрия "мысль о двух субстанциях Святых Даров преобладает у Отцов"[7] В
этой статье я не ставлю перед собой задачу разобрать святоотеческие высказывания,
которые отец Димитрий приводит в обоснование своего мнения так как до меня это
уже сделали компетентные люди, более того есть решение[8] Синодальной
богословской комиссии о котором отец Димитрий либо не знает либо сознательно
игнорирует. Для меня важно показать контекст в котором отец Димитрий допустил
кощунственные высказывания о евхаристии.
Итак в комментариях к записи
оппоненты отца Димитрия верящие, что святые дары после пресуществления сущностно
только тело и кровь Господа привели в качестве аргумента цитату из творений
свят. Иоанна Златоуста: "Не думай, что это хлеб, и не считай, что это
вино, потому что они не выходят из человека, как прочие виды пищи."[9]
В ответ на это отец Димитрий высказал
мысль о возможности проведения эксперимента с плотью и кровью Господа:
"Если это зачем-нибудь будет нужно, я согласен однажды провести
эксперимент: сутки не есть и не пить до потребления чаши, и потом продолжать не
есть и не пить еще некоторое время. Понадобится ли мне посещение санузла? Думаю,
ответ очевиден, поэтому можно даже не спешить с реализацией эксперимента."[10]
А слова свят. Иоанна попробовал
перетолковать: "Но это не значит, что свт. Иоанн ошибался. Просто нужно понимать
его правильно. Божественное и преображенное человеческое естества Христа
усваиваются причастником таинственно, непостижимо, а земная (изначальная)
субстанция Даров переваривается, как прочая пища, и афедроном исходит. При
таком понимании свт. Иоанн безусловно прав, потому что кощунством было бы
сказать, что... даже и говорить не будем."[11]
Свят. Иоанн ясными словами
говорит, что тело и кровь Господа переходят в состав причастника не исторгаясь как
обычная пища а отец Димитрий Струев продолжает утверждать, что переваривает
причастие и потом исторгает в унитаз.
Отец Димитрий не захотел
прислушаться к свят. Иоанну Златоусту которого сам же и цитировал может тогда
он прислушается к словам преп. Иоанна Дамаскина, которого он процитировал
несколько раз: "Тело и Кровь Христа переходят в состав как нашей души, так
и нашего тела, не истощаясь, не уничтожаясь, проникая не в нижний проход (да не будет!), но в нашу сущность, и
делаясь охраною, защитительным средством от всякого рода вреда, очищающим от
всякой нечистоты; если они заметят неочищенное золото, то очищают через
исследующее испытание огнем, для того чтобы в будущем веке мы не были осуждены
вместе с миром."[12]
Для преп. Иоанна кощунствена
мысль о том, что что-то из причастия переходит в нижний проход.
автор - Артем Рыжов
[1] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[2] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[3] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[4] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[5] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[6] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[7] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html
[8] http://www.protiv-eresi.ru/2013/08/149.html
[9] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html?thread=4590862#t4590862
[10] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html?thread=4592142#t4592142
[11] http://presviter-ds.livejournal.com/149518.html?thread=4592142#t4592142
[12] Преп. Иоанн Дамаскин.
Точное изложение православной веры. М.:Сибирская Благозвонница. Москва. 2010г.
стр.384
Комментариев нет:
Отправить комментарий