Как же реагируют на эти факты проповедники учения о всеобщем спасении?
На Западе, где в целом люди гораздо менее осведомлены в святоотеческом учении, можно встретить даже такие заявления: «Доктрина всеобщего спасения (универсализм) была превалирующим учением христианства. За исключением Августина, ни один из древних отцов, по крайней мере, первых пяти веков, не высказывал аргументов против универсализма. первые защитники учения о бесконечных муках были латинскими авторами, не знавшими греческого. греческие отцы, чьим родным языком был язык Нового Завета, возвестили великую истину всеобщего восстановления. от дней Климента Александрийского до Григория Нисского и Феодора Мопсуэстийского величайшие богословы и учителя все без исключения были универсалистами»115.
115 Smith B.D. Christian Universalism: Early Church // www.thebeautifulheresy.com/2005/08/early-church.html.
В православном мире выступать со столь откровенно ложными утверждениями невозможно, поскольку святоотеческие тексты, говорящие о вечных муках, хорошо известны. И отечественные проповедники «универсализма» используют другую тактику. Они соглашаются с тем, что многие святые отцы говорили о вечных муках. Но при этом заявляют, что это была всего лишь одна из двух равно авторитетных традиций. Приведём цитату:
«Существует два параллельных ряда высказываний святых отцов, многие из этих отцов... занимались только тем, что констатировали, что мы находим в Священном Писании и всё. И только. очень немногие из отцов поставили со всей определённостью важнейший вопрос: «Как понять, чтобы Бог, будучи любовью, мог дать бытие тому, кто пойдёт, как Он знает точно. на вечные мучения?» .вот те, которые не ставили этого вопроса они просто утверждают то, что имело место в Евангелии. Вторая параллельная линия — целый ряд отцов, которые ставили этот вопрос и все они, эта вторая линия, ответили на этот вопрос прямо противоположным образом то есть все они ответили, что муки будут... не бесконечные. Причём если бы вы знали только, какие отцы об этом говорили, это же просто поразительное дело, какие отцы»116.
116 Осипов А.И. Лекция «О геенне» в МДА, от 15.04.2008 (видеозапись: 07:35-11:07)..
- 61 -
Таким образом пытаются лишить авторитета и силы всё множество святоотеческих свидетельств против ереси о конечности адских мук. Это будто бы не учение Церкви, а всего лишь одно из мнений. Вообще стоит заметить, среди писателей-модернистов популярна тенденция нивелировать саму ценность Предания, сводя его к личным, частным мнениям отдельных древних авторов, которые будто бы постоянно были не согласны и противоречили друг другу.
Взгляд этот совершенно неправославный. В деяниях VII Вселенского собора есть такое свидетельство свт. Тарасия Константинопольского: «Мы находим, что отцы ни в чём не разногласят, напротив, все, имея как бы одну душу, одно и то же проповедуют, одному и тому же учат»117. Эта убеждённость в том, что святые отцы согласно излагают «веру, однажды переданную святым» (Иуд. 1:3), проходит через все Вселенские соборы. В соборных деяниях мы видим, как при рассмотрении очередного спорного вопроса непременно изучается, что писали об этом древние святые отцы, и так определяется истина. Разумеется, это касается именно вопросов веры и именно общего согласия отцов.
Неужели действительно Церковь могла не определить истину в таком вопросе, который сами проповедники всеспасения называют важнейшим? Неужели действительно была
117 ДВС. Казань, 1909. Т. 7. С. 47.
- 62 -
вторая линия святоотеческого богословия, которая учит о том, что муки окончатся? Посмотрим, кого именно называют сторонниками идеи конечности адский мук:
«Может назвать вам имена хотя бы тех святых отцов, которые утверждали, что муки будут всё-таки не бесконечные? Родной брат Василия Великого Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Великий в своём пасхальном слове, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, представляете, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Максим Исповедник. Вы слышите, это те, которые знали чуть ли не наизусть Новый Завет»118. Другие авторы добавляют также имена прп. Иоанна Лествичника, свт. Иннокентия Херсонского и прп. Силуана Афонского.
Действительно, список внушительный.
«Между тем», — как замечает крупнейший отечественный патролог профессор Сидоров, — «из всех святых отцов (исключая, естественно, Оригена, считаемого за просто церковного писателя) только один святой Григорий Нисский высказывал частное мнение о спасении всех людей, но и он высказывал его наряду с совершенно противоположным воззрением»119.
118 Встреча с А.И.Осиповым в Московской студии ТК Союз 08.12.2010. Ч. 1 (видеозапись: 50:25-51:17)..
119 Сидоров А.И. Разумный воздержан в писаниях своих // Православная беседа, №6, 1998 г . С. 12.
- 63 -
Как видим, проповедники всеспасения уверяют нас, что множество святых отцов учило о конечности адских мук, и составляли собой целую альтернативную «партию» в Церкви, а специалисты по святым отцам говорят, что это неправда. Для того, чтобы разобраться и узнать, кто же прав, нам нужно рассмотреть, на основании чего всех упомянутых отцов решили представить защитниками учения о конечности гееннских мук. Вот первый блок цитат:
«Свт. Афанасий Великий в Пасхальном послании говорит: «Он Тот, Который древле вывел народ из Египта, а напоследок и всех нас или, лучше сказать, весь род человеческий искупил от смерти и возвёл из ада»... свт. Епифа- ний Кипрский пишет, «что Христос, сошедши в преисподнюю, сломил «адамантовы запоры», вывел оттуда пленные души «...и ад соделал пустым». «Св. Ефрем Сирин не сомневается, что «во гласе Господа ад получил предуведомление приготовиться к последующему Его гласу, который совершенно упразднит его»120.
«Святитель Иоанн Златоуст, говоря об адовых темницах, следующим образом раскрывает эту мысль: «Ибо они были поистине тёмными, пока не сошло туда Солнце справедливости, не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо»121. Тот же автор
120 ОсиповА.И. Из времени... Сс. 120-121.
121 Он же. Путь разума в поисках истины. М., 2008. С. 215.
- 64 -
ссылается и на Слово святителя Иоанна на Пасху: «Смерть! где твоё жало?! Ад! где твоя победа?! Христос сошёл в ад и ни единого во аде не осталось»122. Ссылается также на слова свт. Амфилохия Иконийского: «Когда явился в ад, Он опустошил гробницы Его и разорил хранилища, все были отпущены, все побежали за Ним», говорит, что «Максим Исповедник пишет: «Веруя во Спасителя сошедшего во ад спасти мёртвых» не живых, не праведников»123;
Приводит и слова свт. Иннокентия Херсонского: «сошествием Божественного Жениха во ад истощены все адова царствия»124. Ссылается также и на слова из богослужения Великой Субботы: «Царствует ад, но не вечну- ет над родом человеческим»125.
122 Критики указывали, что цитата искажена. Вот что на самом деле в тексте: «Смерть! где твоё жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и никто не мёртв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, первенец из умерших».
123 В самом тексте преподобный Максим сначала приводит одно из известных ему мнений: «Некоторые говорят, что Писание называет мёртвыми людей, скончавшихся до пришествия Христа», а затем даёт другое толкование, что Писание «называет мёртвыми тех, кто носит в теле мёртвость Господа Иисуса (2Кор. 4:10) и кому поистине, благодаря делам их, даровано божественное Евангелие» (Творения прп. Максима Исповедника. Т. 2. М ., 1994. С. 44).
124 Осипов А.И. Из времени... С. 123.
125 Осипов А.И. Из времени... С. 119.
- 65 -
Нетрудно заметить, что все эти высказывания посвящены тому, что Христос сделал для человечества во время нисхождения человеческой душою во ад в день Великой Субботы — говорится об избавлении нас от власти ада, о победе Христа над адом и т.д. Это тексты христологиче- ские, а не эсхатологические, они о том, что уже было в прошлом, а не о том, что ждёт нас в будущем. Корректно ли слова, сказанные о схождении Христа во ад выдавать за то, что будто бы сказано о наказании после Страшного Суда?
Думается, стоит дать слово самим процитированным авторам, чтобы услышать их мнение о том, означают ли подобные выражения то, что все люди будут спасены.
Вот что говорит свт. Иоанн Златоуст: «Чем же сокрушены врата медные и стёрты вереи железные? Телом Христовым. Тогда именно в первый раз явилось тело бессмертным и разрушило владычество смерти. Впрочем, это показывает только, что Им сила смерти разрушена, а не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его. В противном случае, если Он освободил от геенны всех прежде умерших, то почему же сказал: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской (Мф. 9:24)? Этим дано разуметь, что и они, хотя легче, однако ж будут наказаны. И хотя они здесь уже понесли крайнее наказание, однако и это их не избавит»126
126 Творения. Т. 7. Почаев, 2005 г ., С. 413.
- 66 -
А вот слова свт. Иннокентия Херсонского: «Смерть и без жала для нас ещё столь сильна, что вследствие грехов наших низводит каждого из нас во гроб. Ад и с разрушенными стенами и с упразднёнными вратами ещё продолжает снова наполняться теми, которые, оставив царский тесный путь креста, ведущий в рай, идут всю жизнь путём широким, которого последние зрят во дно адово»127.
Итак, сами процитированные авторы возражают против того, чтобы поэтические выражения о разрушении адских врат и самого ада понимались в смысле конечности мучений грешников и всеобщего спасения.
В православной традиции слово «ад» имеет два значения. В широком смысле оно обозначает вообще посмертное воздаяние тех, кто умер во грехе и вне Церкви, — включая то воздаяние в «озере огненном», которое они получат после воскресения и Страшного Суда. В узком смысле слово «ад» обозначает то место, где пребывают души грешников до всеобщего воскресения. До Христа в это место сходили души всех умерших без исключения. Но Спаситель вывел из ада души праведников, живших до Его пришествия, а для живущих после Его пришествия создал Церковь — Тело Своё, чтобы они уже не были под властью греха и не шли после смерти в ад. Христос сделал это ради всего челове
127 Слово в Великую субботу.
- 67 -
чества, чтобы у всех была такая возможность, но отнюдь не все решили воспользоваться этой возможностью. Свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету (Ин. 3:20-21).
Этот ад как место для душ умерших, опустел от душ праведников две тысячи лет назад, когда Христос сходил в него, и опустеет от всех душ, когда они соединятся с телами и воскреснут для Суда Божия. Про этот ад сказано: И смерть и ад повержены в озеро огненное (Откр. 20:14). Но в следующем стихе апостол-очевидец добавляет, что и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20:15). А там уже, как сказал Спаситель, червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9:44). Это озеро огненное также нередко называется адом в широком смысле слова, а также геенной, огнём вечным (Мф. 18:8), неугасимым (Мф. 25:41), и наказание в нём не будет иметь конца.
Вот что об этом говорят упомянутые выше святые отцы. Свт. Афанасий Великий называл учение Оригена, «проповедовавшего, что будет конец мучению и Бог простит всякий грех и людям и бесам» среди тех примеров «нечестивой хулы», в которую можно впасть, «если в божественных Писаниях будем многое разуметь буквально»128.
128 Творения. T.IV. М., 1994. С. 431.
- 68 -
Св. Иоанн Златоуст: «Всеми людьми исследуется вопрос: будет ли иметь конец огонь гееннский? Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: огнь их не угасает, и червь не умирает (Мк. 9:45) Итак, Христос открыл, что гееннский огонь не имеет конца; и Павел утверждает, что мучение будет нескончаемое, когда говорит, что грешники муку примут, погибель вечную (2Фес. К9)»129.
«Есть много людей, которые возлагают добрые надежды не на то, что они воздерживаются от грехов, а на то, что полагают, будто геенна не так страшна, как говорят о ней, но слабее той, какою угрожают нам, и при том временна, а не вечна, и много умствуют по этому поводу. Между тем я могу представить много доказательств и даже вывести из самых слов (Писания) о геенне, что она не только не слабее того, как её представляют в угрозах, а еще гораздо ужаснее... А что она не временна, послушай, что говорить здесь Павел о людях, не ведущих Бога и не верующих в Евангелие, именно, что они подвергнутся наказанию, вечной погибели. Итак, каким образом вечное может сделаться временным?»130.
Свт. Амфилохий Иконийский: «Когда приводишь в исполнение внушения диавола,
129 Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. СТСЛ. 1995, Кн. 2, С. 520.
130 Беседы на II послание к Фессалоникийцам, 3.
- 69 -
тогда печалься, сокрушайся, плачь, поскольку стремишься в вечный огонь»131.
Прп. Ефрем Сирин: «Знайте, возлюбленные мои, что если не будем подвизаться в это краткое время, то должны будем раскаиваться и мучиться там во веки веков... Не будем нерадивы здесь, возлюбленные мои, чтобы не раскаиваться бесконечные века, где не принесут нам пользы слёзы и воздыхания, где нет
покаяния»132.
«Что станем делать, братья, если осуждены будем во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов), где нет надежды увидеть свет в бесконечные века? Подобно и изгнанник считает дни, ночи и годы, ожидая окончания срока, а в будущем веке осужденному должно считать не дни, не ночи, не месяцы, не годы, потому что там — беспредельные и бесконечные века»133.
«Какая польза человеку, если приобретет весь мир, душу же свою ввергнет в геенну неу- гасающую, которой нет и конца?»134
Св. Епифаний Кипрский: «И тому верует святая матерь наша Церковь... что мы умрём и воскреснем с этим телом, с этою душою... что будет воскресение мёртвых, вечное осуждение, Царствие Небесное, упокоение для
131 Свт. Амфилохий Иконийский. Беседа о покаянии // Не должно отчаиваться в спасении. М., 1998. С.76.
132 прп. Ефрем. Творения. СТСЛ., 1907. Т. 1. С. 219.
133 прп. Ефрем. Творения. СТСЛ., 1907. Т. 2. С. 195.
134 прп. Ефрем. Творения. СТСЛ., 1900. Т. 4. С. 502.
- 70 -
праведников»135. И в другом месте, объясняя слова Моисея да живёт Рувим, и да не умрёт (Втор. 33:6), сказанные уже после смерти Рувима, св. Епифаний говорит, что тем самым пророк выражал пожелание о будущем: «да живёт, то есть в воскресение. Ибо он знал, что все оживут. И да не умрёт, то есть, не подвергнется смерти второй чрез осуждение и мучению вечному»136.
Прп. Максим Исповедник: «подвиги в добродетели. бывают виновниками для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение — виновниками муки вечной»137. «Тогда. вставшим слева достанется вечный огонь, и внешняя тьма, и неусыпный червь, и скрежет зубов, и непрерывный плач, и бесконечный позор, от которого всякий осуждённый на нескончаемые вовек мучения будет терзаться сильнее, чем от остальных видов наказания вместе»138.
Свт. Иннокентий Херсонский: «Некоторые из воскресших людей окажутся неимущими в себе жизни Божией, духа Христова... Над таковыми несчастными восгосподствует смерть вторая, и они, подобно праведным, будут облечены в тела нетленные, и на них преж
135 Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви, гл. 17.
136 Слово якорное, 97 // Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 6. М ., 1884. С. 162.
137 прп. Максим Исповедник. Главы о любви, 2.34.
138 Прп. Максим Исповедник. Письма. СПб., 2007. С. 104.
- 71 -
няя нынешняя смерть не будет иметь никакого действия; но, не имея способности к жизни в Боге, ко пребыванию в обителях Отца Небесного, они будут удалены в ад, к духам отверженным на всю вечность. Такое бессмертие будет стократ хуже смерти, ибо вечность их будет самая злополучная. Очевидно, кто виновен будет в этой ужасной второй смерти: сами грешники. Освободиться от неё уже не будет возможности. Ибо тогда всё кончено, и нет возврата»139.
То же самое мы увидим, если обратимся и к прп. Иоанну Лествичнику, который писал: «кто поистине стяжал память о вечном мучении и страшном суде. тот не возлюбит уже ничего временного. и без попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себе помощи»140. «Воспоминание о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою, и вместе с тобою да восстаёт»141. «Все, а в особенности падшие, должны беречься, чтобы не допустить в сердце своё недуг безбожного Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно людям сластолюбивым»142.
Перейдём теперь к рассмотрению других святых отцов, на которых ссылаются современ
139 Беседы на св. четыредесятницу о смерти.
140 Лествица, 2.1.
141 Лествица, 7.21.
142 Лествица, 5.41.
- 72 -
ные оригенисты. В отличие от вышеупомянутых святых в случае св. Григория Богослова используется цитата, не относящаяся к схождению Христа во ад. «Григорий Богослов пишет: «Может быть они», — это о грешниках говорится не о нас, нет-нет, надеюсь, не о нас, — «может быть они будут там крещены огнём, этим последним крещением», — там это в смысле в аду, — «последним крещением самым трудным и продолжительным, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха»143.
Сказано это не вообще о грешниках, а о еретиках новатианах. Католики на Флорентийском соборе пытались ссылаться на эти слова св. Григория как на подтверждающие их доктрину чистилища. Отвечая, свт. Марк Эфес- ский объяснил, что они неверно понимают слова святителя, но на самом деле «Григорий Богослов говорит согласно тому, что говорил Иоанн Златоуст, а именно: что тот огонь (о котором говорит апостол в іКор. 3:15) будет не временным и преходящим, но более мучительным и более длительным»144.
Стоит напомнить, что на греческом языке слово «крещение» — Раптісца — означает «погружение». Потому и погружение в озеро огненное — это тоже Ралтюда.
143 Осипов А.И. Лекция «Духовная жизнь» в Медведково, г. Москва, 2008 г . (видеозапись: 90:46-91:22).
144 архим. Амвросий (Погодин). Указ. соч. С. 66.
- 73 -
Ещё задолго до св. Марка Эфесского прп. Иоанн Дамаскин писал о восьми видах крещения, объясняя и слова св. Григория про огненное крещение, что оно «восьмое и последнее — не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно»145.
Это напрямую относится к словам апостола: А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня (іКор. 3:15), которые католики также пытались использоваться для подтверждения учения о чистилище, а сторонники оригенизма — для подтверждения учения о спасении всех.
Как объясняет свт. Иоанн Златоуст, «эти слова означают следующее: он сам не погибнет так, как дела, не обратится в ничто, но останется в огне. Это апостол и называет спасением; потому не просто сказал: спасётся, а прибавил: как бы из огня. Так и мы обыкновенно говорим: в огне сохраняются — о таких вещах, которые не сгорают и не вдруг обращаются в пепел»146. И блж. Феофилакт так же говорит: «сам, то есть грешник, спасётся, то есть сохранится целым для вечных мучений». И прп. Ефрем Сирин понимал «спасётся» в том значении, что грешник воскреснет и будет существовать: «А чьё здание сгорит, тот потерпит
145 Точное изложение православной веры, IV. 9.
146 Беседы на 1-е послание к Коринфянам, 9.3.
- 74 -
вред, то есть мучение, ибо хотя воскресение воздвигнет его и оживит, так однако жалко он оживёт, что как бы чрез огонь (в огне)»147.
Однако вернёмся к св. Григорию Богослову и рассмотрим, что он говорил об адских муках: «Есть ещё и сих ужаснейший огонь, который заодно действует с червём неусыпающим, не угасим, но увековечен для злых»148; «Первые наследуют неизреченный свет и созерцание Святой Троицы... а уделом вторых, кроме прочего, будет мучение... — отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца»149; «бессмертная душа. будет вечно или наказываема за порочность, или прославляема за добродетель»150.
Что же касается прп. Исаака Сирина, то обычно любят цитировать последние три слова из так называемого «новооткрытого второго тома творений прп. Исаака Сирина», изданного в 1998 г . на русском языке в переводе игумена Илариона (Алфеева)151.
147 Цитаты блж. Феофилакта и прп. Ефрема взяты из их толкований на 1-е послание к Коринфянам.
148 Слово 40.
149 Слово 15.
150 Слово 3.
151 Ныне — митрополит Волоколамский. В ранних его работах можно видеть пассажи в пользу учения о спасении всех, отрадно признать, что владыка Иларион впоследствии пересмотрел свои взгляды и даже стал выступать с критикой этих идей: «можно ли верить в то,
- 75 -
По замечанию проф. Сидорова, эти «беседы создают впечатление типичных подлогов»152. Такого же мнения и греческий автор прот. Иоанн Фотопулос153. Многие выражали сомнения в подлинности «второго тома». Св. Гора Афон не приняла этой книги и направила протест издательству, выпустившему её на греческом.
Для читателя, знакомого с первым томом творений Святого Отца, невозможно было не заметить разительные противоречия между ними. Например, автор «второго тома» заявляет, что «смерть Господа нашего была не для искупления нашего от греха... а единственно для того, чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари» (3 слово), в то время как автор что злодеи и изверги, убивающие людей, восстающие против Бога и всего святого, окажутся в раю вместе с праведниками и святыми? Можно ли верить, что в раю окажутся Иоанн Предтеча и Ирод, священномученик Вениамин Петроградский и Ленин, тысячи расстрелянных новомучеников и исповедников Российских и их палачи? Если будет так, тогда полностью стирается грань между добром и злом. Тогда всё равно — святой ты или злодей, делаешь ли ты добро или зло, спасаешь ли людей от смерти или убиваешь их... Человек несёт нравственную ответственностью за свои поступки. И за грехи земной жизни он будет расплачиваться в вечности»(http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=178).
152 СидоровА.И. Разумный воздержан... С. 11.
153 Прах. Іааѵѵоѵ Фатопоѵіоѵ. 'О Аррй^ 'Іааак о Еиро^, ото ат6%аатро той Оікои^еѵіа^ой // «ОрѲобо^о^ Т1Ж09» № 1659, 6.10.2006. Z. 1-2.
- 76 -
первого тома пишет, что Христос предал Себя на смерть для искупления грехов, — «Посему- то Господь в ту ночь, в которую был предан, сказал: сия есть кровь Моя, яже за многих изливаемая во оставление грехов (48 слово)».
Прп. Исаак Срин в первом томе пишет о вечных муках (58 слово), автор же второго тома называет такое мнение богохульным (39 слово)154. Даже характер авторов обоих томов иной. Если прп. Исаак Сирин предстаёт пред нами как богослов-мистик и тайнозритель, то автор второго тома — скорее как богослов-теоретик.
В древности нередко те или иные сочинения приписывали прославленным авторам, которым они в действительности не принадлежали. Так что даже, например, святой Амфилохий Иконийский составил специальное сочинение «О ложно надписываемых еретиками книгах». Несомненно, что из их числа и так называемый «второй том», приписанный имени прп. Исаака традицией несторианской Церкви, которая точно так же приписывает ему и третий том, и ещё ряд текстов, в том числе сочинение, направленное специально против православных и предающее их анафеме155.
154 Более подробное рассмотрение темы подложности «второго тома» см. в моей статье «Оптимистическая» патрология //http://www.pravoslavie.ru/put/4204.htm
155 О том, что прп. Исаак не был несторианином, см. новейшие исследования: Miller D.R. A Brief Historical and Theological Introduction // Ascetical Homilies of Saint
- 77 -
В подлинных творениях прп. Исаака Сирина мы видим то же учение о грядущих муках, какое исповедовали и другие святые:
«Что несмысленнее или неразумнее такой речи: «Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтобы войти в Царство, не забочусь»? Ибо избежать геенны и значит это самое — войти в Царство; равно как лишиться Царства — значит войти в геенну. Писание не указало нам трёх стран, но что говорит? Когда же приидет Сын человеческий в славе Своей..., и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую (Мф. 25:31-33). Не три наименовал сонма, но два — один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: и идут сии, т. е. грешники, в муку вечную, праведники же в жизнь вечную (Мф. 25:46)... И ещё: придут с востока и запада, и возлягут на лоне Авраамо- вом в Царствии Небеснем; сыны же царствия извержены будут во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов (Мф. 8:11-12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть та самая мучительная геенна?»156
Isaac the Syrian. Brookline , 2011. Pp. 74-75; Пірар M. Appa 'Іааак той Ейрои. Лоуоі аакптікоі KpraKq екбоаі. Ауіоѵ 'Оро^, 2012. А также см. духовное свидетельство: Иеромонах Исаак. Житие старца Паисия Святогорца. М., 2006. Сс. 243-245.
156 прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 2009. Сс. 476-477.
- 78 -
«Поэтому, пока есть у тебя ноги, иди вослед делания, прежде нежели связан ты будешь узами, которых невозможно уже будет разрешить... Положи, человек, на сердце своём, что предстоит тебе отшествие, и непрестанно говори себе: «Вот у дверей уже пришедший за мною посланник. Что же я сижу? Переселение моё вечно, возврата уже не будет»157.
Наконец, прп. Силуана Афонского записывают иногда в сторонники учения о спасении всех на основании одного рассказа о том, как преподобный не согласился с монахом, который радовался тому, что другие будут гореть в аду, и сказал: «Любовь не может этого понести».
Из этого делают такой вывод, что «мысль о мучениях грешников в аду была для него непереносимой. Именно поэтому он считал необходимым верить в возможность спасения всех людей и молиться об этом»158.
Однако речь у прп. Силуана о том, что христианину не подобает упиваться мыслью о погибели других, и не должно желать её другим. Но в том, что касается посмертной участи грешников, прп. Силуан писал следующее:
«Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасёмся, без исключения», — писал преподобный, и тут же добавлял: «не спасутся только те, которые не хотят каяться,
157 прп. Исаак Сирин. Указ. соч. Сс. 275-276.
158 иером. Иларион (Алфеев). Таинство веры. Клин, 2000. С. 271.
- 79 -
и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их»159. Прп. Силуан понимал, что «наша воля есть медная стена между нами и Богом, и не даёт с Ним сблизиться или созерцать Его милость»160. «Жалко тех людей, которые не знают Бога. Они не видят вечного света и по смерти идут в вечный мрак. Мы знаем об этом, потому что Дух Святый в Церкви открывает святым, что есть на небесах и что есть во аде»161.
Пусть судят читатели, справедливо ли утверждение о том, что все эти отцы «утверждали, что муки будут всё-таки не бесконечные». Нам же кажется довольно циничным, когда даже тех святых отцов, которые боролись с оригенизмом и явно писали против лжеучения о конечности адских мук, выставляют проповедниками того учения, которое они отрицали и с которым боролись. После этого совершенно неудивительно видеть то возмущение, какое такие манипуляции вызывают у патрологов.
Как говорит проф. Сидоров, «ссылки на других отцов, придерживающихся якобы сходных воззрений, весьма напоминают попытку внедрить в церковное сознание еретические мнения, прикрываясь «троянским конем» святоотеческого авторитета. перед нами вполне сознательная попытка внедрить в Православие, под покровом якобы "святоотеческих",
159 прп. Силуан. Писания. Ивановское, 1997. С. 88.
160 Там же. С. 77.
161 Там же. С. 29.
- 80 -
мнения явно ошибочные и еретические»162.
Свт. Григорий Нисский — единственный из всех православных святых, кто говорил о конечности адских мук. Но, во-первых, одного святого явно маловато для утверждения о «параллельном ряде святых отцов», а во-вторых, последующие святые разъяснили, что в этом вопросе святитель ошибался.
Так, например, святитель Марк Ефесский, приведя обширные выдержки из святого Григория, восклицает: «Разве мы не правильно поступаем, что не принимаем на веру таковые слова святого Григория Нисского, считая их или подложными, или, если они даже и подлинные, не принимая их, как противоречащие Писаниям и общим догматам?.. Итак, эти изречения, если и действительно сказаны чудным Григорием. никоим образом не убедительны для нас, взирающих на общее суждение Церкви и руководящихся Божественным Писанием, а не взирающих на то, что каждый из учителей писал, выражая как своё личное мнение»163.
О неприемлимости этих мнений св. Григория говорили и другие святые — прп. Варсоно- фий Великий, свт. Фотий Константинопольский, Нил Кавасила. Св. Герман Константинополь
162 СидоровА.И. Разумный воздержан... С. 12.
163 арх. Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефес- ский и Флорентийская уния. N.Y., 1963. Сс. 129, 132.
- 81 -
ский полагал, что еретические мысли были ве- сены в тексты св. Григория оригенистами: «те, кому нравилась та нелепость, что будто для демонов и для людей, подверженных вечному наказанию, нужно некогда ожидать избавления... приступили к чистым и здравым его творениям и примешали тёмный и гибельный яд оригеновых бредней»164. В свою очередь прп. Максим Исповедник, отвергая мысль об оригеновском апокатастасисе, считал, что у св. Григория этот термин «употребляется в смысле восстановления познавательных сил человека в то состояние правильного отношения к истине, в каком они вышли из творческих рук своего Создателя»165.
Итак, множество святых упоминало это мнение св. Григория Нисского, и ни один из них не говорил, что оно допустимо и выражает веру Церкви, и будто бы на основании авторитета св. Григория можно верить, что все спасутся. Подробнее об этом мы поговорим ещё раз чуть ниже, в теме, связанной с решениями V Вселенского собора.
Как мы помним, всех перечисленных отцов проповедники всеспасения представляли нам в числе тех немногих, кто «поставили со всей определённостью важнейший вопрос: Как понять, чтобы Бог, будучи любовью, мог дать бы
164 Цит. по: митр. Макарий (Оксиюк). Указ. соч. С. 565.
165 Цит. по: митр. Макарий (Оксиюк). Указ. соч. С. 575.
- 82 -
тие тому, кто пойдёт, как Он знает точно. на вечные мучения?»
Но вместо цитат с рассмотрением этого вопроса нам предложили множество цитат о схождении Христа во ад. Между тем некоторые (далеко не все) из перечисленных отцов действительно рассматривали этот вопрос и стоит привести их ответ.
В частности, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Как, скажи мне, ты не страшишься, произнося такую дерзость и утверждая, что «Бог человеколюбив и не наказывает»? А если накажет, то, по-твоему, окажется уже нечеловеколюбивым? Почему же, скажи мне, ты, согрешая, не желал бы быть наказанным? Разве Он не предупредил тебя обо всем? Разве не угрожал? Разве не помогал? Разве не совершил многого для твоего спасения? Если злые не наказываются, то иной, быть может, скажет, что и добрые не увенчиваются; а в таком случае где будет человеколюбие и праведность Божии? Итак, люди, не обманывайте себя, прельщаемые диаволом, — потому что всё это его (диавола) мысли. Если и судьи, господа и учителя добрых награждают, а дурных наказывают, то как было бы сообразно, если бы у Бога совершалось наоборот, если бы добрые и злые удостаивались одного и того же? Но скажешь, так поступают люди, а Бог человеколюбив? Во-первых и люди так поступают не по жестокости, а по челове
- 83 -
колюбию; и Бог так наказывает потому, что Он человеколюбив; по величию милости Его велико и наказание Его. Следовательно, когда ты говоришь, что Бог человеколюбив, то тем более доказываешь справедливость наказания, если мы грешим против такого Существа»166.
Люди века сего не хотят признать, что всё в нашей жизни предельно серьёзно. Слова про «любовь Божию» для них важны лишь как возможность избавиться от неприятных мыслей о последствиях выбранного ими злого пути. Поэтому так популярно любое учение, которое скажет, что посмертное наказание — это «на самом деле не навсегда», и потому не стоит всерьёз относиться к словам о вечных мучениях.
Но Бог не шутит с нами. Он не похож на тех родителей, которые грозят лишь для виду, а потом всё равно не наказывают. Бог не человек, чтоб Ему лгать... Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? (Чис.23:19).
Некоторые прямо говорят: да, не исполнит, слова Бога про вечные муки — это просто педагогическая мера, чтобы удержать людей от греха. Свт. Григорий Двоеслов так отвечает на это: «Если ложно то, чем Бог угрожал для удержания грешников от беззаконий, ложно также и то, что Он обещал для возбуждения к праведности. Но кто, кроме безумного, ос
166 Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. СТСЛ, 1995. Кн. 2. С. 522.
- 84 -
мелится сказать это? И если Он угрожал тем, чего не исполнит, то прежде, нежели захотим признать Его милосердым, должны будем назвать Его (что страшно и сказать) лживым»167.
Сам вид распятого Христа должен был бы приводить в чувство и напоминать, насколько всё серьёзно. И свобода — всерьёз, и выбор — всерьёз, и последствия выбора — тоже всерьёз.
Ты имеешь свободу сунуть руку в кипяток, если хочешь, но последствием твоего свободного выбора будет ожог и, возможно, потеря руки. А говорить, что ожога не будет, потому что Бог есть любовь — разве не абсурд? Ты имеешь свободу воровать, блудить, убивать, проповедовать ереси, но последствием твоего свободного выбора будет геенна, где червь не умирает и огонь не угасает (Мк. 9:46).
Даже в этой, земной жизни, тот, кто из-за своего неправильного выбора теряет руку, разве не навсегда её теряет? Разве отрастает она заново, когда он понимает, что был не прав? Почему же по смерти последствия выбора не навсегда, если и Сам Бог говорит, что они вечны?
Так что ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11:9).
Потому лукаво это возражение: «Любовь даёт жизнь тем, о которых знает, что они добровольно изберут зло и подвергнутся не
167 Собеседования, IV.44..
- 85 -
скончаемым мучениям?... совершенно ясно, что Любовь не может совершить подобного, что здесь что-то не то... Можно ли утверждать, что Господь, зная, что и эти, и бывшие, и последующие миллиарды людей погибнут, дал им земную жизнь только для того, чтобы затем подвергнуть их вечным мучениям?»168
Бог даёт жизнь не для того, чтобы подвергать вечным мучениям, а для того, чтобы свободные существа могли сделали свободный выбор в пользу Бога, истины, святости и спастись. Жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь (Втор. 30:19). Но люди могут выбрать и, увы, выбирают иное — «смерть вторую», погибель.
О том, что большая часть человечества выбрала путь погибели, прямо сказал Спаситель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7:13-14).
Прп. Иоанн Дамаскин объясняет, что «как благой, Бог создал нас не затем, чтобы наказывать, а чтобы мы были причастниками Его благости: но как правосудный, Он хочет, чтобы грешники были наказаны»169.
«Бог, по благости Своей, приводит из небытия в бытие всё существующее и о том, что будет,
168 Осипов. А.И. Из времени... Сс. 115, 135.
169 Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. С. 236.
- 86 -
имеет предведение. Итак, если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не имели бы сделаться и злыми, (а потому) не было бы о них предведения. Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение — к тому, что непременно будет. Но сперва — бытие (вообще), а потом уже — бытие доброе или злое. Если же для имеющих получить в будущем бытие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собственному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию. Поэтому Бог всё, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: лучше было бы человеку тому не родиться (Мк. 14:21), то Он говорил это, порицая не Своё собственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие её собственного произволения и нерадивости. которая сделала для неё бесполезным благодеяние Творца»170.
Сторонники всеобщего спасения прибегают к ещё одному аргументу — они утверждают, что будто бы греческое слово аіюѵіо^, употребляемое в Писании, а также и грекоязычны- ми святыми отцами, означает на самом деле не «вечный» в смысле бесконечный, а просто «очень долгий», и потому, будто бы, когда говорится о «муке вечной», то, якобы, имеется в виду, что она всё-таки конечная.
170 Точное исповедание православной веры, 4.21.
- 87 -
Несостоятельность этого аргумента следует из того, что о будущем наказании евангелистом употреблено точно такое же слово аіюѵю^, какое употреблено и о будущем блаженстве — И пойдут сии в муку вечную (коХасіѵ аіюѵюѵ), а праведники в жизнь вечную аіюѵюѵ) (Мф 25:46). И что же, считают ли «оптимисты», что Христово Царство будущего века тоже не вечное, а просто «очень долгое», и рано или поздно закончится, как и адские муки? Более того, это же слово в Писании прилагается и к самому Богу, когда Он называется аіюѵю^ Ѳеб^, вечный Бог (Рим. 14:25)? Неужели станут утверждать, что это значит просто «очень долгий Бог»?
Св. Василий Великий писал: «если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение «вечный»? Идут сии, сказано, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25:46). А согласившись в этом, надобно знать, что выражения бит будет много и бит будет меньше (Лк. 12:47-48), означают не конец, а разность мучения»171.
То же говорит и свт. Феофан: «Истолковывать тут нечего — слова ясны без толкования.
171 Правила пространно изложенные, 267.
- 88 -
Пытались дать слову вечный кривое толкование, — не верующие, а неверы, — будто вечный означает здесь относительную вечность: долго-долго, но не без конца, долго так, что эта длительность покажется вечностью, но всё же и конец будет. Что такое толкование криво, обличает тут же стоящее другое слово: в живот вечный. Живот вечный и кривотолки разумеют, как имеющий быть без конца. Так надо понимать и муку вечную. Оба изречения стоят в одинаковых условиях. Что разумеется об одном, нельзя того отрицать другого. Если живот без конца, то и мука без конца»172.
Иногда сторонники учения о всеспасении приводят и такой аргумент: разве могут наслаждаться в раю праведники, зная, что в это же время в аду мучаются грешники? Это, дескать, невозможно, значит, все должны быть спасены.
Но разве ещё в этой, земной жизни не было у каждого из нас моментов радости и счастья? И разве мы при этом не знали, что в этот же миг где-то кого-то убивают, кто-то страдает от ужасных болезней, кто-то умирает от пыток, от голода и т.д.? Конечно, интеллектуальное знание о том, что большая часть мира страдает, у нас было, но оно нисколько не мешало нашему счастью. Почему же оно должно мешать счастью будущего века?
172 Свт. Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М., 2011. С. 10.
- 89 -
Согласно логике упомянутого возражения праведники в этой жизни вовсе не должны быть радостны и испытывать блаженство, ведь они знают, что всё время кто-то где-то страдает, и притом немало людей. Однако слово Бо- жие заповедует христианам: Всегда радуйтесь (іФес. 5:16). Если и здесь радости христиан не препятствует знание о страданиях, и не только у христиан, но и вообще у всех людей в моменты счастья не омрачается душа тем фактом, что не все счастливы, то тем более в раю не будет омрачать знание о том, что зло наказано, и те, кто вместо Бога выбрал ложь и грех, пожинает последствия своего выбора.
Св. Григорий Двоеслов писал об этом: «наказание нечестивых отнюдь не помрачает в душе праведников светлости толикого блаженства; потому что, где уже не будет сострадания к бедствию, там, без всякого сомнения, оно не будет иметь силы к уменьшению радости блаженствующих»173.
А вот ответ свт. Феофана Затворника: «У вас ещё прописано: «Как праведные будут наслаждаться невозмутимым счастьем при сознании, что где-то страдают живые существа и будут непрестанно страдать? Если они возмогут быть счастливыми, то они перестанут быть праведными, и такая безучастность к ближним на небе ввергла бы их в ту же геенну, от кото
173 Свт. Григорий. Беседы на Евангелия. М, 2009. С. 426.
- 90 -
рой они избавились, практикуя сострадание и любовь к страждущим на земле». — Это чисто адвокатский прием — пускать пыль в глаза софизмами. Если праведников за несострадание к отверженным осужденникам — в ад, то Бога- осудителя куда?! — Вы всё забываете, что ад не человеческая выдумка, а Богом учрежден, и по Божиему же присуждению будет наполнен. Так открыл Он нам в слове Своём. Если так, то стало быть такое действие не противно Богу и не нарушает, скажем так, внутренней гармонии божеских свойств, а напротив — требуется ею. Если в Боге так, то как это может расстраивать блаженное благонастроение праведных, когда они един дух суть с Господом? Что Господь считает правым и должным, то и они... И состраданию тут места нет. Ибо отверженные Богом отвергнуты будут и ими; чувство сродности с ними пресечётся»174.
174 Свт. Феофан, Письма к разным лицам... С.11.
- 91 -
Комментариев нет:
Отправить комментарий