Проф.
Осипов считает, что в 1 Кор.15:22,26,28 говорится
о всеобщем спасении, невечности мук:
«Из
первого послания к Коринфянам: как в Адаме все умирают так во Христе все
оживут, последний же враг истребится смерть, когда же все покорит Ему тогда и
Сам Сын покорится покорившему все Ему, да будет Бог все во всем.» как понимают
святые отцы эти кажется уже точно пишет апостол сомнений нет, но все-таки как
святые отцы понимают. Блаженный Феодорит Кирский объясняет: обратите внимание на
основание рода и увидите, что за прародителем последовали и потомки и все стали
смертными потому что он принял смертность так все естество человеческое
последует за Владыкою Христом и приобщится воскресению. А блаженный Феофилакт
пишет об этом же: ибо когда не будет греха очевидно, что Бог будет все во всех
все будем богоподобны все будем вмещать в себе Бога и только Его.»
Начнем
с приведенных проф. Осиповым слов из толкования блаж. Феодорита Кирского. В том
тексте, который процитировал проф. Осипов ни слова не сказано в пользу
невечности мук, всеобщего спасения, там говорится только о том, что все
воскреснут. Хочу вам показать то, что проф. Осипов не стал цитировать из
толкования на 22 стих:
«Поелику
жен сказал, что вси оживут, по воскресении же будет разделение живших
целомудренно и предававшихся в жизни невоздержанию, страдавших неверием и
просиявших верою и, одним словом, стремившихся к делам похвальным и к делам
укоризненным, то по необходимости присовокупил:»
Оказывается
после воскресения грешников и праведников разделят. А в толковании на 23 стих
блаж. Феодорит пишет о разделении агнцев и козлов и ссылается на притчу о
Страшном суде (МФ. 25,33) в конце которой Господь отправляет козлов в муку
вечную:
«(23)
Кийждо же в своем чину. Так и Господь в Священном Евангелии учит, что агнцев
поставит одесную, а козлов ошуюю (Мф.25,33)»
Таким
образом блаж. Феодорит в толковании пишет ровно противоположное тому, что проф.
Осипов хочет доказать. Блаж. Феодорит исповедовал учение о вечных муках, вот
его высказывания подтверждающие это:
«Праведный
Судия и до суда все знает, и не имеет нужды ни в доказательствах, ни в
обличениях. А потому воздавая каждому по достоинству, одни удостоит
прославления и венцов, а других пошлет на вечное мучение.»
«Возлюбившие
беззаконие преданы будут непрестанно продолжающемуся наказанию.»
«Кто
проливал пот ради благочестия и правды, нес труды ради вечных благ, тот плодом
трудов имеет негибнующую жизнь и с мудрецами мира, которых апостольское слово
именует буиими, не будет разделять
вечной гибели и нескончаемого мучения.»
Теперь
рассмотрим толкование блаж. Феофилакта:
«все
будем богоподобны. Все будем вмещать в себе Бога, и только Его.» и еще
предложение, которое проф. Осипов выпустил: «Ибо Бог будет для нас, и пища, и
питие, и одежда, и помышление.»
«Тогда
не будут уже многие из нас вдаваться в нечистые побуждения и страсти, не имея в
себе ничего божественного или имея оного мало, но все будем богоподобны, все
будем вмещать в себе Бога, и только Его. Ибо Бог будет все для нас, и пища, и
питие, и одежда, и помышление.»
Почему
проф. Осипов решил, что здесь говорится обо всех людях? С чего вдруг например
для атеистов Бог станет «и пища, и питие, и одежда, и помышление.»
Может
под «мы» имеются ввиду христиане?
В
пользу этой версии приведу цитаты из толкования на эту же 15 главу, хотя проф.
Осипов любит рассказывать о том, что Святые Отцы писали одновременно и о
вечности мук и о всеобщем спасении в разных местах своих творений, но
достаточно сомнительно чтобы блаж. Феофилакт предостерегая читателя от мысли о
всеобщем спасении в толковании на 23 стих вдруг стал бы бы его доказывать в
толковании на 28 стих. Вот как блаж. Феофилакт предостерегает своего читателя
от мысли о всеобщем спасении:
«(23)
Каждый в своем порядке. Дабы ты услышав, что все оживут, не подумал, что и
грешники спасутся, прибавил: что касается воскресения, то все оживут, но каждый
в своем порядке и в том чего достоин.»
И
еще более сомнительно считать, что блаж. Феофилакт сначала толкуя 23 стих
предостерегает от мысли о всеобщем спасении, потом толкуя 28 стих наоборот
утверждает всеобщее спасение а потом толкуя 39,43 стихи снова отрицает всеобщее
спасение. Вот толкование к 39 стиху:
«(39)
Не всякая плоть такая же плоть, но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов,
иная у рыб, иная у птиц. Да бы услышав о пшеницу, не подумал, что как у нее все
колосья вырастают одинаковые, так и воскресении все будут одинаковы, хочет
показать, что между воскресшими будет различие (на то и прежде намекнул словами
каждый в своем порядке) и говорит, что не всякая плоть такая же плоть, то есть
не все воскреснут в одном и том же достоинстве, но будут иметь разность прежде
праведники от грешников, как разнятся тела небесные от земных, потом будет
большое различие степеней между самими праведниками, как ниже скажет, и между
сами грешниками. Ибо говорит как есть разность между плотью человеков и плоть
скотов и прочих животных, так будет различие и в наказаниях грешников. Итак все
что ни сказано о разности между грешниками, сказано именно о грешниках. Ибо о
праведниках говорит ниже, когда перечисляет тела небесные.»
Блаж.
Феофилакт рассуждает о том, что каждый воскреснет в своем достоинстве и что
грешники будут иметь различие в наказаниях. А в толковании на 43 стих он
говорит, что «для грешников нетление послужит к большему наказанию»:
«(43)
Сеется в уничижении, восстает в славе, сеется в немощи, восстает в силе. Ибо
что уничтоженнее мертвого? Но воскреснет в славе нетления, хотя и не все
получат одну и ту же участь. Сеется в немощи ибо не пройдет и пяти дней, как
плоть не сможет противостоять тлению, но воскреснете в силе нетления, не
подлежа уже никакому тлению, хотя для грешников нетление послужит к большему
наказанию.»
В
качестве дополнительного аргумента в пользу того, что блаж. Феофилакт
исповедовал учение о вечных муках приведу его слова с обличением учения о
небесконечности мук как ереси Оригена:
«За
сие-то и пойдут такие люди в муку вечную, никогда нескончаемую, а праведники в
жизнь вечную. Ибо как святые имеют непрестающую радость. Так неправедные –
непрестающее мучение, хотя Ориген и баснословит безумного, обольщая неопытных,
будто бы есть конец наказанию, что грешники не вечно будут мучиться, что
некогда, очищенные мучениями, будто перейдут в то место, где находятся
праведные. Но слова Господа ясно обличают такую мысль как безумную. Господь
говорит о вечном наказании, то есть о непрекращаемом, и сравнивает праведных с
овцами, а грешников с козлами. Как козлу никогда не бывать овцой, так и грешник
в будущем веке никогда не очистится и не будет праведным.»
Так
же учитывая тот факт, что проф. Осипов продвигает идею посмертного обращения в
христианство приведу слова блаж. Феофилакта на которого проф. Осипов пытается
ссылаться и который эту идею категорически отрицал:
«Как
козлу никогда не бывать овцой, так и грешник в будущем веке никогда не
очистится и не будет праведным. Внешняя тьма, будучи удалена от Божественного
света, по тому самому и составляет самое тяжкое мучение, что она удалена от
Бога. Можно представить на это и следующую причину. Грешник, удалившись по
грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме, но
поелику здесь есть еще надежда на обращение, то эта тьма и не есть внешняя. А
по смерти, если он не покаялся, настает истязание и его окружает внешняя тьма,
ибо надежды на обращение уже нет и наступает совершенное лишение Божественной
благодати. Пока грешник здесь, то хотя он и немного получает Божественных благ
(здесь разумею чувственные блага), но все еще он раб Божий, потому что живет в
доме Божием, то есть между творениями Божиими, и Бог питает и сохраняет его. А
тогда он будет совершенно отлучен от Бога, не имея участия уже ни в каких
благах; это и есть тьма, называется внешней, в противоположность теперешней,
когда грешнику еще остается надежда на покаяние.»
Блаж.
Феофилакт утверждает, что «по смерти» «надежды на обращение уже нет».
И
напоследок приведу слова преп. Нила Синайского, который толкует стих:
«Бог
будет все во всем» совсем не так как проф. Осипову кажется очевидным:
«Да
будет Бог всё во всем (1 Кор.15:28), свет – достойным света, а карающий огонь -
достойным вечного мучения!»
Источники:
1.
Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского.
Том 3.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.246, 249, 252, 253
2.
Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского.
Том 1.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.194
3.
Блаженный Феодорит Кирский. Т.2 Изъяснение псалмов-М.:Издательский совет
Русской Православной Церкви, 2004. Стр.16,169,330
4.
Творения блаженного Феодорита епископа Кирского. «Паломник» Москва.
2003.стр.296
5.
Преподобный Нил Синайский. Мир ума Христова: письма.-М.: Благовест,
2009.-стр.29
При
создании ролика использован фрагмент из лекции проф. Осипова: «Тайна вечности
(МПДА, 2016.04.05) – Осипов А.И.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий