Толкование проф. Осипова и Святых Отцов на Рим. 11-32 (ТЕКСТОВАЯ РАСШИФРОВКА)


Проф. Осипов считает, что в Рим.11:32 говорится о всеобщем спасении, невечности мук:
«Второе место апостола Павла: ибо всех заключил Бог в непослушание чтобы всех помиловать. Тот же блаж. Феофилакт эти слова объясняет: «когда же спасены язычники» уже утверждает «спасутся соревнуя им и иудеи и таким образом все будут помилованы»
Слова толкования блаж. Феофилакта, которые процитировал проф. Осипов говорят о спасении христиан а не вообще всех людей. Рассмотрим эти слова в контексте 11 главы, в толковании на 25-26 стихи говорится, что массовое обращение евреев в христианство в конце мира совершится после того как спасутся все «предузнанные Богом язычники»:
«Тайной называет здесь неведомое и сокровенное. В чем же состоит эта тайна? В Том, что евреи не все не уверовали, но отчасти ожесточились. Из них уверовали многие, о которых, как выше сказано, наперед знал Бог, и многие уверуют впоследствии, ибо израильтяне ожесточились, пока спасутся все предузнанные Богом язычники; тогда и весь Израиль спасется, очевидно, уверовав.»
Язычниками называют не только тех людей, которые поклоняются идолам. Но и все народы кроме евреев. Когда говорится о спасении язычников то имеются ввиду не евреи обращенные в христианство.
Слова о том, что спасутся «все предузнанные Богом язычники» означают, что спасутся не все язычники а только та часть о которой Бог знает, что они примут веру. Таким же образом данные стихи толкует свят. Феофан Затворник ссылаясь на свят. Иоанна Златоуста:
«Поелику вы призваны, иудеи стали упорнее. Однако же Бог и при этом не прекратил ваше призвания, но ожидает, пока взойдут все имеющие уверовать из язычников. Тогда уже взойдут и иудеи. (святой Златоуст)»
Так же мне бы хотелось пояснить смысл слов «весь Израиль спасется» из 26 стиха 11 главы, для этого воспользуюсь толкованием свят. Феофана Затворника:
«Как во время проповеди Апостольской говорили: весь Израиль не верует, разумея большинство, массу; так в последнее время будут говорить: весь Израиль спасся, обратясь к истинной вере, тоже по причине большинства уверовавших. Спасаемые всегда суть избранные, из язычников ли то или из иудеев, а не все из того или другого рода людей. Весь Израиль, - может быть. И означает у Апостола всех верующих, кто бы они ни были; потому что собственно они-то и суть Израиль. Блаженный Феодорит так и полагает: «всем Израилем называет Апостол верующих, будут ли то иудеи, имеющие естественное сродство с Израилем, или язычники, присоединяемые к Израилю сродством веры.»
Из толкования свят. Феофана следует, что «весь Израиль» означает не всех евреев а всех верующих то есть спасаются не все люди скопом а только христиане.
Так же учитывая тот факт, что проф. Осипов продвигает идею посмертного обращения в христианство приведу слова блаж. Феофилакта на которого проф. Осипов пытается ссылаться и который эту идею категорически отрицал:
«Как козлу никогда не бывать овцой, так и грешник в будущем веке никогда не очистится и не будет праведным. Внешняя тьма, будучи удалена от Божественного света, по тому самому и составляет самое тяжкое мучение, что она удалена от Бога. Можно представить на это и следующую причину. Грешник, удалившись по грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме, но поелику здесь есть еще надежда на обращение, то эта тьма и не есть внешняя. А по смерти, если он не покаялся, настает истязание и его окружает внешняя тьма, ибо надежды на обращение уже нет и наступает совершенное лишение Божественной благодати. Пока грешник здесь, то хотя он и не много получает Божественных благ (здесь разумею чувственные блага), но все еще он раб Божий, потому что живет в доме Божием, то есть между творениями Божиими, и Бог питает и сохраняет его. А тогда он будет совершенно отлучен от Бога, не имея участия уже ни в каких благах; это и есть тьма, называется внешней, в противоположность теперешней, когда грешнику еще остается надежда на покаяние.»
Блаж. Феофилакт утверждает, что «по смерти» «надежды на обращение уже нет».
И напоследок приведу слова блаж. Феофилакта в которых он обличает учение о небесконечности мук как ересь Оригена:
«За сие-то и пойдут такие люди в муку вечную, никогда нескончаемую, а праведники в жизнь вечную. Ибо как святые имеют непрестающую радость. Так неправедные – непрестающее мучение, хотя Ориген и баснословит безумного, обольщая неопытных, будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что некогда, очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся праведные. Но слова Господа ясно обличают такую мысль как безумную. Господь говорит о вечном наказании, то есть о непрекаращаемом, и сравнивает праведных с овцами, а грешников с козлами. Как козлу никогда не бывать овцой, так и грешник в будущем веке никогда не очистится и не будет праведным.»
Источники:
1. Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского. Том 3.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.93
2. Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского. Том 1.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.194
3. святитель Феофан Затворник. Толкование Послания апостола Павла к Римлянам (главы 9-16) «Правило веры» Москва 2006 стр.240-241, 244
При создании ролика использован фрагмент из лекции проф. Осипова: «Тайна вечности (МПДА, 2016.04.05) – Осипов А.И.»



Комментариев нет: