В скандальной, как уже можно сказать, статье профессора В.Е.Семенова (в защиту оптимистической эсхатологии другого профессора - А.И.Осипова) обращает на себя внимание ссылка автора на преп. Антония Великого - в подтверждение своего мнения и окончательное посрамление оппонентов («высшей добродетелью рассуждения (по мысли Антония Великого) они не одарены»). Чтобы оценить всю сюрреалистичность этого заявления, следует обратиться к трудам всуе упомянутого святого. Пройдемте, так сказать, по гиперссылке. «Не как думают некоторые из кощунов, которые услаждают уши, а душе пищу не предлагают, что мол мука грешников имеет конец, что единый Господь говорил о "огне вечном" а не о огне во веки веков. <...> Разве не принадлежит последнему безумию полагать кончину века: и что именно до этого времени будет мучиться диавол вместе с изгнанным с ним злым бесом. Если он освободится от ран и мучений, то тогда в любом случае неудачниками были святые, которые до века жили в покое: за что им умирать или страдать, если кончился их век? По необходимости, если кончится мука грешников, кончится и вечная жизнь святых» (Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония) (Цит. по кн.: Преподобный Антоний Великий. Поучения. М., изд. Сретенского монастыря, 2008).
Итак, если само учение о том, что муки грешников «в будущем веке» будут иметь конец, преподобный почитал «последним безумием», то какого рода умственным расстройством обозначить ссылку на него в апологии этого учения - это пусть автор уже сам решает как специалист в этой области (профессор психологических наук), к тому же обладающий столь редкой в наши дни добродетелью рассудительности.
«Кто имеет страх Господень, тот имеет сокровище вечных благ, тот свободен и от вечных наказаний, уготованных грешникам. Страх Господень лучше злата, и сребра, и драгоценных камней. Никакой мудрец не может получить такой славы, как боящийся Господа. Страх Господень изгоняет из души всякое коварство и всякий грех. Напротив, кто не боится Господа, тот впадет во многие беззакония. Страх Господень освобождает человека от грехов, вечных наказаний и власти змия» (Слово 2). «По причине гордости ад получил бытие свое, и вечные наказания уготованы. По причине гордости родились черви, никогда не умирающие, и явился огнь, никогда не угасающий» (Слово 5). «Итак, мы не должны много заботиться о служении людям, чтобы не сделаться участниками их грехов и не быть исполнителями их порочных желаний; не должны исполнять похоть очес наших (см.: 1 Ин. 2, 16) и оставлять без внимания сердце наше, дабы в будущей жизни вечно не быть во тьме кромешной, идеже будет плач и скрежет зубóм (Мф. 8, 12)» (Слово 9 / преп. Антоний Великий. Двадцать слов к монахам). Последняя цитата особенно актуальна, учитывая присутствующий в статье В.Семенова контекст «православного социализма» с его догматом «заботы о служении людям», поставленного во главу угла, то есть на место христианского служения Богу в благоговейном «страхе» перед Ним... И здесь в очередной раз становится понятным, что мы имеем дело не только и не столько с богословским недомыслием и невежеством, сколько с другой системой ценностей, а именно, с квазихристианским гуманизмом с его хозяйской сублимацией греха, рядящейся в прометеевскую «любовь к людям», а на самом деле потворствующей их грехам ради продолжения блаженного участия в них.
Иначе говоря, подлинная мотивировка этого неприятия явленной в Откровении истины о вечном наказании нераскаявшихся грешников и несмирившихся гордецов вовсе не заявленное повышенное человеколюбие и прочие высоконравственные декларации, но именно нерасторжимая онтологическая связь с грехом «ветхого человека», «угождающего диаволу и его сообщникам» и при этом почитающего себя за порядочного человека. В этой духовной слепоте («рабстве греху») «ветхий человек» в принципе не способен увидеть всю мерзость греха, как она есть (или, что то же самое, «в очах Божиих»), по той простой причине, что грех и составляет основное содержание его жизни. Отсюда - такой стабильный аргумент этого богословствующего гуманизма: как Бог может вечно карать за такие пустяки, если даже «мы-грешные» легко это прощаем «ближнему» (то есть самим себе - в переводе с академической латыни), или, как пишет проф. Семенов: «даже у людей высшая мера наказания - пожизненное заключение или смертная казнь (в большинстве стран уже отмененная)». Отсюда же - другой святоотеческий эпиграф к его статье про «человечество в Благодати» (мол, Боговоплощением и Искуплением все оправдано и исцелено; все человечество, дескать, теперь обречено на поступательное «преображение» вместе со всем «миром», симптомом чего и является отмена смертной казни в странах прогрессивной морали).
Поэтому и мысль преподобного Антония (великими подвигами стяжавшего подобие Божие, действительно став по благодати Божией «новой тварью во Христе») противоположна романтической экзегезе проф. Семенова (так же как апокатастические толкования проф. Осипова на поверку оказались, мягко говоря, далеки от ортодоксального смысла тех святоотеческих текстов, на которые он ссылался, ища подтверждение в Св. Предании своему теологумену, этому, к слову сказать, общему месту отечественного «неопатристического» богословия и неооригенической «новой теологии» Запада). Поэтому случись невзначай очная ставка гуманиста-профессора и небожителя-ортодокса и поведай второй первому все то, что выше процитировано о «вечных муках», сдается, в ответ он услышал бы... те же титанические словеса «праведного негодования», что и прот. Георгий Городенцев: «Жестоковыйный инквизитор!», «Мракобес, зарвавшийся от безнаказанности!», «Акцентуированная и тщеславная личность!». Одним словом, типичный «поддонок в рясе».
Нам же, елицы православные христиане, да послужит это уроком, мобилизуя в духовном трезвлении: «Блюдите убо, како опасно ходите», «аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешный?»
Комментариев нет:
Отправить комментарий