Проф.
Осипов считает, что в 1Ин.2:1-2 говорится
о всеобщем спасении, невечности мук грешников:
О
вечных муках в Священном Писании «бесконечное огромное количество у Святых
Отцов то же самое мы находим, но оказывается есть множество других текстов тоже
Священного Писания и тоже Святых Отцов, которые говорят прямо противоположно,
что и это мы то с вами конечно поскольку получаем образование а не
начетничество должны знать то и другое с тем чтобы потом осмыслить это.»
«Апостол
Иоанн Богослов, что пишет: Он есть умилостивление за грехи наши и не только за
наши, но и за грехи всего мира.» ну комментарии не требуются.
Как
Святые Отцы понимают данный текст? Вот толкование святого беды Достопочтенного:
«Кто
по человечеству ходатайствует за нас перед Отцом, Тот же по Божеству вместо с
Отцом милует нас. И не только за наши, но и за грехи всего мира. Господь есть
умилостивление не только тем, жившим тогда во плоти людям, людям, к которым
обращался Иоанн, но и всей церкви, простирающейся во весь мир, обнимающей от
первого избранного до последнего, имеющего родиться в конце времен. Этими
словами апостол осуждает раскольников-донатистов, которые учили, что Церковь
Христа ограничена лишь пределами Африки. Итак, Господь ходатайствует за грехи
всего мира, ибо на весь мир простирается Церковь, которую Он создал ценою своей
крови.» (Беда Достопочтенный, О семи Кафолических посланиях)
По
толкованию святого Беды Христос умилостивление за грехи членов Церкви, которые
жили во времена апостола Иоанна и будут жить в последующие времена. Святой не
видит здесь указания на всеобщее спасение, невечность мук.
А
вот толкование свят. Кирилла Александрийского:
«Блаженный
Иоанн, так как был иудеем и из иудеев, чтобы кто не подумал, что Господь есть
ходатай пред Отцом за одних только израильтян, а не за другие народы,
рассеянные по всей земле, хотя им и предстояло прославиться верою в Него и быть
вскоре призванными к познанию спасения чрез Христа, считает необходимым
сказать, что Господь есть умилостивление не за одних только потомков Израиля,
но за целый мир, то есть за тех, которые имели быть призванными из всякого
народа и племени чрез веру к оправданию и освящению. А Господь наш Иисус
Христос, отделив истинно верующих от имеющих противоположное настроение и
решившихся столь упорным непослушанием досаждать Ему – от достойнейших слушателей
Его божественных слов, подклонивших уже выю сердца своего и как бы надевших на
себя иго рабства Богу, - о них, сказал, одних подобает молить, ибо кого Он
является посредником и первосвященником, им только одним почитал должным»
Свят.
Кирилл Александрийский не видит здесь указания на всеобщее спасение, невечность
мук. По его толкованию: Христос есть умилостивление за грехи всех христиан не
только их израильтян, но и из других народов.
А
вот толкование блаж. Феофилакта Болгарского:
«Он
ходатайствуя о нас перед Отцом, умилостивит за грехи наши, и не только за наши,
но и за грехи всего мира. Апостол сказал это потому что писал иудеям, сказал
для того чтобы показать, что благотворность покаяния не ограничивается одними
только ими, но простирается и на язычников, или что обещание это относится не к
одним только современника, но и ко всем людям последующих веков.
Блаж.
Феофилакт Болгарский не видит здесь указания на всеобщее спасение, невечность
мук. По толкованию: согрешив после покаяния нельзя отчаиваться нужно снова
каяться и получишь спасение. Покаяние доступно всем, современникам и тем кто
будет жить в последующие времена.
А
вот толкование преп. Иустина Поповича:
«Господь
наш Иисус Христос есть очищение, умилостивление бога за наши грехи, потому что,
молясь Отцу о нашей телесной греховности, Он показывает язвы, ради нас подъятые
на Своем Теле, которое было на земле безгрешно и будет таким во веки.
Он
является умилостивлением Бога и за грехи всего мира. Ибо ради нас, ради нашего
положения, ради нашего имени Он перенес невыразимые и неизмеримые мучения и
уничижения – от яслей до крестной смерти, которая была «всежертвой» Его
неизреченного человеколюбия. Не будь этого спасительного умилостивления о
грехах мира, мир остался бы неизлечимым и по правосудию Божию открылись бы
многие пути его разрушения и гибели по причине грехов.»
Преп.
Иустин Попович не видит здесь указания на всеобщее спасение, невечность мук. По
толкованию: Христос есть умилостивление за грехи всего мира потому что ради нас
Он перенес невыразимые страдания.
А
вот толкование преп. Ефрема Сирина:
«Но
всякий согрешивший не должен жить безпечно, а так же и отчаиваться, потому что
ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа, праведника и Той очищение есть о грехах
наших (1 Ион. 2, 1.2.) о грехах не тех из нас, которые живут безпечно, лежат и
спят, роскошествуют и смеются, но которые плачут, приносят покаяние, вопиют к
Нему день и ночь, они примут утешение от утешителя. А кто согрешил и забыл грех
свой, и в таком состоянии переселяется из тела, на того падет оный гнев Божий,
о котором возвестил Манассия, сказав нестерпим гнев еже на грешники прещения
Твоего (2 Пар. 36 Молит. Ман.) Горе любодею! Горе пьянице!»
Преп.
Ефрем не видит здесь указания на всеобщее спасение, невечность мук.
По
толкованию преп. Ефрема Христос есть умилостивление за грехи только тех кто
плаче, кается, день и ночь вопиет к Богу. На тех же кто умер во грехах падет
Божий гнев.
Источники:
1.
Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта. Архиепископа Болгарского.
Том 3.-К.: Типография Киево-Печерского Лавры, 2006.-стр.583
2.
Архимандрит Иустин Попович. Толкование на 1-ое соборное послание святого Иоанна
Богослова. Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Москва. 1998. Стр.29
3.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 2. Издательский отдел Московского Патриархата
1993. Стр.224
4. Библейские комментарии отцов Церкви и других
авторов I-VIII. Новый завет. Том
XI. Тверь. Герменевтика. 2008. стр.203
5.
Святитель Кирилл Алексадрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна: в 2 т. Том
второй.М.: Сибирская Благозвонница. 2011. Стр.490-491
При
создании ролика использован фрагмент из лекции проф. Осипова: «Тайна вечности
(МПДА, 2016.04.05) – Осипов А.И.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий