В учебнике А.И. Осипова для духовных учебных заведений "ОСНОВНОЕ БОГОСЛОВИЕ. Курс лекций, прочитанных в 4-м классе Московской духовной семинарии в 1997/98 полуарианин Евсевий Кесарийский почему-то стал святым Отцом, а его еретическое высказывание, противоречащее православному святоотеческому учению, автор использует для обоснования своей евхаристической доктрины.
Св. Евсевий Кесарийский: В Евхаристии «речь идет не о той плоти, которую Он воспринял, но о таинственном Теле и Крови» (О церковном богословии. 3; 12 // Лампэ, 1356).
На с. 1365 в A Patristic Greek Lexicon (edited by G.W. Lampe, Oxford, at the Clarendon Press, 1961) действительно приведены на греческом эти еретические слова Евсевия, однако "канонизировал" их автора именно А.И. Осипов.
Интересно, что это высказывание Евсевия противоречит утверждению самого А.И. Осипова несколькими строками выше:
Все отцы единогласно учат, что в святой Евхаристии верующий вкушает истинное Тело и истинную Кровь Христову, «ту самую пренепорочную плоть, которую принял Он от Пречистой Марии Богородицы» (преподобный Симеон Новый Богослов. Сл. 45). Но лишь немногие из них говорят о тайне этого Таинства, изъясняя смысл происходящего.
Но в то же время еретические слова Евсевия он приводит для обоснования именно этого утверждения (точнее, подтверждения собственной трактовки "смысла происходящего").
К слову, там же он приводит и сфальсифицированную цитату св. Григория Нисского: "Св. Григорий Нисский: «Хлеб... освящен вселением Слова» (Катехизическое увещание, 37 // Лампэ, 1365)".
А самое интересное – то, чему будущие священнослужители могут научиться по таким "учебникам" и на таких "лекциях"?
Комментариев нет:
Отправить комментарий