Проф.
Осипов считает, что в 1 Кор. 15:54-55 говорится
о всеобщем спасении, невечности мук:
«Из
того же послания к Коринфянам: когда же тленное сие обратится в нетление и
смертное сие облечется в бессмертие тогда сбудется слово написанное поглощена
смерть победою, смерть где твое жало, ад где твоя победа» свят. Феофан
Затворник по этому поводу пишет: «Когда тление образом изгнано из всех областей
бытия и всюду воцарится бессмертная жизнь тогда все преисполнено будет радостью
жизни»
Действительно
ли свят. Феофан Затворник говорил о всеобщем спасении в своем толковании?
Давайте сверимся с контекстом его толкования на 15 главу:
Вот
толкование на 23 стих:
«Стих
23. Кийждо же во своем чину: начаток Христос, потом же Христу веровавши, в
пришествие Его.
Слова:
Кийждо же во своем чину, двояко понимать можно. Если поставить их в связи с
предыдущим, они будут значить, что во Христе все оживут; но участь получат по
воскресении всякий по своему достоинству; все оживут о Христе, но не все вкусят
блаженной жизни о Нем, оживут прежде для суда, а по суде – для приятия участи,
какую кто заслужил. Святой Златоуст говорит: «Дабы ты не подумал, что и
грешники спасутся, он привосокупляет: Кийждо же во своем чину. Слышал о
воскресении, не подумай, что все получат равное воздаяние, ибо если наказание
не все понесут равное, но весьма различное, то тем более между грешниками и
праведниками будет великое различие». И Феодорит пишет: «Поелику сказал: все
оживут, по воскресении же будет разделение живших целомудренно и предававшихся
в жизни невоздержанию, страдавших неверием и просиявших верою и, одним словом,
стремившихся к делам похвальным и к делам укоризненным, то по необходимости
присовокупил: Кийждо же во своем чину. Так и Господь в священном Евангелии
учит, что агнцев поставит одесную, а козлов ишуюю (Мф.25,33)» Так и все другие
наши толковники.»
«за
воскресением последует конец всему – суд, распределение оправданных и
осужденных по своим местам»
Толкование
на 24 стих:
«По
воскресении суд, по суде приговор, одним придите, другим отыдите. И идут сии в
муку вечную праведницы же в живот вечный. Этим кончится все.»
«Вслед
за тем последует воскресение мертвых, которое есть упразднение смерти, или
окончательная над нею победа. Остается еще грех. И он в лице грешников, будет
упразднен окончательным решение: отиидите от Мене проклятии в огнь вечный,
уготованный диаволу и аггелом его. Царство Божие очистится от всего противного
и богоборного, и свет Божией воссияет во всех областях бытия.»
Толкование
на стихи 42-22:
«Хотя
все праведники будут в царстве небесном, но не все получат одинаковое
блаженство; и грешники, хотя все будут в геенне, но все будут одинаково
мучиться.»
Толкование
на 50 стих:
«Не
то хочет он сказать, что все воскресшие в нетленном теле непременно и царство
наследуют, но что без воскресения и облечения в нетление, хотя бы и свят кто
был, царствия, как оно устроено, не увидит.»
«Надобно
облещись в нетленное тело тогда и войти в царство, если достоин того.»
«Для
того и сила воскресения Христова такова, что в Нем воскрешено уже все
человечество. Это уже всем принадлежит, к славе ли кто воскреснет, или не к
славе.»
Толкование
на 56 стих:
«переносясь
мыслию в созерцание преславного состояния по воскресении, когда всюду будет
преизобиловать радость жизни, он восхитился тем состоянием и воззвал: где ти
смерте жало? Но тотчас же припомнил, что то состояние еще впереди, хотя
несомненно верно, мы же еще на пути к нему должны исполнять условие, чтобы
вступи в область бессмертия, начать вкушать блаженство а не мучение.»
Обратите
внимание слова о будущей «радости жизни» то выражение свят. Феофана, которое
цитирует проф. Осипов соседствует с утверждением, что человек должен выполнить
условие чтобы вкушать по воскресении блаженство а не мучение.
Толкование
на 57 стих:
«Для
нас пока торжество над смертию есть победа над грехом в себе самих.
Воодушевляйтесь же на такую победу, чтобы потом на радость, а не на ужасы
вступить.»
Свят.
Феофан Затворник толкуя 15 главу не один раз отрицает тот смысл, который проф.
Осипов ему приписывает.
Источники:
1)
Святитель Феофан Затворник. Толкование Послания апостола Павла к Коринфянам
первого «Правило веры». Москва. 2006. Стр.697, 700, 701, 702, 704, 741, 757,
758, 764, 765.
При создании ролика
использован фрагмент из лекции проф. Осипова: «Тайна вечности (МПДА,
2016.04.05) – Осипов А.И.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий