О попытках оправдать учение о спасении всех ссылками на Святых Отцов. свящ. Георгий Максимов

Как же реагируют на эти факты проповед­ники учения о всеобщем спасении?
На Западе, где в целом люди гораздо менее осведомлены в святоотеческом учении, мож­но встретить даже такие заявления: «Доктри­на всеобщего спасения (универсализм) была превалирующим учением христианства. За исключением Августина, ни один из древних отцов, по крайней мере, первых пяти веков, не высказывал аргументов против универсализ­ма. первые защитники учения о бесконечных муках были латинскими авторами, не знавши­ми греческого. греческие отцы, чьим родным языком был язык Нового Завета, возвестили великую истину всеобщего восстановления. от дней Климента Александрийского до Гри­гория Нисского и Феодора Мопсуэстийского величайшие богословы и учителя все без ис­ключения были универсалистами»115.
115 Smith B.D. Christian Universalism: Early Church // www.thebeautifulheresy.com/2005/08/early-church.html.

- 60 -
В православном мире выступать со столь откровенно ложными утверждениями невоз­можно, поскольку святоотеческие тексты, гово­рящие о вечных муках, хорошо известны. И от­ечественные проповедники «универсализма» используют другую тактику. Они соглашаются с тем, что многие святые отцы говорили о веч­ных муках. Но при этом заявляют, что это была всего лишь одна из двух равно авторитетных традиций. Приведём цитату:
«Существует два параллельных ряда выска­зываний святых отцов, многие из этих отцов... занимались только тем, что констатировали, что мы находим в Священном Писании и всё. И только. очень немногие из отцов поставили со всей определённостью важнейший вопрос: «Как понять, чтобы Бог, будучи любовью, мог дать бытие тому, кто пойдёт, как Он знает точ­но. на вечные мучения?» .вот те, которые не ставили этого вопроса они просто утверждают то, что имело место в Евангелии. Вторая парал­лельная линия — целый ряд отцов, которые ставили этот вопрос и все они, эта вторая линия, ответили на этот вопрос прямо противополож­ным образом то есть все они ответили, что муки будут... не бесконечные. Причём если бы вы зна­ли только, какие отцы об этом говорили, это же просто поразительное дело, какие отцы»116.
116 Осипов А.И. Лекция «О геенне» в МДА, от 15.04.2008 (видеозапись: 07:35-11:07)..
- 61 -
Таким образом пытаются лишить авторите­та и силы всё множество святоотеческих свиде­тельств против ереси о конечности адских мук. Это будто бы не учение Церкви, а всего лишь одно из мнений. Вообще стоит заметить, среди писателей-модернистов популярна тенденция нивелировать саму ценность Предания, сводя его к личным, частным мнениям отдельных древних авторов, которые будто бы постоянно были не согласны и противоречили друг другу.
Взгляд этот совершенно неправославный. В деяниях VII Вселенского собора есть такое сви­детельство свт. Тарасия Константинопольского: «Мы находим, что отцы ни в чём не разногласят, напротив, все, имея как бы одну душу, одно и то же проповедуют, одному и тому же учат»117. Эта убеждённость в том, что святые отцы согласно излагают «веру, однажды переданную святым» (Иуд. 1:3), проходит через все Вселенские со­боры. В соборных деяниях мы видим, как при рассмотрении очередного спорного вопро­са непременно изучается, что писали об этом древние святые отцы, и так определяется исти­на. Разумеется, это касается именно вопросов веры и именно общего согласия отцов.
Неужели действительно Церковь могла не определить истину в таком вопросе, который сами проповедники всеспасения называют важнейшим? Неужели действительно была
117 ДВС. Казань, 1909. Т. 7. С. 47.
- 62 -
вторая линия святоотеческого богословия, ко­торая учит о том, что муки окончатся? Посмо­трим, кого именно называют сторонниками идеи конечности адский мук:
«Может назвать вам имена хотя бы тех святых отцов, которые утверждали, что муки будут всё-таки не бесконечные? Родной брат Василия Великого Григорий Нисский, Гри­горий Богослов, Афанасий Великий в своём пасхальном слове, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, представляете, Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Максим Исповедник. Вы слышите, это те, которые знали чуть ли не наи­зусть Новый Завет»118. Другие авторы добав­ляют также имена прп. Иоанна Лествичника, свт. Иннокентия Херсонского и прп. Силуана Афонского.
Действительно, список внушительный.
«Между тем», — как замечает крупнейший отечественный патролог профессор Сидоров, — «из всех святых отцов (исключая, естествен­но, Оригена, считаемого за просто церковного писателя) только один святой Григорий Нис­ский высказывал частное мнение о спасении всех людей, но и он высказывал его наряду с со­вершенно противоположным воззрением»119.
118 Встреча с А.И.Осиповым в Московской студии ТК Союз 08.12.2010. Ч. 1 (видеозапись: 50:25-51:17)..
119 Сидоров А.И. Разумный воздержан в писаниях своих // Православная беседа, №6, 1998 г. С. 12.
- 63 -
Как видим, проповедники всеспасения уве­ряют нас, что множество святых отцов учило о конечности адских мук, и составляли собой целую альтернативную «партию» в Церкви, а специалисты по святым отцам говорят, что это неправда. Для того, чтобы разобраться и узнать, кто же прав, нам нужно рассмотреть, на основании чего всех упомянутых отцов реши­ли представить защитниками учения о конеч­ности гееннских мук. Вот первый блок цитат:
«Свт. Афанасий Великий в Пасхальном послании говорит: «Он Тот, Который древле вывел народ из Египта, а напоследок и всех нас или, лучше сказать, весь род человеческий ис­купил от смерти и возвёл из ада»... свт. Епифа- ний Кипрский пишет, «что Христос, сошедши в преисподнюю, сломил «адамантовы запоры», вывел оттуда пленные души «...и ад соделал пу­стым». «Св. Ефрем Сирин не сомневается, что «во гласе Господа ад получил предуведом­ление приготовиться к последующему Его гла­су, который совершенно упразднит его»120.
«Святитель Иоанн Златоуст, говоря об адовых темницах, следующим образом рас­крывает эту мысль: «Ибо они были поистине тёмными, пока не сошло туда Солнце справед­ливости, не осветило и не сделало ад небом. Ибо где Христос, там и небо»121. Тот же автор
120    ОсиповА.И. Из времени... Сс. 120-121.
121    Он же. Путь разума в поисках истины. М., 2008. С. 215.
- 64 -
ссылается и на Слово святителя Иоанна на Пасху: «Смерть! где твоё жало?! Ад! где твоя победа?! Христос сошёл в ад и ни единого во аде не осталось»122. Ссылается также на слова свт. Амфилохия Иконийского: «Когда явил­ся в ад, Он опустошил гробницы Его и разорил хранилища, все были отпущены, все побежали за Ним», говорит, что «Максим Исповедник пишет: «Веруя во Спасителя сошедшего во ад спасти мёртвых» не живых, не праведников»123;
Приводит и слова свт. Иннокентия Хер­сонского: «сошествием Божественного Же­ниха во ад истощены все адова царствия»124. Ссылается также и на слова из богослужения Великой Субботы: «Царствует ад, но не вечну- ет над родом человеческим»125.
122 Критики указывали, что цитата искажена. Вот что на самом деле в тексте: «Смерть! где твоё жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и никто не мёртв во гро­бе! Ибо Христос, восстав из гроба, первенец из умерших».
123 В самом тексте преподобный Максим сначала приводит одно из известных ему мнений: «Некото­рые говорят, что Писание называет мёртвыми людей, скончавшихся до пришествия Христа», а затем даёт другое толкование, что Писание «называет мёртвыми тех, кто носит в теле мёртвость Господа Иисуса (2Кор. 4:10) и кому поистине, благодаря делам их, даровано божественное Евангелие» (Творения прп. Максима Ис­поведника. Т. 2. М., 1994. С. 44).
124    Осипов А.И. Из времени... С. 123.
125    Осипов А.И. Из времени... С. 119.
- 65 -
Нетрудно заметить, что все эти высказыва­ния посвящены тому, что Христос сделал для че­ловечества во время нисхождения человеческой душою во ад в день Великой Субботы — гово­рится об избавлении нас от власти ада, о победе Христа над адом и т.д. Это тексты христологиче- ские, а не эсхатологические, они о том, что уже было в прошлом, а не о том, что ждёт нас в бу­дущем. Корректно ли слова, сказанные о схож­дении Христа во ад выдавать за то, что будто бы сказано о наказании после Страшного Суда?
Думается, стоит дать слово самим проци­тированным авторам, чтобы услышать их мне­ние о том, означают ли подобные выражения то, что все люди будут спасены.
Вот что говорит свт. Иоанн Златоуст: «Чем же сокрушены врата медные и стёрты вереи железные? Телом Христовым. Тогда именно в первый раз явилось тело бессмертным и раз­рушило владычество смерти. Впрочем, это показывает только, что Им сила смерти разру­шена, а не истреблены грехи умерших прежде пришествия Его. В противном случае, если Он освободил от геенны всех прежде умерших, то почему же сказал: отраднее будет земле Со­домской и Гоморрской (Мф. 9:24)? Этим дано разуметь, что и они, хотя легче, однако ж будут наказаны. И хотя они здесь уже понесли край­нее наказание, однако и это их не избавит»126
126 Творения. Т. 7. Почаев, 2005 г., С. 413.
- 66 -
А вот слова свт. Иннокентия Херсонского: «Смерть и без жала для нас ещё столь сильна, что вследствие грехов наших низводит каждо­го из нас во гроб. Ад и с разрушенными стена­ми и с упразднёнными вратами ещё продолжа­ет снова наполняться теми, которые, оставив царский тесный путь креста, ведущий в рай, идут всю жизнь путём широким, которого по­следние зрят во дно адово»127.
Итак, сами процитированные авторы воз­ражают против того, чтобы поэтические вы­ражения о разрушении адских врат и самого ада понимались в смысле конечности мучений грешников и всеобщего спасения.
В православной традиции слово «ад» имеет два значения. В широком смысле оно обознача­ет вообще посмертное воздаяние тех, кто умер во грехе и вне Церкви, — включая то воздаяние в «озере огненном», которое они получат после воскресения и Страшного Суда. В узком смыс­ле слово «ад» обозначает то место, где пребы­вают души грешников до всеобщего воскресе­ния. До Христа в это место сходили души всех умерших без исключения. Но Спаситель вывел из ада души праведников, живших до Его при­шествия, а для живущих после Его пришествия создал Церковь — Тело Своё, чтобы они уже не были под властью греха и не шли после смер­ти в ад. Христос сделал это ради всего челове­
127 Слово в Великую субботу.
- 67 -
чества, чтобы у всех была такая возможность, но отнюдь не все решили воспользоваться этой возможностью. Свет пришёл в мир; но люди бо­лее возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету (Ин. 3:20-21).
Этот ад как место для душ умерших, опустел от душ праведников две тысячи лет назад, когда Христос сходил в него, и опустеет от всех душ, когда они соединятся с телами и воскреснут для Суда Божия. Про этот ад сказано: И смерть и ад повержены в озеро огненное (Откр. 20:14). Но в следующем стихе апостол-очевидец добавляет, что и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Откр. 20:15). А там уже, как сказал Спаситель, червь их не умирает и огонь не угасает (Мк. 9:44). Это озеро огнен­ное также нередко называется адом в широком смысле слова, а также геенной, огнём вечным (Мф. 18:8), неугасимым (Мф. 25:41), и наказание в нём не будет иметь конца.
Вот что об этом говорят упомянутые выше святые отцы. Свт. Афанасий Великий назы­вал учение Оригена, «проповедовавшего, что будет конец мучению и Бог простит всякий грех и людям и бесам» среди тех примеров «нечестивой хулы», в которую можно впасть, «если в божественных Писаниях будем многое разуметь буквально»128.
128 Творения. T.IVМ., 1994. С. 431.
- 68 -
Св. Иоанн Златоуст: «Всеми людьми ис­следуется вопрос: будет ли иметь конец огонь гееннский? Христос открыл нам, что этот огонь не имеет конца: огнь их не угасает, и червь не умирает (Мк. 9:45) Итак, Христос от­крыл, что гееннский огонь не имеет конца; и Павел утверждает, что мучение будет нескон­чаемое, когда говорит, что грешники муку при­мут, погибель вечную (2Фес. К9)»129.
«Есть много людей, которые возлагают до­брые надежды не на то, что они воздержива­ются от грехов, а на то, что полагают, будто геенна не так страшна, как говорят о ней, но слабее той, какою угрожают нам, и при том временна, а не вечна, и много умствуют по этому поводу. Между тем я могу представить много доказательств и даже вывести из самых слов (Писания) о геенне, что она не только не слабее того, как её представляют в угрозах, а еще гораздо ужаснее... А что она не временна, послушай, что говорить здесь Павел о людях, не ведущих Бога и не верующих в Евангелие, именно, что они подвергнутся наказанию, вечной погибели. Итак, каким образом вечное может сделаться временным?»130.
Свт. Амфилохий Иконийский: «Когда приводишь в исполнение внушения диавола,
129 Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. СТСЛ. 1995, Кн. 2, С. 520.
130    Беседы на II послание к Фессалоникийцам, 3.
- 69 -
тогда печалься, сокрушайся, плачь, поскольку стремишься в вечный огонь»131.
Прп. Ефрем Сирин: «Знайте, возлюблен­ные мои, что если не будем подвизаться в это краткое время, то должны будем раскаиваться и мучиться там во веки веков... Не будем не­радивы здесь, возлюбленные мои, чтобы не раскаиваться бесконечные века, где не при­несут нам пользы слёзы и воздыхания, где нет
покаяния»132.
«Что станем делать, братья, если осуждены будем во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов), где нет надежды увидеть свет в бес­конечные века? Подобно и изгнанник считает дни, ночи и годы, ожидая окончания срока, а в будущем веке осужденному должно считать не дни, не ночи, не месяцы, не годы, потому что там — беспредельные и бесконечные века»133.
«Какая польза человеку, если приобретет весь мир, душу же свою ввергнет в геенну неу- гасающую, которой нет и конца?»134
Св. Епифаний Кипрский: «И тому верует святая матерь наша Церковь... что мы умрём и воскреснем с этим телом, с этою душою... что будет воскресение мёртвых, вечное осуж­дение, Царствие Небесное, упокоение для
131 Свт. Амфилохий Иконийский. Беседа о покаянии // Не должно отчаиваться в спасении. М., 1998. С.76.
132     прп. Ефрем. Творения. СТСЛ., 1907. Т. 1. С. 219.
133    прп. Ефрем. Творения. СТСЛ., 1907. Т. 2. С. 195.
134    прп. Ефрем. Творения. СТСЛ., 1900. Т. 4. С. 502.
- 70 -
праведников»135. И в другом месте, объясняя слова Моисея да живёт Рувим, и да не умрёт (Втор. 33:6), сказанные уже после смерти Ру­вима, св. Епифаний говорит, что тем самым пророк выражал пожелание о будущем: «да живёт, то есть в воскресение. Ибо он знал, что все оживут. И да не умрёт, то есть, не подвер­гнется смерти второй чрез осуждение и муче­нию вечному»136.
Прп. Максим Исповедник: «подвиги в добродетели. бывают виновниками для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение — виновниками муки вечной»137. «Тогда. встав­шим слева достанется вечный огонь, и внеш­няя тьма, и неусыпный червь, и скрежет зубов, и непрерывный плач, и бесконечный позор, от которого всякий осуждённый на нескончаемые вовек мучения будет терзаться сильнее, чем от остальных видов наказания вместе»138.
Свт. Иннокентий Херсонский: «Неко­торые из воскресших людей окажутся неиму­щими в себе жизни Божией, духа Христова... Над таковыми несчастными восгосподствует смерть вторая, и они, подобно праведным, бу­дут облечены в тела нетленные, и на них преж­
135 Краткое истинное слово о вере вселенской и апостольской Церкви, гл. 17.
136 Слово якорное, 97 // Творения святого Епифания Кипрского. Ч. 6. М., 1884. С. 162.
137    прп. Максим Исповедник. Главы о любви, 2.34.
138    Прп. Максим Исповедник. Письма. СПб., 2007. С. 104.
- 71 -
няя нынешняя смерть не будет иметь никакого действия; но, не имея способности к жизни в Боге, ко пребыванию в обителях Отца Небес­ного, они будут удалены в ад, к духам отвержен­ным на всю вечность. Такое бессмертие будет стократ хуже смерти, ибо вечность их будет са­мая злополучная. Очевидно, кто виновен будет в этой ужасной второй смерти: сами грешники. Освободиться от неё уже не будет возможности. Ибо тогда всё кончено, и нет возврата»139.
То же самое мы увидим, если обратимся и к прп. Иоанну Лествичнику, который писал: «кто поистине стяжал память о вечном муче­нии и страшном суде. тот не возлюбит уже ни­чего временного. и без попечений и лености последует Христу, непрестанно взирая на небо и оттуда ожидая себе помощи»140. «Воспомина­ние о вечном огне каждый вечер да засыпает с тобою, и вместе с тобою да восстаёт»141. «Все, а в особенности падшие, должны беречься, что­бы не допустить в сердце своё недуг безбожно­го Оригена; ибо скверное его учение, внушая о Божием человеколюбии, весьма приятно лю­дям сластолюбивым»142.
Перейдём теперь к рассмотрению других святых отцов, на которых ссылаются современ­
139    Беседы на св. четыредесятницу о смерти.
140    Лествица, 2.1.
141    Лествица, 7.21.
142    Лествица, 5.41.
- 72 -
ные оригенисты. В отличие от вышеупомянутых святых в случае св. Григория Богослова ис­пользуется цитата, не относящаяся к схождению Христа во ад. «Григорий Богослов пишет: «Мо­жет быть они», — это о грешниках говорится не о нас, нет-нет, надеюсь, не о нас, — «может быть они будут там крещены огнём, этим последним крещением», — там это в смысле в аду, — «по­следним крещением самым трудным и продол­жительным, которое поедает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха»143.
Сказано это не вообще о грешниках, а о ере­тиках новатианах. Католики на Флорентий­ском соборе пытались ссылаться на эти слова св. Григория как на подтверждающие их док­трину чистилища. Отвечая, свт. Марк Эфес- ский объяснил, что они неверно понимают слова святителя, но на самом деле «Григорий Богослов говорит согласно тому, что говорил Иоанн Златоуст, а именно: что тот огонь (о котором говорит апостол в іКор. 3:15) будет не временным и преходящим, но более мучитель­ным и более длительным»144.
Стоит напомнить, что на греческом языке слово «крещение» — Раптісца — означает «по­гружение». Потому и погружение в озеро ог­ненное — это тоже Ралтюда.
143 Осипов А.И. Лекция «Духовная жизнь» в Мед­ведково, г. Москва, 2008 г. (видеозапись: 90:46-91:22).
144    архим. Амвросий (Погодин). Указ. соч. С. 66.
- 73 -
Ещё задолго до св. Марка Эфесского прп. Иоанн Дамаскин писал о восьми видах креще­ния, объясняя и слова св. Григория про огнен­ное крещение, что оно «восьмое и последнее — не спасительное, но истребляющее порок, ибо после него порок и грех не будут уже иметь силы, и наказывающее бесконечно»145.
Это напрямую относится к словам апосто­ла: А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасётся, но так, как бы из огня (іКор. 3:15), которые католики также пытались использоваться для подтверждения учения о чистилище, а сторонники оригенизма — для подтверждения учения о спасении всех.
Как объясняет свт. Иоанн Златоуст, «эти слова означают следующее: он сам не погибнет так, как дела, не обратится в ничто, но оста­нется в огне. Это апостол и называет спасени­ем; потому не просто сказал: спасётся, а при­бавил: как бы из огня. Так и мы обыкновенно говорим: в огне сохраняются — о таких вещах, которые не сгорают и не вдруг обращаются в пепел»146. И блж. Феофилакт так же говорит: «сам, то есть грешник, спасётся, то есть со­хранится целым для вечных мучений». И прп. Ефрем Сирин понимал «спасётся» в том зна­чении, что грешник воскреснет и будет суще­ствовать: «А чьё здание сгорит, тот потерпит
145    Точное изложение православной веры, IV. 9.
146    Беседы на 1-е послание к Коринфянам, 9.3.
- 74 -
вред, то есть мучение, ибо хотя воскресение воздвигнет его и оживит, так однако жалко он оживёт, что как бы чрез огонь (в огне)»147.
Однако вернёмся к св. Григорию Богослову и рассмотрим, что он говорил об адских муках: «Есть ещё и сих ужаснейший огонь, который заодно действует с червём неусыпающим, не угасим, но увековечен для злых»148; «Первые наследуют неизреченный свет и созерцание Святой Троицы... а уделом вторых, кроме про­чего, будет мучение... — отвержение от Бога и стыд в совести, которому не будет конца»149; «бессмертная душа. будет вечно или нака­зываема за порочность, или прославляема за добродетель»150.
Что же касается прп. Исаака Сирина, то обычно любят цитировать последние три сло­ва из так называемого «новооткрытого вто­рого тома творений прп. Исаака Сирина», из­данного в 1998 г. на русском языке в переводе игумена Илариона (Алфеева)151.
147 Цитаты блж. Феофилакта и прп. Ефрема взяты из их толкований на 1-е послание к Коринфянам.
148    Слово 40.
149    Слово 15.
150    Слово 3.
151 Ныне — митрополит Волоколамский. В ранних его работах можно видеть пассажи в пользу учения о спасении всех, отрадно признать, что владыка Иларион впоследствии пересмотрел свои взгляды и даже стал вы­ступать с критикой этих идей: «можно ли верить в то,
- 75 -
По замечанию проф. Сидорова, эти «беседы создают впечатление типичных подлогов»152. Такого же мнения и греческий автор прот. Ио­анн Фотопулос153. Многие выражали сомнения в подлинности «второго тома». Св. Гора Афон не приняла этой книги и направила протест изда­тельству, выпустившему её на греческом.
Для читателя, знакомого с первым томом творений Святого Отца, невозможно было не заметить разительные противоречия между ними. Например, автор «второго тома» заявля­ет, что «смерть Господа нашего была не для ис­купления нашего от греха... а единственно для того, чтобы мир познал любовь, которую Бог имеет к твари» (3 слово), в то время как автор что злодеи и изверги, убивающие людей, восстающие против Бога и всего святого, окажутся в раю вместе с праведниками и святыми? Можно ли верить, что в раю окажутся Иоанн Предтеча и Ирод, священномученик Вениамин Петроградский и Ленин, тысячи расстрелян­ных новомучеников и исповедников Российских и их па­лачи? Если будет так, тогда полностью стирается грань между добром и злом. Тогда всё равно — святой ты или злодей, делаешь ли ты добро или зло, спасаешь ли лю­дей от смерти или убиваешь их... Человек несёт нрав­ственную ответственностью за свои поступки. И за гре­хи земной жизни он будет расплачиваться в вечности»(http://www.interfax-religion.ru/?act=interview&div=178).
152 СидоровА.И. Разумный воздержан... С. 11.
153 Прах. Іааѵѵоѵ Фатопоѵіоѵ. 'О Аррй^ 'Іааак о Еиро^, ото ат6%аатро той Оікои^еѵіа^ой // «ОрѲобо^о^ Т1Ж09» № 1659, 6.10.2006. Z1-2.
- 76 -
первого тома пишет, что Христос предал Себя на смерть для искупления грехов, — «Посему- то Господь в ту ночь, в которую был предан, сказал: сия есть кровь Моя, яже за многих из­ливаемая во оставление грехов (48 слово)».
Прп. Исаак Срин в первом томе пишет о веч­ных муках (58 слово), автор же второго тома на­зывает такое мнение богохульным (39 слово)154. Даже характер авторов обоих томов иной. Если прп. Исаак Сирин предстаёт пред нами как богослов-мистик и тайнозритель, то автор вто­рого тома — скорее как богослов-теоретик.
В древности нередко те или иные сочине­ния приписывали прославленным авторам, ко­торым они в действительности не принадлежа­ли. Так что даже, например, святой Амфилохий Иконийский составил специальное сочинение «О ложно надписываемых еретиками книгах». Несомненно, что из их числа и так называемый «второй том», приписанный имени прп. Исаа­ка традицией несторианской Церкви, которая точно так же приписывает ему и третий том, и ещё ряд текстов, в том числе сочинение, на­правленное специально против православных и предающее их анафеме155.
154 Более подробное рассмотрение темы подложно­сти «второго тома» см. в моей статье «Оптимистическая» патрология //http://www.pravoslavie.ru/put/4204.htm
155 О томчто прпИсаак не был несторианиномсмновейшие исследованияMiller D.R. A Brief Historical and Theological Introduction // Ascetical Homilies of Saint
- 77 -
В подлинных творениях прп. Исаака Сири­на мы видим то же учение о грядущих муках, какое исповедовали и другие святые:
«Что несмысленнее или неразумнее такой речи: «Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтобы войти в Царство, не забочусь»? Ибо избежать геенны и значит это самое — вой­ти в Царство; равно как лишиться Царства — значит войти в геенну. Писание не указало нам трёх стран, но что говорит? Когда же приидет Сын человеческий в славе Своей..., и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по ле­вую (Мф. 25:31-33). Не три наименовал сонма, но два — один одесную, другой ошуюю. И разделил пределы различных обителей их, сказав: и идут сии, т. е. грешники, в муку вечную, праведники же в жизнь вечную (Мф. 25:46)... И ещё: придут с востока и запада, и возлягут на лоне Авраамо- вом в Царствии Небеснем; сыны же царствия извержены будут во тьму кромешную, где плач и скрежет зубов (Мф. 8:11-12), что страшнее вся­кого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состоя­ние, противоположное горней степени, и есть та самая мучительная геенна?»156
Isaac the SyrianBrookline2011. Pp74-75; Пірар MAppa 'Іааак той Ейрои. Лоуоі аакптікоі KpraKq екбоаі. Ауіоѵ 'Оро^, 2012. А также см. духовное свидетельство: Иеромонах Исаак. Житие старца Паисия Святогорца. М., 2006. Сс. 243-245.
156 прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. М., 2009. Сс. 476-477.
- 78 -
«Поэтому, пока есть у тебя ноги, иди вослед делания, прежде нежели связан ты будешь узами, которых невозможно уже будет раз­решить... Положи, человек, на сердце своём, что предстоит тебе отшествие, и непрестанно говори себе: «Вот у дверей уже пришедший за мною посланник. Что же я сижу? Переселение моё вечно, возврата уже не будет»157.
Наконец, прп. Силуана Афонского запи­сывают иногда в сторонники учения о спасении всех на основании одного рассказа о том, как преподобный не согласился с монахом, который радовался тому, что другие будут гореть в аду, и сказал: «Любовь не может этого понести».
Из этого делают такой вывод, что «мысль о мучениях грешников в аду была для него не­переносимой. Именно поэтому он считал не­обходимым верить в возможность спасения всех людей и молиться об этом»158.
Однако речь у прп. Силуана о том, что хри­стианину не подобает упиваться мыслью о по­гибели других, и не должно желать её другим. Но в том, что касается посмертной участи грешников, прп. Силуан писал следующее:
«Слава Господу, что Он дал нам покаяние, и покаянием все мы спасёмся, без исключения», — писал преподобный, и тут же добавлял: «не спасутся только те, которые не хотят каяться,
157    прп. Исаак Сирин. Указ. соч. Сс. 275-276.
158 иером. Иларион (Алфеев). Таинство веры. Клин, 2000. С. 271.
- 79 -
и в этом я вижу их отчаяние, и много я плачу, жалея их»159. Прп. Силуан понимал, что «наша воля есть медная стена между нами и Богом, и не даёт с Ним сблизиться или созерцать Его милость»160. «Жалко тех людей, которые не зна­ют Бога. Они не видят вечного света и по смер­ти идут в вечный мрак. Мы знаем об этом, потому что Дух Святый в Церкви открывает святым, что есть на небесах и что есть во аде»161.
Пусть судят читатели, справедливо ли ут­верждение о том, что все эти отцы «утверждали, что муки будут всё-таки не бесконечные». Нам же кажется довольно циничным, когда даже тех святых отцов, которые боролись с оригенизмом и явно писали против лжеучения о конечности адских мук, выставляют проповедниками того учения, которое они отрицали и с которым бо­ролись. После этого совершенно неудивитель­но видеть то возмущение, какое такие манипу­ляции вызывают у патрологов.
Как говорит проф. Сидоров, «ссылки на других отцов, придерживающихся якобы сход­ных воззрений, весьма напоминают попытку внедрить в церковное сознание еретические мнения, прикрываясь «троянским конем» свя­тоотеческого авторитета. перед нами вполне сознательная попытка внедрить в Правосла­вие, под покровом якобы "святоотеческих",
159    прп. Силуан. Писания. Ивановское, 1997. С. 88.
160    Там же. С. 77.
161    Там же. С. 29.
- 80 -
мнения явно ошибочные и еретические»162.
Свт. Григорий Нисский — единственный из всех православных святых, кто говорил о конечности адских мук. Но, во-первых, одного святого явно маловато для утверждения о «па­раллельном ряде святых отцов», а во-вторых, последующие святые разъяснили, что в этом вопросе святитель ошибался.
Так, например, святитель Марк Ефесский, приведя обширные выдержки из святого Гри­гория, восклицает: «Разве мы не правильно поступаем, что не принимаем на веру тако­вые слова святого Григория Нисского, считая их или подложными, или, если они даже и подлинные, не принимая их, как противоре­чащие Писаниям и общим догматам?.. Итак, эти изречения, если и действительно сказаны чудным Григорием. никоим образом не убе­дительны для нас, взирающих на общее суж­дение Церкви и руководящихся Божествен­ным Писанием, а не взирающих на то, что каждый из учителей писал, выражая как своё личное мнение»163.
О неприемлимости этих мнений св. Григо­рия говорили и другие святые — прп. Варсоно- фий Великий, свт. Фотий Константинопольский, Нил Кавасила. Св. Герман Константинополь­
162    СидоровА.И. Разумный воздержан... С. 12.
163 арх. Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефес- ский и Флорентийская уния. N.Y., 1963. Сс. 129, 132.
- 81 -
ский полагал, что еретические мысли были ве- сены в тексты св. Григория оригенистами: «те, кому нравилась та нелепость, что будто для демонов и для людей, подверженных вечно­му наказанию, нужно некогда ожидать избав­ления... приступили к чистым и здравым его творениям и примешали тёмный и гибельный яд оригеновых бредней»164. В свою очередь прп. Максим Исповедник, отвергая мысль об оригеновском апокатастасисе, считал, что у св. Григория этот термин «употребляется в смыс­ле восстановления познавательных сил чело­века в то состояние правильного отношения к истине, в каком они вышли из творческих рук своего Создателя»165.
Итак, множество святых упоминало это мнение св. Григория Нисского, и ни один из них не говорил, что оно допустимо и выражает веру Церкви, и будто бы на основании автори­тета св. Григория можно верить, что все спа­сутся. Подробнее об этом мы поговорим ещё раз чуть ниже, в теме, связанной с решениями V Вселенского собора.
Как мы помним, всех перечисленных отцов проповедники всеспасения представляли нам в числе тех немногих, кто «поставили со всей определённостью важнейший вопрос: Как по­нять, чтобы Бог, будучи любовью, мог дать бы­
164    Цит. по: митр. Макарий (Оксиюк). Указ. соч. С. 565.
165    Цит. по: митр. Макарий (Оксиюк). Указ. соч. С. 575.
- 82 -
тие тому, кто пойдёт, как Он знает точно. на вечные мучения?»
Но вместо цитат с рассмотрением этого вопроса нам предложили множество цитат о схождении Христа во ад. Между тем некото­рые (далеко не все) из перечисленных отцов действительно рассматривали этот вопрос и стоит привести их ответ.
В частности, свт. Иоанн Златоуст говорит: «Как, скажи мне, ты не страшишься, произно­ся такую дерзость и утверждая, что «Бог чело­веколюбив и не наказывает»? А если накажет, то, по-твоему, окажется уже нечеловеколюби­вым? Почему же, скажи мне, ты, согрешая, не желал бы быть наказанным? Разве Он не пред­упредил тебя обо всем? Разве не угрожал? Раз­ве не помогал? Разве не совершил многого для твоего спасения? Если злые не наказываются, то иной, быть может, скажет, что и добрые не увенчиваются; а в таком случае где будет чело­веколюбие и праведность Божии? Итак, люди, не обманывайте себя, прельщаемые диаволом, — потому что всё это его (диавола) мысли. Если и судьи, господа и учителя добрых на­граждают, а дурных наказывают, то как было бы сообразно, если бы у Бога совершалось на­оборот, если бы добрые и злые удостаивались одного и того же? Но скажешь, так поступают люди, а Бог человеколюбив? Во-первых и люди так поступают не по жестокости, а по челове­
- 83 -
колюбию; и Бог так наказывает потому, что Он человеколюбив; по величию милости Его ве­лико и наказание Его. Следовательно, когда ты говоришь, что Бог человеколюбив, то тем бо­лее доказываешь справедливость наказания, если мы грешим против такого Существа»166.
Люди века сего не хотят признать, что всё в нашей жизни предельно серьёзно. Слова про «любовь Божию» для них важны лишь как воз­можность избавиться от неприятных мыслей о последствиях выбранного ими злого пути. Поэтому так популярно любое учение, которое скажет, что посмертное наказание — это «на самом деле не навсегда», и потому не стоит все­рьёз относиться к словам о вечных мучениях.
Но Бог не шутит с нами. Он не похож на тех родителей, которые грозят лишь для виду, а потом всё равно не наказывают. Бог не человек, чтоб Ему лгать... Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит? (Чис.23:19).
Некоторые прямо говорят: да, не исполнит, слова Бога про вечные муки — это просто пе­дагогическая мера, чтобы удержать людей от греха. Свт. Григорий Двоеслов так отвечает на это: «Если ложно то, чем Бог угрожал для удержания грешников от беззаконий, ложно также и то, что Он обещал для возбуждения к праведности. Но кто, кроме безумного, ос­
166 Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. СТСЛ, 1995. Кн. 2. С. 522.
- 84 -
мелится сказать это? И если Он угрожал тем, чего не исполнит, то прежде, нежели захотим признать Его милосердым, должны будем на­звать Его (что страшно и сказать) лживым»167.
Сам вид распятого Христа должен был бы приводить в чувство и напоминать, насколько всё серьёзно. И свобода — всерьёз, и выбор — всерьёз, и последствия выбора — тоже всерьёз.
Ты имеешь свободу сунуть руку в кипяток, если хочешь, но последствием твоего свобод­ного выбора будет ожог и, возможно, потеря руки. А говорить, что ожога не будет, потому что Бог есть любовь — разве не абсурд? Ты имеешь свободу воровать, блудить, убивать, проповедовать ереси, но последствием твоего свободного выбора будет геенна, где червь не умирает и огонь не угасает (Мк. 9:46).
Даже в этой, земной жизни, тот, кто из-за своего неправильного выбора теряет руку, разве не навсегда её теряет? Разве отрастает она зано­во, когда он понимает, что был не прав? Почему же по смерти последствия выбора не навсегда, если и Сам Бог говорит, что они вечны?
Так что ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведет тебя на суд (Еккл. 11:9).
Потому лукаво это возражение: «Любовь даёт жизнь тем, о которых знает, что они до­бровольно изберут зло и подвергнутся не­
167 Собеседования, IV.44..
- 85 -
скончаемым мучениям?... совершенно ясно, что Любовь не может совершить подобного, что здесь что-то не то... Можно ли утверждать, что Господь, зная, что и эти, и бывшие, и по­следующие миллиарды людей погибнут, дал им земную жизнь только для того, чтобы затем подвергнуть их вечным мучениям?»168
Бог даёт жизнь не для того, чтобы подвер­гать вечным мучениям, а для того, чтобы сво­бодные существа могли сделали свободный вы­бор в пользу Бога, истины, святости и спастись. Жизнь и смерть предложил Я тебе, благосло­вение и проклятие. Избери жизнь (Втор. 30:19). Но люди могут выбрать и, увы, выбирают иное — «смерть вторую», погибель.
О том, что большая часть человечества вы­брала путь погибели, прямо сказал Спаситель: широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими... тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие на­ходят их (Мф. 7:13-14).
Прп. Иоанн Дамаскин объясняет, что «как благой, Бог создал нас не затем, чтобы нака­зывать, а чтобы мы были причастниками Его благости: но как правосудный, Он хочет, что­бы грешники были наказаны»169.
«Бог, по благости Своей, приводит из небы­тия в бытие всё существующее и о том, что будет,
168    Осипов. А.И. Из времени... Сс. 115, 135.
169    Прп. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. С. 236.
- 86 -
имеет предведение. Итак, если бы те, которые согрешат, не имели в будущем получить бытие, то они не имели бы сделаться и злыми, (а пото­му) не было бы о них предведения. Ибо ведение относится к тому, что есть; а предведение — к тому, что непременно будет. Но сперва — бытие (вообще), а потом уже — бытие доброе или злое. Если же для имеющих получить в будущем бы­тие, послужило бы препятствием к получению бытия то (обстоятельство), что они, по собствен­ному произволению, имеют сделаться злыми, то зло победило бы благость Божию. Поэтому Бог всё, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или до­брым, или злым. Отсюда, если Господь и сказал: лучше было бы человеку тому не родиться (Мк. 14:21), то Он говорил это, порицая не Своё соб­ственное творение, а то зло, какое, возникло у Его твари вследствие её собственного произво­ления и нерадивости. которая сделала для неё бесполезным благодеяние Творца»170.
Сторонники всеобщего спасения прибега­ют к ещё одному аргументу — они утверждают, что будто бы греческое слово аіюѵіо^, употре­бляемое в Писании, а также и грекоязычны- ми святыми отцами, означает на самом деле не «вечный» в смысле бесконечный, а просто «очень долгий», и потому, будто бы, когда го­ворится о «муке вечной», то, якобы, имеется в виду, что она всё-таки конечная.
170 Точное исповедание православной веры, 4.21.
- 87 -
Несостоятельность этого аргумента сле­дует из того, что о будущем наказании еван­гелистом употреблено точно такое же сло­во аіюѵю^, какое употреблено и о будущем блаженстве — И пойдут сии в муку вечную (коХасіѵ аіюѵюѵ), а праведники в жизнь веч­ную     аіюѵюѵ) (Мф 25:46). И что же, счи­тают ли «оптимисты», что Христово Царство будущего века тоже не вечное, а просто «очень долгое», и рано или поздно закончится, как и адские муки? Более того, это же слово в Пи­сании прилагается и к самому Богу, когда Он называется аіюѵю^ Ѳеб^, вечный Бог (Рим. 14:25)? Неужели станут утверждать, что это значит просто «очень долгий Бог»?
Св. Василий Великий писал: «если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не позволяем себе помыслить сего о жизни, то какое основание полагать ко­нец вечному мучению, когда при том и другом одинаково находится приложение «вечный»? Идут сии, сказано, в муку вечную, а праведни­ки в жизнь вечную (Мф. 25:46). А согласившись в этом, надобно знать, что выражения бит бу­дет много и бит будет меньше (Лк. 12:47-48), означают не конец, а разность мучения»171.
То же говорит и свт. Феофан: «Истолковы­вать тут нечего — слова ясны без толкования.
171 Правила пространно изложенные, 267.
- 88 -
Пытались дать слову вечный кривое толкова­ние, — не верующие, а неверы, — будто веч­ный означает здесь относительную вечность: долго-долго, но не без конца, долго так, что эта длительность покажется вечностью, но всё же и конец будет. Что такое толкование криво, обличает тут же стоящее другое слово: в жи­вот вечный. Живот вечный и кривотолки раз­умеют, как имеющий быть без конца. Так надо понимать и муку вечную. Оба изречения стоят в одинаковых условиях. Что разумеется об од­ном, нельзя того отрицать другого. Если живот без конца, то и мука без конца»172.
Иногда сторонники учения о всеспасении приводят и такой аргумент: разве могут на­слаждаться в раю праведники, зная, что в это же время в аду мучаются грешники? Это, дескать, невозможно, значит, все должны быть спасены.
Но разве ещё в этой, земной жизни не было у каждого из нас моментов радости и счастья? И разве мы при этом не знали, что в этот же миг где-то кого-то убивают, кто-то страдает от ужасных болезней, кто-то умирает от пыток, от голода и т.д.? Конечно, интеллектуальное знание о том, что большая часть мира страда­ет, у нас было, но оно нисколько не мешало на­шему счастью. Почему же оно должно мешать счастью будущего века?
172 Свт. Феофан Затворник. Письма к разным ли­цам о разных предметах веры и жизни. М., 2011. С. 10.
- 89 -
Согласно логике упомянутого возражения праведники в этой жизни вовсе не должны быть радостны и испытывать блаженство, ведь они знают, что всё время кто-то где-то страда­ет, и притом немало людей. Однако слово Бо- жие заповедует христианам: Всегда радуйтесь (іФес. 5:16). Если и здесь радости христиан не препятствует знание о страданиях, и не только у христиан, но и вообще у всех людей в момен­ты счастья не омрачается душа тем фактом, что не все счастливы, то тем более в раю не будет омрачать знание о том, что зло наказано, и те, кто вместо Бога выбрал ложь и грех, пожинает последствия своего выбора.
Св. Григорий Двоеслов писал об этом: «на­казание нечестивых отнюдь не помрачает в душе праведников светлости толикого бла­женства; потому что, где уже не будет состра­дания к бедствию, там, без всякого сомнения, оно не будет иметь силы к уменьшению радо­сти блаженствующих»173.
А вот ответ свт. Феофана Затворника: «У вас ещё прописано: «Как праведные будут на­слаждаться невозмутимым счастьем при со­знании, что где-то страдают живые существа и будут непрестанно страдать? Если они возмо­гут быть счастливыми, то они перестанут быть праведными, и такая безучастность к ближним на небе ввергла бы их в ту же геенну, от кото­
173 Свт. Григорий. Беседы на Евангелия. М, 2009. С. 426.
- 90 -
рой они избавились, практикуя сострадание и любовь к страждущим на земле». — Это чисто адвокатский прием — пускать пыль в глаза со­физмами. Если праведников за несострадание к отверженным осужденникам — в ад, то Бога- осудителя куда?! — Вы всё забываете, что ад не человеческая выдумка, а Богом учрежден, и по Божиему же присуждению будет наполнен. Так открыл Он нам в слове Своём. Если так, то ста­ло быть такое действие не противно Богу и не нарушает, скажем так, внутренней гармонии божеских свойств, а напротив — требуется ею. Если в Боге так, то как это может расстраивать блаженное благонастроение праведных, когда они един дух суть с Господом? Что Господь счи­тает правым и должным, то и они... И состра­данию тут места нет. Ибо отверженные Богом отвергнуты будут и ими; чувство сродности с ними пресечётся»174.
174 Свт. Феофан, Письма к разным лицам... С.11.
- 91 -

Комментариев нет: