Проф.
Осипов считает, что в Рим.11:32 говорится о всеобщем спасении, невечности мук:
«Второе
место апостола Павла: ибо всех заключил Бог в непослушание чтобы всех
помиловать. Тот же блаж. Феофилакт эти слова объясняет: «когда же спасены
язычники» уже утверждает «спасутся соревнуя им и иудеи и таким образом все
будут помилованы»
Слова
толкования блаж. Феофилакта, которые процитировал проф. Осипов говорят о
спасении христиан а не вообще всех людей. Рассмотрим эти слова в контексте 11
главы, в толковании на 25-26 стихи говорится, что массовое обращение евреев в
христианство в конце мира совершится после того как спасутся все «предузнанные
Богом язычники»:
«Тайной
называет здесь неведомое и сокровенное. В чем же состоит эта тайна? В Том, что
евреи не все не уверовали, но отчасти ожесточились. Из них уверовали многие, о
которых, как выше сказано, наперед знал Бог, и многие уверуют впоследствии, ибо
израильтяне ожесточились, пока спасутся все предузнанные Богом язычники; тогда
и весь Израиль спасется, очевидно, уверовав.»
Язычниками
называют не только тех людей, которые поклоняются идолам. Но и все народы кроме
евреев. Когда говорится о спасении язычников то имеются ввиду не евреи
обращенные в христианство.
Слова
о том, что спасутся «все предузнанные Богом язычники» означают, что спасутся не
все язычники а только та часть о которой Бог знает, что они примут веру. Таким
же образом данные стихи толкует свят. Феофан Затворник ссылаясь на свят. Иоанна
Златоуста:
«Поелику
вы призваны, иудеи стали упорнее. Однако же Бог и при этом не прекратил ваше
призвания, но ожидает, пока взойдут все имеющие уверовать из язычников. Тогда
уже взойдут и иудеи. (святой Златоуст)»
Так
же мне бы хотелось пояснить смысл слов «весь Израиль спасется» из 26 стиха 11
главы, для этого воспользуюсь толкованием свят. Феофана Затворника:
«Как
во время проповеди Апостольской говорили: весь Израиль не верует, разумея
большинство, массу; так в последнее время будут говорить: весь Израиль спасся,
обратясь к истинной вере, тоже по причине большинства уверовавших. Спасаемые
всегда суть избранные, из язычников ли то или из иудеев, а не все из того или
другого рода людей. Весь Израиль, - может быть. И означает у Апостола всех
верующих, кто бы они ни были; потому что собственно они-то и суть Израиль.
Блаженный Феодорит так и полагает: «всем Израилем называет Апостол верующих,
будут ли то иудеи, имеющие естественное сродство с Израилем, или язычники,
присоединяемые к Израилю сродством веры.»
Из
толкования свят. Феофана следует, что «весь Израиль» означает не всех евреев а
всех верующих то есть спасаются не все люди скопом а только христиане.
Так
же учитывая тот факт, что проф. Осипов продвигает идею посмертного обращения в
христианство приведу слова блаж. Феофилакта на которого проф. Осипов пытается
ссылаться и который эту идею категорически отрицал:
«Как
козлу никогда не бывать овцой, так и грешник в будущем веке никогда не
очистится и не будет праведным. Внешняя тьма, будучи удалена от Божественного
света, по тому самому и составляет самое тяжкое мучение, что она удалена от
Бога. Можно представить на это и следующую причину. Грешник, удалившись по
грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме, но
поелику здесь есть еще надежда на обращение, то эта тьма и не есть внешняя. А
по смерти, если он не покаялся, настает истязание и его окружает внешняя тьма,
ибо надежды на обращение уже нет и наступает совершенное лишение Божественной
благодати. Пока грешник здесь, то хотя он и не много получает Божественных благ
(здесь разумею чувственные блага), но все еще он раб Божий, потому что живет в
доме Божием, то есть между творениями Божиими, и Бог питает и сохраняет его. А
тогда он будет совершенно отлучен от Бога, не имея участия уже ни в каких
благах; это и есть тьма, называется внешней, в противоположность теперешней,
когда грешнику еще остается надежда на покаяние.»
Блаж.
Феофилакт утверждает, что «по смерти» «надежды на обращение уже нет».
И
напоследок приведу слова блаж. Феофилакта в которых он обличает учение о
небесконечности мук как ересь Оригена:
«За
сие-то и пойдут такие люди в муку вечную, никогда нескончаемую, а праведники в
жизнь вечную. Ибо как святые имеют непрестающую радость. Так неправедные –
непрестающее мучение, хотя Ориген и баснословит безумного, обольщая неопытных,
будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что
некогда, очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся
праведные. Но слова Господа ясно обличают такую мысль как безумную. Господь
говорит о вечном наказании, то есть о непрекаращаемом, и сравнивает праведных с
овцами, а грешников с козлами. Как козлу никогда не бывать овцой, так и грешник
в будущем веке никогда не очистится и не будет праведным.»
Источники:
1.
Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского.
Том 3.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.93
2.
Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского.
Том 1.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.194
3.
святитель Феофан Затворник. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам
(главы 9-16) «Правило веры» Москва 2006 стр.240-241, 244
При
создании ролика использован фрагмент из лекции проф. Осипова: «Тайна вечности
(МПДА, 2016.04.05) – Осипов А.И.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий