Является ли включение имени святителя Григория Нисского Шестым Вселенским собором в число “святых и блаженных отцов” аргументом за “православный апокатастасис”?
Приверженцы учения о всеобщем спасении (апокатастасисе), утверждающие, что существует его православное понимание, в обоснование своего мнения нередко указывают на эсхатологические воззрения свт. Григория Нисского (†391). При этом они заявляют, что VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов»[1]. Статья о свт. Григории Нисском в «Православной энциклопедии» также сообщает, что «Вселенский VI Собор (681) вслед за предыдущими Соборами включил имя Григория в число “святых и блаженных отцов” (прав. 2)»[2]. Ей вторит «Википедия» – в статье «Апокатастасис»[3]. Что представляет собой это «включение» имени свт. Григория в число святых и блаженных отцов, произведенное Шестым Вселенским Собором? И является ли оно свидетельством того, что Церковь признала его эсхатологическое учение православным?
Имя свт. Григория Нисского действительно обретается в числе «святых и блаженных отец наших» – во 2-м правиле Трулльского (Шестого, или, как его еще иногда называют, Пято-Шестого) Собора (691-692 гг.). Трулльский Собор составил 102 правила, имеющие в Православной Церкви авторитет правил Вселенского Собора, восполнив каноническое “бездействие” двух предыдущих Вселенских Соборов – Пятого и Шестого, которые занимались только догматическими темами.
Что же гласит 2-е правило Трулльского Собора? Читаем: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя, и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя, именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил <…> Согласием нашим запечатлеваем и вся прочие священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших, то есть <…>[4]». Далее в этом правиле приводятся правила Вселенских Соборов, некоторых поместных Соборов и некоторых святых отцов, среди которых и свт. Григорий Нисский. Заканчивается правило запрещением «вышеозначенныя правила изменяти или отменяти» и наказанием для сделавшего это. Как сказано в Православной энциклопедии: «Во 2-м правиле Собор суммирует правотворчество Церкви в период предыдущих Соборов, перечисляя правила, принятые на Вселенских и поместных Соборах, а также правила св. отцов»[5].
Таким образом, Трулльский Собор запечатлел своим авторитетом группу правил «святых и блаженных отец», среди которых и правила свт. Григория Нисского, составленные из его канонического послания к Литоию, епископу Мелитинскому (390 г.). В своем послании свт. Григорий делит грехи на 3 группы соответственно тому, из какой силы души они происходят: разумной, вожделеющей или раздражительной, и предлагает наказания за такие прегрешения как отречение от веры, обращение к чародеям, прелюбодеяние, блуд, убийство, грабеж, гробокопательство, святотатство. Ознакомление с текстом правил свт. Григория позволяет утверждать, что учение о всеобщем спасении не нашло в них никакого отражения. В толкованиях, составленных на эти правила знаменитыми византийскими канонистами Иоанном Зонарой и Феодором Вальсамоном (XII в.) и епископом Никодимом (Милашем) (XIX в.), также нет упоминаний о заключающемся в них или исповедуемым их автором, святителем Григорием, учении о всеобщем спасении.
Итак, Трулльский Собор утвердил правила свт. Григория Нисского, касающиеся практики покаяния, в которых не отражено учение о всеобщем спасении. Отцы Собора при этом назвали святителя «святым и блаженным отцом» – наряду с прочими авторами утверждаемых ими правил – но из данного факта было бы опрометчиво делать вывод, что таким образом Собор дал свидетельство о православии всех вероучительных воззрений Нисского епископа или о своем согласии с ними. Очевидно, таким образом отцы Трулльского Собора засвидетельствовали свою веру в его святость, но даже прославление Церковью святого «не означает признания совершенно безукоризненными всех его дел и писаний. Признавая высокий авторитет всего сказанного и написанного святыми, Церковь не усваивает их мыслям и их писаниям непогрешимости. В творениях св. отцов истинными признаются Церковью не все вообще мысли, содержащиеся в них, но только те положения, в которых обнаруживается т. н. согласие отцов (consensus patrum)»[6].
Отвечая на вопросы, поставленные в начале этой заметки, надо сказать следующее. На Шестом Вселенском Трулльском Соборе (691-692 гг.) произошло утверждение правил свт. Григория Нисского, касающихся практики покаяния и не содержащих учение об апокатастасисе, в числе правил «святых и блаженных отец», которые не позволено «изменяти или отменяти». Наименование при этом отцами Собора святителя Григория «святым и блаженным отцом» не является свидетельством того, что Церковь признала его эсхатологическое учение православным.
Диакон Дионисий Анаприенко
_____________________________________
[1] См., напр.: Иларион (Алфеев), митр. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. 7-е изд. М.: Издательский дом «Познание»: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2017. С. 412, сноска; Осипов А. Посмертная жизнь души. Из времени – в вечность. Беседы современного богослова. М.: Данилов мужской монастырь, 2017. С. 125.
[2] Григорий, свт., еп. Нисский // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12, С. 520.
[4] Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: «Сибирская Благозвонница», 2011. С. 284, 285.
[5] Вселенский VI Собор // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9, С. 637.
[6] Канонизация // Православная энциклопедия. М., 2012. Т. 30, С. 270.
Комментариев нет:
Отправить комментарий