Проф.
Осипов считает, что в Рим.5:18 говорится о всеобщем спасении, невечности мук:
«Апостол
Павел: «как преступлением одного всем человекам осуждение так правдою Одного
всем человекам оправдание к жизни» это послания к римлянам.
Обращаемся
к толкованию, блаж. Феофилакт Болгарский объясняет: «Через оправдание единого
Христа на всех людей излилась благодать дающая им и оправдание вместо греха и
жизнь вместо смерти» оказывается мы правильно понимаем слова апостола Павла так
толкует блаж. Феофилакт.»
Слова
толкования блаж. Феофилакта, которые процитировал проф. Осипов говорят только
лишь о том, что каждый человек при желании может получить спасение и у блаж.
Феофилакта на эту же 5 главу Рим. Написано о том, что нужно сделать чтобы получить
спасение.
Блаж.
Феофилакт: «Так как вера оправдала нас, то не будем уже грешить, но имеем мир с
Богом посредством угодной ему жизни. Как же это будет? Через Господа нашего
Иисуса Христа. Он, оправдавший нас, когда мы были грешниками, поможет нам и сохраниться
в правде Его; ибо через Него получили мы доступ к той благодати. Если он привел
далече бывших, то тем паче удержит близ сущих. Привел же нас к той благодати.
Каким образом? Верою, то есть когда мы принесли веру. Что же это за благодать?
Получение всех благ, какие подаются нам посредством крещения.»
По
толкованию блаж. Феофилакта на Рим. 5:1-2 для оправдания нужно «принести» Богу
свою веру, принять таинство крещения и в дальнейшем жить жизнью угодной богу.
Идею о том, что можно принять веру после смерти блаж. Феофилакт категорически
отрицает:
«Как
козлу никогда не бывать овцой, так и грешник в будущем веке никогда не
очистится и не будет праведным. Внешняя тьма, будучи удалена от Божественного
света, по тому самому и составляет самое тяжкое мучение, что она удалена от
Бога. Можно представить на это и следующую причину. Грешник, удалившись по
грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме, но
поелику здесь есть еще надежда на обращение, то эта тьма и не есть внешняя. А
по смерти, если он не покаялся, настает истязание и его окружает внешняя тьма,
ибо надежды на обращение уже нет и наступает совершенное лишение Божественной
благодати. Пока грешник здесь, то хотя он и не много получает Божественных благ
(здесь разумею чувственные блага), но все еще он раб Божий, потому что живет в
доме Божием, то есть между творениями Божиими, и Бог питает и сохраняет его. А
тогда он будет совершенно отлучен от Бога, не имея участия уже ни в каких
благах; это и есть тьма, называется внешней, в противоположность теперешней,
когда грешнику еще остается надежда на покаяние.»
Блаж.
Феофилакт утверждает, что «по смерти» «надежды на обращение уже нет».
И
напоследок приведу слова блаж. Феофилакта в которых он обличает учение о
небесконечности мук как ересь Оригена:
«За
сие-то и пойдут такие люди в муку вечную, никогда нескончаемую, а праведники в
жизнь вечную. Ибо как святые имеют непрестающую радость. Так неправедные –
непрестающее мучение, хотя Ориген и баснословит безумного, обольщая неопытных,
будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что
некогда, очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся
праведные. Но слова Господа ясно обличают такую мысль как безумную. Господь
говорит о вечном наказании, то есть о непрекаращаемом, и сравнивает праведных с
овцами, а грешников с козлами. Как козлу никогда не бывать овцой, так и грешник
в будущем веке никогда не очистится и не будет праведным.»
Источники:
1.
Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского.
Том 3.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.41
2.
Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского.
Том 1.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.194
При
создании ролика использован фрагмент из лекции проф. Осипова: «Тайна вечности
(МПДА, 2016.04.05) – Осипов А.И.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий